Словарь Брокгауза и Ефрона

    разбойничье общество в Неаполе. Происхождение К. одни относят к эпохе испанского владычества в Италии и считают слово "Camorra" испанским, означающим "распрю"; другие думают, что К. зародилась в тюрьме, между арестантами, и название К. производят от слова "camorristi" — "старшие в тюрьме"; по мнению третьих, слово К. произошло от "Саро morra" (т. е. предводителя в распространенной итальянской игре "morra", требовавшей от участников большой энергии и физической силы) и самая К. возникла на воле, тюрьма же и каторга послужили для нее высшею школой порока и преступления. Несомненен, во всяком случае, факт постоянного взаимодействия между тюремною и вольной жизнью в Италии, этой классической стране разбойничества, которое пустило здесь глубокие корни еще в XVI в. Наибольшего развития К. достигла в эпоху правления Бурбонов. При Фердинанде IV она имела уже прочную организацию, проникла во все слои общества и представляла собой как бы государство в государстве. Правительство принуждено было вступить с К. в молчаливый союз. Королева Мария Каролина, например, раздавала ордена и покровительствовала известным разбойничьим атаманам — Фра Дьяволо, Цампе, Пронио и друг.; разбойника Гаэтано Маммоне она называла даже "мой друг, мой милый генерал". С своей стороны К. поставляла правительству шпионов и палачей. Самостоятельною партией К. никогда не была, хотя по временам присоединялась к той или другой политической группе. Она состояла из целого ряда шаек, которыми управляли атаманы с неограниченной властью; измена или неповиновение атаману наказывались смертной казнью. Все атаманы шаек были равны между собою и не признавали над собой никакой власти. Для всякого члена К., выказавшего силу и мужество, открыта была возможность сделаться атаманом путем победоносного поединка с прежним атаманом. Недовольные атаманом могли переходить в другую шайку. Иногда, ввиду какого-нибудь крупного предприятия, несколько шаек соединялись в одну. Каморристы выработали даже особый воровской арго, лаконический, выразительный и красивый. До 1860 г. и даже позже каморристы взимали в свою пользу особого рода налог с торговли: у городских ворот и на рынках они присутствовали при каждой торговой сделке и облагали произвольной таксой как продавца, так и покупателя, получая таким образом возможность жить в праздности. Иногда К. принуждала то или другое лицо, не входившее в ее состав, совершить в ее пользу какое-нибудь преступление или принять на себя вину злодеяния, совершенного одним из ее членов, гарантируя в то же время данное лицо от применения к нему уголовных законов. В состав К. входили люди всех классов общества и самых разнообразных профессий, начиная с босоногого рабочего и кончая банкирами, депутатами, адвокатами и т. д., вследствие чего судебная власть, если и хотела, не в состоянии была отыскать виновных. После объединения Италия существование К. в прежнем ее виде сделалось невозможным. Развитие промышленности и торговли, проведение железных дорог, лучшая организация полиции, энергия правительства — все это привело к упадку итальян. разбойничества вообще и К. в частности. Но элементы, входившие в состав К., не исчезли вполне: из них сложилось новое общество "рикотари", члены которого, менее смелые, чем каморристы, все же ловко владеют кинжалом и часто избегают преследования полиции. — См. Умяльт, "Camorra et Mafia, notes sur l'Italie"; Marc Monnier, "La Camorra, notizie storiche" (Флоренция, 1863).

    В. П-ий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итал. camorra)

    тайная бандитская организация в Южной Италии, аналогичная мафии (См. Мафия). Получила особое распространение в 18 в. в континентальной части Королевства обеих Сицилии. Социальной базой К. были деклассированные элементы города и деревни. Имела разветвленную организацию, свою иерархию, свои законы, жаргон.

    Во время реставрации Бурбонов (1815—1860) К. использовалась монархией для подавления антифеодальных выступлений. После воссоединения Италии К. стала орудием сепаратистских кругов Юга. Это вызвало преследование К. итальянским правительством, что привело к прекращению её существования на рубеже 19 и 20 вв. Остатки каморристов создали шайки вымогателей. Слово К. стало в итальянском языке синонимом вымогательства, насилия.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ушакова

    КАМО́РРА, каморры, жен. (итал. camorra) (книжн. устар.). Тайное общество с преступными целями. (По названию бандитской организации в Неаполе, возникшей в 16 - 17 веках.)

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Тайная бандитская организация в Неаполитанском королевстве XVIII - XIX вв.; неаполитанская мафия как одна из предшественниц её современных организованных форм.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    КАМОРРА (итал. camorra от неаполит. morra - группа - отряд вооруженных солдат), тайная бандитская организация в Неаполитанском королевстве в 18-19 вв. Предшественница современных организационных форм мафии, наряду с сицилийской, сардинской и калабрийской.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    (итальянская мафия) camorra f

  11. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    КАМОРРА

    КАМО́РРА (итал. camorra от неаполит. morra — группа, отряд вооруженных солдат), тайная бандитская организация в Неаполитанском королевстве в 18—19 вв. Предшественница современных организационных форм мафии(см. МАФИЯ), наряду с сицилийской, сардинской и калабрийской.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    (La Camorra, от исп. camora - драка, ссора) - тайная бандитская орг-ция, существовавшая в Италии. Получила распространение в 18 в. в континент. части Королевства обеих Сицилий. Аналогична Мафии. Социальной базой К. являются деклассиров. элементы деревни и города. Имела широко разветвленную орг-цию, свою иерархию, свои законы, свой жаргон. Участие в К., как правило, было наследственным. Сфера деятельности - от вымогательств, поборов на проезжих дорогах и гор. рынках до открытого грабежа и бандитизма.

    В период реставрации Бурбонов (1815-60) К. была своеобразным гос-вом в гос-ве, пользовалась покровительством монархии, использовавшей ее для подавления антифеод. выступлений. К. поставляла монархии шпионов и палачей; нек-рое время, перед падением Бурбонов, К. выполняла даже полицейские функции. После воссоединения Италии итал. пр-во начало преследование К., связанной с сепаратистскими кругами Юга. В 1864, 1874, 1883 ей был нанесен ряд сильных ударов (аресты главарей и пр.). На рубеже 19 и 20 вв. К. перестала существовать. Остатки каморристов создали шайки "рикаттори" - вымогателей. Слово "К." стало в итал. яз. синонимом вымогательства, насилия.

    Лит.: Умильта А., Каморра и Мафия, пер. с франц., М., 1882; Blasio A. de, Usi е costumi dei camorristi, 2 éd., Napoli, 1897.

    Л. И. Мильграм. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Энциклопедия кино

    «КАМОРРА» (Camorra) Италия — США, 1985, 115 мин.

    Ироническая гангстерская мелодрама.

    В ролях: Анхела Молина (см. МОЛИНА Анхела), Харви Кайтел (см. КАЙТЕЛ Харви), Дэниел Эзралоу, Франсиско Рабаль (см. РАБАЛЬ Франсиско).

    Фильм создан для американской фирмы «Кэннон», пытавшейся в середине 80-х годов, помимо внедрения на мировой кинорынок, приобрести также и высокое художественное признание, привлечь для работы известных европейских режиссеров. Лина Вертмюллер (см. ВЕРТМЮЛЛЕР Лина) прославилась в 70-е годы своими оригинальными, ни на что не похожими (а если и похожими, то на все сразу) картинами в жанре трагикомедии, горького фарса. Казалось бы, страну «комедий по-итальянски» ничем подобным не удивишь. Но народный, грубоватый юмор у Вертмюллер мирно уживается с эстетическими и даже эстетскими поисками в области формы и стиля. Эта женщина-режиссер (тем с более с неитальянской фамилией) является для кино с Аппенин таким же enfant terrible, как Кен Рассел — для англоязычного. Постдекадентство и опасная близость ее творчества к кичу, произведениям дурного вкуса проявляются уже в пышных, выспренных («километровых», как говорят итальянцы) названиях.

    «Каморра» удачнее ряда других фильмов Лины Вертмюллер, снятых в 80-е годы, на излете почти исчерпанной манеры. Сюжет, фабула все меньше интересуют режиссера, а более привлекает свободная, раскованная стилистика. Интрига взаимоотношений бывшей проститутки, ее любовника, главаря наркотической мафии (отца убитого при загадочных обстоятельствах одного из «посетителей» квартиры главной героини), ее платонического поклонника-танцора сознательно запутана, переплетена. В финале все неожиданно обрывается — и следует впечатляющая метафорическая сцена, в которой уже не одна женщина, мстящая за прежние надругательства, а все женщины городка, объявившие бунт против каморры, оказываются за тюремной решеткой. «Стильная» картина Вертмюллер будет с недоумением встречена любителями «Спрутов» и подобных лент о борьбе с сицилийской мафией.

    Сергей Кудрявцев

    Режиссер Лина Вертмюллер (см. ВЕРТМЮЛЛЕР Лина).

    Фильм снят на английском языке. Итальянское название — «Сложное переплетение женских судеб, переулков и преступлений» (Un complicate intrigo di donne, vicoli e delitti).

  17. Источник: Энциклопедия кино



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: