Большая Советская энциклопедия

    феодосиевцы, религиозно-оппозиционное течение в Российской империи, один из толков беспоповщины в Расколе.Возникло среди старообрядцев (крестьян и посадских людей) на С.-З. Европейской России. Основатель – бывший дьякон Феодосий Васильев (1661–1711). Ф. были недовольны той частью беспоповцев (поморцы), которые стали отходить от строгих правил старообрядчества (См. Старообрядчество) и, в частности, приняли моление за царя. Изначально для Ф. были характерны непримиримость к крепостническому государству, строгий аскетизм (они отвергали брак). С конца 18 в. общероссийским центром Ф. стала община во главе с И. А. Ковылиным (1731–1809) при Преображенском кладбище в Москве. Постепенно, с развитием социального неравенства среди Ф., в их учении утрачивались элементы социального протеста. В 1848 они признали моление за царя. Во 2-й половине 19 в. из Ф. выделились «новожёны», признавшие брак. В СССР имеются незначительные замкнутые группы Ф., теряющие религиозную нетерпимость и аскетизм.

    Лит.: Рындзюнский П. Г., Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, [т. 1], М., 1950; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969; Карцов В. Г., Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России, ч. 2, Калинин, 1971.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Объединение старообрядцев (возникшее в Российском государстве в конце XVII в.).

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФЕДОСЕЕВЦЫ - старообрядческое согласие в беспоповщине, возникло в России в кон. 17 в. Основатель - Феодосий Васильев. Проповедовало непримиримость к государству и официальной православной церкви, строгий аскетизм и безбрачие. Позже часть федосеевцев (см. Поморцы) признала возможность и даже необходимость брака (новожены). Тогда же из федосеевцев выделилась аристовщина. Небольшие группы федосеевцев существуют в Российской Федерации.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ФЕДОСЕ́ЕВЦЫ -ев; мн. (ед. федосеевец, -вца; м.). Старообрядческое объединение (возникло в России в конце 17 в.). Учение федосеевцев. Староверы-федосеевцы.

    * * *

    ФЕДОСЕЕВЦЫ

    ФЕДОСЕ́ЕВЦЫ (феодосиевцы), старообрядческое согласие в беспоповщине(см. БЕСПОПОВЦЫ); возникло среди крестьян и посадских людей на северо-западе России в конце 17 века. Основатель согласия — бывший дьякон Феодосий Васильев (1661—1711). Федосеевцы были недовольны той частью беспоповцев, которые стали отходить от строгих правил старообрядчества и, в частности, приняли моление за царя. Изначально для федосеевцев были характерны непримиримость к властям и официальной церкви, строгий аскетизм, они отвергали брак. С конца 18 века общероссийским центром федосеевцев стала община во главе с И.А. Ковылиным (1731—1809) при Преображенском кладбище в Москве. Постепенно в учение федосеевцев стало принимать более умеренный характер. В 1848 году они признали моление за царя, во второй половине 19 века из их среды выделились «новожёны», признавшие брак. Тогда же из федосеевцев выделилась аристовщина. Небольшие, замкнутые группы федосеевцев существуют в Российской Федерации, религиозная нетерпимость и аскетизм для них мало характерны.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    феодосиевцы, - религ.-оппозиц. течение в России, один из толков беспоповщины в расколе, возникший в кон. 17 - нач. 18 вв. на С.-З. Европ. России среди старообрядцев - крестьян и посадских. Основателем первой общины Ф. был быв. дьякон д. Крестецкий Ям (ок. Новгорода) Феодосий Васильев ( 1661-1711), из рода бояр Урусовых. Появление Ф. было выражением недовольства части старообрядцев политикой руководящих кругов беспоповщины (поморцы), к-рые приняли моление за царя, отошли от строгих правил старообрядчества. В 1706 Ф. прекратили все отношения с поморцами. Первоначально Ф. отличались непримиримостью к крепостнич. гос-ву и проповедью строгого аскетизма. Они отвергали моление за царя и брак, считая, что наступило "царство антихриста" и продолжение рода человеческого преступно. Деятельность Ф. была своеобразным выражением недовольства крестьян и горожан феод. системой. Во 2-й пол. 18 в. Ф. становятся самым влиятельным и экономически сильным направлением в беспоповщине, отражавшим настроение выходцев из деревни, вовлеченных в процесс капиталистич. развития; центр с 1771 - община Преображенского кладбища в Москве. Основателем общины и ее первым наставником был И. А. Ковылин (1731-1809), промышленник и торговец из крестьян. Община принимала и беглых крепостных, особенно женщин. Ее руководители иногда выкупали крестьян, принявших учение Ф. Большинство членов общины работало на хл.-бум. мануфактурах и в мастерских в Лефортово и жило при них. В 1-й пол. 19 в. руководящее положение среди Ф. занимали крупные предприниматели (E. P. Гучков, Зимины и др.), воспитывавшие своих приверженцев в духе политич. пассивности и враждебности к революц. борьбе. Элементы социального протеста в учении Ф. утрачиваются. В 1848 Ф. признали моление за царя. Социальная дифференциация в среде Ф. привела к выделению самостоятельных орг-ций (рижские и польские Ф. - "новожены", к-рые признавали брак; "согласия" - аристовцы и кондратьевцы, требовавшие соблюдения аскетизма). Крупные капиталисты - Ф., тяготившиеся безбрачием, переходили в поморские общины, признававшие брак, а нек-рые - в единоверие. Во 2-й пол. 19 в. Ф. перестают играть руководящую роль в беспоповщине и превращаются в узкую замкнутую орг-цию. Небольшие группы Ф. существуют в СССР (главным образом в центр, обл. РСФСР и в прибалтийских республиках). В современных условиях Ф. все более отказываются от религиозной нетерпимости, аскетизма, консерватизма в быту.

    Лит.: Попов Н. И., Сб. для истории старообрядчества, т. 1, в. 2, М., 1864; его же, Мат-лы для истории беспоповских согласий в Москве, феодосиевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия, М., 1870; Из истории Преображенского кладбища, М., 1862; Быковский И. К., Преображенский приход старообрядцев-феодосиевцев старопоморского благочестия в Москве, 2 изд., М., 1907; Рындзюнский П. Г., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, ВИРА, (т. 1), М., 1950; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969; Заварина A., Из истории поселения старообрядцев в Латгалии, в сб.: Атеизм и религия, Рига, 1969; Подмазов A., Современное старообрядчество в Латвии, там же; Карцов В. Г., Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России, ч. 2, Калинин, 1971. См. также лит. при статьях Беспоповщина и Раскол.

    А. В. Вершинская. Ленинград.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ФЕДОСЕЕВЦЫ
    ФЕДОСЕЕВЦЫ - старообрядческое согласие в беспоповщине, возникло в России в кон. 17 в. Основатель - Феодосий Васильев. Проповедовало непримиримость к государству и официальной православной церкви, строгий аскетизм и безбрачие. Позже часть федосеевцев (см. Поморцы) признала возможность и даже необходимость брака (новожены). Тогда же из федосеевцев выделилась аристовщина. Небольшие группы федосеевцев существуют в Российской Федерации.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: