Словарь Брокгауза и Ефрона

    (ит. Contrapunto, нем. Contrapunkt, франц. Contrepoint) — соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся полным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первой голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором — голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность, самостоятельность голосоведения, а на втором — гармония. К. предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон (сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с последним развился дискант, в котором видны попытки придать голосам большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии (Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одной мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот — punctus contra punctum или нота (точка) против ноты (точки) — и получил название К. Сперва развился строгий К., основанный на правильном отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком К. все голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов, обеих септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее, основан не только на контрапунктических, но и на гармонических правилах. В нем допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы и септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякое правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е. каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх или вниз; напр., партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия баса — в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К. называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным (четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона, фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области строгого К. — Палестрина (см.), в области свободного — И.-С. Бах (см.). Развитию контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047-1083), Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300-1360), Иоанн Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad Parnassum", Кирнбергер (XVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс, Рихтер и мн. др.

    Н. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально — точка против точки)

    в музыке: 1) вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией (См. Полифония). Особую форму составляет подвижной контрапункт — повторное проведение голосов полифонического построения с изменением интервала между ними (вертикально-подвижной К.) или времени их вступления относительно друг друга (горизонтально-подвижной К.), а также сочетание этих приёмов (вдвойне-подвижной К.); обратимый контрапункт допускает возможность сочетания голосов при перемене направления интервалов в сочетающихся мелодиях. 2) В полифоническом сочинении — мелодия, звучащая одновременно с темой. 3) В узком смысле — многоголосие, в котором каждому звуку в одном голосе отвечает вступающий одновременно с ним такой же по протяжённости звук в другом. 4) Один из главных разделов теории музыки; в СССР называется полифонией.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. контрапу́нкт;
    2. контрапу́нкты;
    3. контрапу́нкта;
    4. контрапу́нктов;
    5. контрапу́нкту;
    6. контрапу́нктам;
    7. контрапу́нкт;
    8. контрапу́нкты;
    9. контрапу́нктом;
    10. контрапу́нктами;
    11. контрапу́нкте;
    12. контрапу́нктах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    КОНТРАПУ́НКТ, -а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.

    | прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м. муз.

    1.

    Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.

    2.

    Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.

    [нем. Kontrapunkt]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КОНТРАПУ́НКТ, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.

    || Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих голосов, мелодий в одно гармоническое целое.

    2.

    Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.

    II

    м.

    Мелодия, сопровождающая основную тему.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt) - в музыке - 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    КОНТРАПУНКТ (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально - точка против точки), 1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах - простой контрапункт. Повторение этого сочетания, при котором соотношение мелодий изменяется, - сложный контрапункт. 2) То же, что полифония.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    муз. counterpointм. муз. counterpoint.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. муз.

    contrepoint m

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. муз.

    contrapunto m

    испо́льзовать контрапу́нкт — contrapuntear vt

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. муз.

    contrappunto

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедия Кольера

    искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин "контрапункт" прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин "полифония" во многом синонимичен термину "контрапункт", им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта. Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525-1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, - в отличие от "солирующего" голоса в гомофонном стиле. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685-1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии "фигурированного баса" (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире. Контрапункт в 20 в. П.Хиндемит (1895-1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. "Линеарный контрапункт" Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии - в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.

    Виды контрапункта. Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660-1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый - "нота против ноты" (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово "контрапункт"): здесь ритм "добавленного голоса" (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап - в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным. В т. н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.

    ЛИТЕРАТУРА

    Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987

  29. Источник: Энциклопедия Кольера



  30. Энциклопедический словарь

    КОНТРАПУ́НКТ -а; м. [нем. Kontrapunkt] Муз.

    1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.

    2. Один из главных разделов теории музыки, посвящённый изучению таких сочетаний.

    Контрапункти́ческий, -ая, -ое. К-ие комбинации (основанные на правилах контрапункта). Контрапу́нктный, -ая, -ое. Преподавать в контрапунктном классе.

    * * *

    контрапу́нкт

    (нем. Kontrapunkt) (муз.), 1) одновременно сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт — повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.

    * * *

    КОНТРАПУНКТ

    КОНТРАПУ́НКТ (нем. Kontrapunkt), в музыке —

    1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.

    2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.

    3) То же, что полифония(см. ПОЛИФОНИЯ).

    4) Подвижной контрапункт — повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки).

    1) То же, что полифония - определённый тип многоголосия, характеризующийся сочетанием развитых и осмысленных контрастных мелодий, а также научная и учебная дисциплина, поcв, этому типу многоголосия.

    2) Само полифоническое, контрапунктическое соединение мелодий. К. двух или неск. мелодий - стройное целое (сочетание единства и контрастности в одно и то же время), соответствующее эстетич. нормам эпохи.

    О. ди Лассо. Сочинения, том III, No 153.

    Контрапунктич. ткань возникает и при имитационном (каноническом) проведении одной мелодии в неск. голосах.

    В. Я. Шебалин. 3-й квартет, часть IV.

    Если контрапунктирующие мелодии допускают одно или неск. производных соединений, их сочетание наз. сложным контрапунктом. Если производные соединения невозможны, К. называется простым. Сложный К. может быть подвижным или обратимым (см. Подвижной контрапункт).

    3) Мелодия, сопровождающая данный главный мелодический голос.

    Т. P. Мюллер.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Музыкальный словарь

    (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки) - полифония, а также научная и учебная дисциплина.

  35. Источник: Музыкальный словарь



  36. Орфографический словарь-справочник

  37. Источник:



  38. Большой Энциклопедический словарь

  39. Источник: