Словарь форм слова

    1. розно.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    РО́ЗНО, нареч. (прост.). Врозь, отдельно. Сыновья живут р.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    нареч. устар.

    1.

    нареч. к розный.

    Державин действительно в разные времена думал о ней [поэзии] розно: то приходил в восторг от своего призвания , то погружался в уныние. Белинский, Сочинения Державина.

    2.

    Отдельно, врозь.

    Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть. Лермонтов, Ужасная судьба…

    — Зачем мы идем розно? Давайте мне вашу руку. Вот так. Тургенев, Бретер.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    РО́ЗНО, нареч. (обл.). Отдельно, врозь. «С тобою розно зачем в ночи скитаюсь я.» Пушкин. «Мы в жизни розно шли.» Пушкин.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    нареч. качеств.-обстоят. разг.-сниж.

    1.

    Врозь, отдельно.

    2.

    перен.

    По-разному, различно.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    нареч.;
    разг. (врозь) apart, separately

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    уст.

    séparément

  13. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    нареч. прост.

    separadamente

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Уже (19)
    I. Нареч. При сказуемом и наречии времени указывает на совершение, выполнение какого-л. действия:

    Уже бо бѣды его пасетъ птиць по дубію. 9. О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси! 10. О Руская землѣ! уже за шеломянемъ еси. 12. Уже бо, братіе, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. 19. Жены Рускія въсплакашась, аркучи: Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати. 20. Тіи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убудиста, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь. 21. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ. 23. И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила... Уже соколома крильца припѣшали поганыхъ саблями, а самою опуташа въ путины желѣзны. 24. Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. 25. А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава. 26—27. Нъ уже, княже Игорю, утръпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони. 32. Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ Полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ. 33. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени; уже бо выскочисте изъ дѣднеи славѣ. 34—35.

    Но богъ вѣсть, яко царству твоему не согрѣшилъ есмь. Но уже суд твои да збудеться. Пов. об Акире, 131 (XV в. ← XI—XII вв.). Аристоулъ же ...рече: Уже не могох таити своих сквѣрныхъ дѣлъ прѣдъ вѣликымъ окомъ божиимъ. Флав. Полон. Иерус., 173 (XVI в. ← нач. XII в.). 945: Рече же имъ (древлянам) Ольга: Люба ми есть рѣчь ваша, уже мнѣ мужа своего не крѣсити. Пов. врем. лет, 40—41 (1377 г. ← нач. XII в.). Пръси, гоняще Александра, приидоша къ рѣцѣ, уже прошедшю Александру, и не могша преити, възвратишася. Александр., 63 (XV в. ← XII в.). 1230: Трясеся земля въ пятък ...въ обѣдъ, а инии уже бяху отобѣдали. Новг. 1 лет., 69 (XIII в.). Уже бо бяше град Псков взят, и намѣстникы от Немець посажени. Ж. Алекс. Нев. (Б), 169 (XV в. ← XIII в.). Уже Рускои земли простреся веселье. И възнесеся слава руская на поганых хулу. Уже веръжено диво на землю. Уже грозы великого князя по всеи земли текуть. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).

    II. Усилит. частица.
    1. Подчеркивает смысловое знач. слова, к которому относится:

    Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю... А мы уже дружина жадни веселія. 25—26.

    Поишти ли единого человѣка, бояштя ся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби, обрѣте бо уже ключь царьствия небесьнааго. Изб. Св. 1076 г., 14 об. — 15. Нъ мы уже сьдѣ ставимъ слово. Се же се азъ, Нестеръ грѣшный, о житии ...исписавъ. Ж. Бор. Глеб. (Чтен.), 56 (XIV в. ← XI в.). Ирод же ...взем Иопию, и идѣ к Масаду посѣтити своихъ. И земци вѣдуще уже тверда царя Ирода, съ радостию идяху к нему. Флав. Полон. Иерус., 192 (XVI в. ← нач. XII в.). Внезапу дска велика спаде ветха, ...из неяже изидоша змиа многы, и плъзяще изиидоша на путь основанныхъ уже градъ. Александр., 33 (XV в. ← XII в.). Филипъ же рече: Во истину добромысленъ еси другъ и таилъ ся еси был, но уже пращаю тя, а храни дружбу отселѣ со мною. Пчела, 62 (XIV в. ← XIII в.). И не могохом ему ни рукы протягнути, ни устъ свести, яко давно уже умръша. Патер. Печ. (Абр.), 123 (XV в. ← XIII в.).

    2. Употребляется в знач., близком к «в самом деле», «действительно», «а именно».

    И рече, яко вся глаголаная Анаданомъ истина суть. И отвѣща Анаданъ: «Господи мои царю, се уже видилъ еси своима очима, еже створи отьць мои Акиръ». Пов. об Акире, 123 (XV в. ← XI—XII вв.). 1230: Како отець твои реклъ былъ въсѣсти на коне на воину съ Въздвижения и крестъ цѣловалъ, а се уже Микулинъ день, съ нас крестное челование; а ты поиди прочь, а мы собе князя промыслимъ. Новг. 1 лет., 70 (XIII в.). Митрополит же Кирилъ глаголаше: «Чада моя, разумѣйте, яко уже зайде солнце земли Суздальской». ...и вси людие глаголааху: «Уже погыбаемь!» Ж. Алекс. Нев. (Б), 178 (XV в. ← XIII в.). И молвяше брат его Ослабе черънецъ: Брате Пересвѣт, вижу на тѣли твоем раны, уже головѣ твоеи летѣти на траву ковыль. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). 1097: И нача Володарь молвити: Почто зло створивъ и не каешися его? Да уже помянися, колико еси зла створилъ. Пов. врем. лет, 176—177 (1377 г. ← нач. XII в.). Бо ты силнѣи быти мнишися, или уже въ Еладу. Александр., 81 (XI в. ← XII в.).

    3. В условном предложении подчеркивает условие.

    Блаженый же съ яростию глагола тому: «...Мнѣ же извѣстилъ есть господь въ 3-й мѣсяць умрети». Глаголеть же ему арменинъ: «...яко се уже разумѣлъ ся еси, то уже никако же преидеши третиаго дня». Пате. Печ. (Абр.), 131 (XV в. ← XIII в.).

    || В начале главного предложения при условном придаточном подчеркивает необходимость следствия.

    Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби. Изб. Св. 1076 г., 14 об. — 15. Елма бо наша душа от самого сущьства есть, то уже божие сущьство въ томь нарекуть. Златостр., 22 (XII в.).

    4. В противительных предложениях усиливает противопоставление.

    Всяка творимая благость сущьство имѣеть, еже всегда ся творить, а не уже сътворила ся есть. Пчела, 5 (XIV в. ← XIII в.). И нынѣ без ума цѣломудръ ся творит, и благоприятенъ ся являеть и благочьстивъ, а уже ни крьстиянъ можеши быти. Прол. БАН-II, 4 (XV в.).

  17. Источник:



  18. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Розно — врозь, отдельно друг от друга, порознь (1):

    Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.

    И тако глаголющи си жена, и повелѣ цѣсарь мучити рабы всѣ розно. И бьемы, вси повѣдаху единогласенъ отвѣтъ, якоже и она рече жена. Флав. Полон. Иерус. (Истр.), I, 102 (кон. XV — нач. XVI в. ← нач. XII в.). 1150: Королъ же Володимеру рече, отпущая его: Отьцю моему и своему брату поклонишися Изяславу и се ему явиши: царь на мя грецкыи въставаеть ратью, и сеѣ ми зимы и весны нѣлзѣ на конь к тобѣ всѣсти, но обаче, отьце, твои щитъ и мои не розно еста. Ипат. лет., 407 (XV в.). Тако же и на клюсяте да не ѣздита два, но розно да ходять и яздять, тако же сѣдають и лѣжють. Корм. Варс., 295 об. (XIV в.).

    Нести розно — грабить, разорять.

    1097: И сняшася (князья) Любячи на устроенье мира, и глаголаша к собѣ, рекуще: Почто губим Русьскую землю, сами на ся котору дѣюще? А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати. Пов. врем. лет, 170 (1377 г. ← нач. XII в.).

    ∆Вмѣсте тѣсно, а розно тошно. Кург. Письм., 124.
    Ср. Даль (ТСЖВЯ): Розный — все, что врозь от чего, порознь. Картотека Псков. обл. слов.: Розно — врозь; по-разному; по отдельности. Гринченко (Сл. укр. мови): Різно — 2) Отдельно. Носович (Сл. белор. нареч.): Розно — 1) Отдельно, врозь
    Первые издатели читали: „нъ рози нося“. Так же читали: Я. Пожарский, К. Ф. Калайдович, В. В. Капнист, В. А. Жуковский, М. Деларю, И. М. Снегирев, Р. Ф. Тимковский, А. Ф. Вельтман, К. С. Аксаков, М. А. Максимович, Е. В. Барсов, Д. Прозоровский.
    Н. С. Тихонравов прочитал: „нъ розьно ся“. Так же читают: Ф. И. Буслаев, Вс. Ф. Миллер, А. Майков, Я. Малашев, А. А. Потебня, О. Огоновський, Н. М. Павлов-Бицын, П. В. Владимиров, С. К. Шамбинаго, А. С. Орлов, В. Н. Перетц, Н. К. Гудзий, Г. Шторм, С. В. Шервинский, И. А. Новиков, А. К. Югов, Д. С. Лихачев, В. И. Стеллецкий, И. П. Еремин.
    Ср. Д. Н. Дубенский (Сл. о п. Иг.“... М., 1844, с. 208): „В древнем наречии русском употреблялось слово розно, разно сокращенно — розь, соответственно нашему нынешнему: врозь, порознь. ...не надобно ли читать здесь: нъ розь (розно) и (вм. я, т. е. стязи) носящимъ“. Л. Мей (Сл. о п. Иг.“... — Москвитянин, 1850, № 22, кн. 2, с. 125): „В подлиннике сказано: «сего бо нынѣ ... нъ рози нося имъ хоботы, пашутъ». Я перевожу эти слова так: знамена его (Владимира) отошли — одни к Рюрику, другие — к Давыду; но у них они развеваются хвостами порознь. «Рози нося им хоботы». Рози — врозь; нося хоботы — нося хвосты“. М. А. Максимович (К объяснению и историиСл. о п. Иг.“. — Собр. соч. М. А. Максимовича, т. III. Киев, 1880, с. 654): „Это место в Песни (т. е. в «Сл. о п. Иг.», — В. В.) почитается темным и даже поврежденным перепискою. Но оно становится ясным при взгляде на картинку XIV в.: Борис идет на печенегы (см. в моем Киевлянине, кн. 3, М., 1850). Там изображены Владимировы стяги, украшенные одни копьями, а другие рогами месяца-молодика: это рози на стягах Владимировых. А под копьями и полумесяцами на стягах навешаны челки стяговые: это хоботы (т. е. хвосты) на стягах. Хоботы пашуть — т. е. веют, машут: это у певца укоризненное выражение о стягах Давыдовых, которые бездейственно простояли у Треполя над Днепром, по пленении Игоря, — только повеяли, помахали своими хвостами, — и не двинулись далее на защиту Переяслава, осажденного Кончаком“. См. также: М. А. Максимович. Темное место в Песни о полку Игореве. — Там же, с. 626—630. Н. Тихонравов (Сл. о п. Иг.“. М., 1868, с. 46): „Нъ розно ся имъ хоботы пашутъ; т. е. нет между ними единомыслия: розно развеваются их знамена“. Д. С. Лихачев (Комментарий исторический и географический. — В кн.:Сл. о п. Иг.“. М. — Л., 1950 (Сер.Лит. памятники), с. 460—461): „Слово «розно» не однажды употребляется в летописи для обозначения княжеской розни, но в сочетании со «щитами» — символами защиты, обороны. ... В «Сл. о п. Иг.» мы находим вместо «щитов» — «стязи», очевидно, потому, что речь идет не о совместной защите (где было бы уместнее говорить о «щитах»), а о совместном наступлении на степь, причем образ этот конкретизирован тем, что эти стяги представлены с развевающимися полотнищами («хоботами»), а самое понятие «розно» относится к этому развеванию. Таким образом, обычный термин для обозначения союзных или не союзных отношений («твой щит и мой не розно еста») конкретизирован, превращен в зрительно четкий образ. ... В 1185 г. после поражения Игоря и нападения Кончака Святослав и Рюрик пошли против половцев, но брат Рюрика Давид вернулся от Треполя. Смоленские войска Давида встали вечем и заявили: «Мы пошли до Киева, да же бы была рать, билися быхом (т. е. пошли на защиту Киева и, если бы случилась здесь необходимость биться — бились бы, — Д. Л.); нам ли иное рати искати (следует ли нам отправляться в какой-то иной поход? — Д. Л.), то не можемь, уже ся есмы изнемогле» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Таким образом, «стяги» (полков) Давыда отказались выступить совместно со стягами Рюрика“.
    || В разные стороны.

    980: И посла (Владимир) пред ними послы, глаголя сице царю: Се идут к тобе варязи, не мози их держати въ граде, оли то створять ти зло, яко и здѣ, порасточи я розно. Радз. лет., 44 об. (XV в.). 1148: Изяславъ же съ братомъ Ростиславомъ сдумавша, оже юже рѣкы ся рушають, и угодаша поити розно: и тако Ростиславъ поиде полкы своими Смоленьску, а Изяславъ, братъ его, иде к Новугороду Великому. Ипат. лет., 371—372 (XV в.). Достоино уподобимъся пифагорьскымъ философомъ: ти бо, егда раскотораються или съ своими сродьникы, или с чюжими, преже даже не заидет солнце, подаваютъ десницю другъ къ другу, [и] умиривъшеся и облобызавъшеся разидуться розно. Пчела, 383 (XIV в. ← XIII в.). Туто ся погании разлучишася боръзо, розно побѣгши неуготованными дорогами в лукоморье. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).

    ∆И простясъ, поехали розно — всякъ своимъ путемъ. Былины Тихонр., 32. Шла она на широкий двор, / Начала с борцами да боротися. / Брала во праву руку да три борца / И во леву руку три борца, / В место их столнула (столконула, — примеч. изд.), / На розно раскинула. Рыбн. Песни (изд. 1-е), II, 98. Старшая дружечко, / Одчыны да оконечко, / Погляды да на сонечко: / Да колы же рано, / То ще й погуляймо; / Колы же пизно, / Розійдимося ризно! Метлин. Народ. южнорус. песни, 218.
    Ср. Гринченко (Сл. укр. мови): Різно. — 3) Врозь, в разные стороны. Ей да оце ж тобі, да молодий козаче, аж три доріженьки різно: ей, що одна на Дін, а другая у Крим по сіль, а третя да на те Запорожжа.
    Ср. Разно.
    1. Врозь, отдельно, порознь.

    Съвѣщаша, да вси трие сътворять единого фриамва. Съвѣтници же веляхуть имъ разно сътворити кождо собѣ. Флав. Полон. Иерус., 444 (XVI в. ← нач. XII в.). 1100: И сташа вся братья на коних; и ста Святополкъ с своею дружиною, а Давыдъ и Олегъ с своею разно, кромѣ собе. Пов. врем. лет, 181 (1377 г. ← нач. XII в.). Тъ бо есть глава, а мы тѣло, то можеть ли чьто разно быти межю главою и тѣлъмь. Златостр., 98—99 (XII в.). 1195: И рекоша ему (Роману) Казимеричи: Мы быхомъ тобѣ радѣ помоглѣ, но обидить насъ стрыи свои Межька, ищеть под нами волости; а переже оправи насъ, а быхомъ былѣ вси ляхове не раздно (в др. списках: разно), но за одинемь быхомъ щитомъ былѣ с тобою и мьстили быхомъ обиды твоя. Ипат. лет., 686—687 (XV в.).

    || В разные стороны.

    968: Яко бысть заутра, всѣдъше в лодьи противу свѣту и въструбиша вельми, и людье въ градѣ кликнуша. Печенѣзи же мнѣша князя пришедша, побѣгоша разно от града. Пов. врем. лет, 48 (1377 г. ← нач. XII в.). 1097: И рѣша мужи Володимери, и Давыдови и Олгови: Извѣта о семь не имѣй, яко Давыдъ есть слѣпилъ и́ (Василька). ... И се имъ глаголющимъ разидошася разно. Там же, 174.

    2. Различно, неодинаково, несходно.
    Вьсе наше есть разно съ ангелы бытие, житие и прѣмудрость, молитва [же един]о дѣло есть аньг[елом]ъ и человѣкомъ. Изб. Св. 1076 г., 230—230 об. Яко же кротъкыи и тихыи вельми есть болии гнѣвьливааго и буяго, разно же дѣлы: сь богу есть угодьникъ, а онъ дияволу. Златостр., 95 (XII в.).
    3. На расстоянии.

    Иулиянъ тъ же платъ воды вълиявъ и донесе ю, разно же бѣста отъ себе яко 20 попьрищь. Патер. Син., 16 об. (XI в.). Глагола имъ старьць, яко нынѣ Сумеонъ братъ иже въ святыхъ от млъния низьложенъ умьре, и се прѣходить душа его съ радостию, бѣста же разно от себе 20 и 4 попьрища. Там же, 39.

    ----- Дополнения -----
    Ср. Адрианова-ПеретцСл. о п. Иг.» и памятники, с. 169): «Бунчуки у стягов, развевающихся врозь, — символ враждебных действий, или действий, направленных в разные стороны, которые и в летописном языке выражаются словами „розно“, „разно“: „Твои щит и мои не разно еста“ (Ипат. лет., 1150 г.); печенеги „побегоша разно от града“ (Ипат. лет., 968)».
  19. Источник: