Толковый словарь Ожегова

    ЛЕГИТИ́МНЫЙ, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону.

  1. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    отвлеч. сущ. по прил. легитимный

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    合法性

  5. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  6. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от лат. legitimus - законный, правомерный) - юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. Л. социального порядка, связываемую с его фактической значимостью для людей и проявляющуюся в их поведении, отличают от нормативной Л. (легальности, законности), которая характеризуется формальным соответствием социального порядка законам государства. В РФ категория Л. была использована в 1993 г. для обоснования не предусмотренного Конституцией РФ досрочного прекращения Президентом РФ полномочий высших представительных органов РФ - Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

  7. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  8. Энциклопедия юриста

    (лат. kgitt-mus - законный)

    обязательный признак законной власти любого цивилизованного государства, обозначающий признание ее как внутри страны, так и на международной арене.

    Л. как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XV11-XVIII вв., однако в активное употребление входит только в начале XIX в., когда с его помощью сторонники монархии во Франции стремились восстановить власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же понятие Л. приобрело и другой смысл, связанный с признанием данной власти и территориальных границ государства всем международным сообществом.

    Л. власти - это ее этическая оценка, которую не следует путать с понятием легальности как характеристики юридической. Любая власть, если она издает законы и обеспечивает их выполнение, легальна. Но в то же время она может оставаться непризнанной народом. т.е. не быть легитимной (между тем в обществе может действовать не только не-легитимная. но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур).

    М. Вебер предложил различать три "идеальных типа" Л.: традиционную,

    харизматическую и рациональную. Традиционная Л. опирается на совокупность обычаев и привычку их придерживаться. Именно в эти рамки укладывается оправдание Л. монархии. Так, до 1879 г. во Франции для обоснования Л. королевской власти ссылались на традиционный принцип наследования, который рассматривался как исторический прецедент. Харизматическая Л. определяется преданностью субъектов (подданных) делу или личным качествам лидера. Примером может служить популярность генерала Ш. де Голля во Франции. который первым с момента учреждения в стране в 1970 г. III Республики начал использовать понятие Л. по отношению к политической власти.Рациональная Л. подразумевает соответствие действий политического режима тому принципу, с помощью которого он был установлен. Например, если речь идет о демократии, то действия властей должны соответствовать ее требованиям. Практически это может быть выражено в утверждении власти при помощи традиционных демократических институтов (.выборов, референдума.

    Для поддержания Л. используются самые разнообразные меры: изменение действующего законодательства и форм государственного управления: учет национальных традиций и обычаев: отделение политических институтов от армии;

    осуществление экономических и социальных программ: поддержка законности и правопорядка: популяризация личных качеств руководителей государства и правительства и др.

    Ли-т.: Арон Р. Этапы социологической мысли. М.. 1993: Легитимность//Политические исследования. 1993, № 5;

    Habermas I. Legitimation Crisis. Beacon Press, 1975; Sti1lman P. The Concept of Legitimacy//Polity, 1975. Vol. 7.

    Жуковская Н.Ю.

  9. Источник: Энциклопедия юриста



  10. Философская энциклопедия

    ЛЕГИТИМНОСТЬ

    ЛЕГИТИМНОСТЬ — законность режима, политических деятелей и лидеров, отражающая качества, вытекающее не из формальных законов и декретов, а из социального согласия и принятия их в качестве законных, т. е. соответствующих ценностным нормам со стороны самих граждан. Легитимность — это длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии, власти в качестве законного и имеет множество интерпретаций. Идея Платона о справедливости, аристотелевское различение монархии, аристократии и демократии являются формами легитимации власти. В Новое время Д. Локк в анализе природы правления сместил источник легитимности, заменив божественное право королей на согласие народа.

    Сегодня ни одно обсуждение концепции власти не может быть полным без ссылки на ее легитимность. В современных политических системах, в которых участие народа является критерием их политической ценности, легитимность стала фундаментально значимым понятием. Так, С. Липсет определяет легитимность как способность системы формировать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты являются наиболее адекватными для данного общества. Д. Истон связывает легитимность с диффузией поддержки режима в обществе. Наиболее известное определение легитимности было дано М. Вебером, который сформулировал идеальные типы легитимации власти, выявив традиционную, харизматическую и рационально-легальную форму легитимности. Хотя в веберовской типологии демократии не связаны друг с другом, исторически традиционный тип и харизматический тип обнаруживаются в авторитарных режимах. В демократических государствах особо важное значение имеет рационально-легальная легитимность, поскольку сохранение демократии в конечном счете зависит от поддержки большинства населения или по крайней мере от того, воспринимает ли большинство демократические институты в качестве легитимных. В диктатурах, хотя получение поддержки со стороны народа и является одной из целей, она не имеет столь важного значения, поскольку авторитет гл. о. опирается на силу принуждения. Авторитарные режимы не всегда обладают необходимой легитимностью, но, как правило, также испытывают потребность в ней. М. Вебер имплицитно признавал идею смешанной легитимности, когда власть опирается на поддержку народа, мотивированную разньми типами легитимности в каких-то пропорциях.

    Т. А. Алексеева

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Новейший философский словарь

    ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие «признания» в социологию, преобразовав его в категорию «ориентации на другого», таким образом признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. «Ориентация на другого» как основание социального действия понимает и принимает «всеобщее» социального порядка лишь постольку, поскольку «всеобщее» признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение. Понятие Л. оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как «должного». Легитимация объясняет социальный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты. Проблема Л. не есть только проблема ценности, она с необходимостью включает также и знание, а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам, ориентирующимся на него в реальном поведении.

  13. Источник: Новейший философский словарь



  14. Энциклопедия социологии

    - англ. legitimity; нем. Legitimitat. 1. Правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям. 2. По М. Вебеpу - признание правомерности, значимости, законности соц. порядка, типа господства. см. ГОСПОДСТВО ЛЕГИТИМНОЕ. 3. По С.М. Липсету - признание полит, системы наиболее соответствующей данному обществу.

  15. Источник: Энциклопедия социологии



  16. Социологический словарь

    (LEGITIMACY) Современная проблема легитимности — это проблема политического представительства и согласия. Проблема политической легитимности возникает с исчезновением прямых политических отношений, присущих небольшим обществам; в настоящее время она заключается в том, кто имеет право действовать в качестве представителей политической власти. Легитимность, таким образом, связана с природой политического лидерства. В классической цивилизации между «законностью» («lawfulness») и «легитимностью» не было существенного различия: легитимной была законная власть. Однако в рамках современных дискуссий о политической легитимности мораль и закон отделяются друг от друга. С позитивистской точки зрения закон определяется как приказ, подкрепленный соответствующими санкциями, тогда как его моральное содержание считается вторичным. Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения морали. Современные теории легитимности часто являются субъективистскими, определяя легитимную власть как власть, которая считается легитимной. Одной из таких теорий, подчеркивающих значение убеждений последователей, является теория легитимности М. Вебера. С его точки зрения, существует три идеологических основания легитимности, способных наделять правителей авторитетом — традиционное, харизматическое и легально-рациональное. Вебер считал, что государство не может быть легитимировано какими-либо абсолютными стандартами, основанными на естественном праве, из этого следовало, что современное государство испытывает «дефицит легитимации», поскольку его действия выходят за пределы сферы общественного согласия. Идеи дефицита и кризиса легитимации стали весьма популярными в рамках политической социологии. См. также: Естественное право; Легально-рациональный авторитет; Харизма. Лит.: Merquior(1980)

  17. Источник: Социологический словарь



  18. Российская социологическая энциклопедия

    (от лат. legitimus - гласный с законами, законный, правомерный надлежащий, должный, правильный) - термин применяемый в социологии для характеристики порядка социального (см.), обладающего престижем, в силу к-рого он диктует индивидам обязательные требования и устанавливает образцы поведения. В своем специфически социология. смысле введен М. Вебером, чтобы отличить "эмпирическую" Л. соц. порядка от нормативной. "Значимость" всякого данного соц. порядка, по М. Веберу, - это возможность ориентации соц. поведения (и соц. отношений) индивидов на их представление о существовании легитимного порядка. Л. оказывается, таким образом, не свойством самого соц. порядка, но свойством определенного представления о нем, отправляясь от к-рого, люди ведут себя определенным образом. устанавливая определенные отношения друг с другом. Л. соц. порядка, выражающаяся в "значимости" его норм как требований и образцов поведения индивидов, может сохраняться и при их нарушении в тех или иных отдельных случаях, коль скоро нарушители оказываются вынужденными скрывать свои проступки или преступления. Сам факт необходимости для преступника скрывать свои поступки, нарушающие соц. порядок, свидетельствует о том, что он по-прежнему "значим" в качестве легитимного, задающего норму поведения. То же происходит и в случае достаточно многочисленных "частичных проступков и нарушений, без к-рых не обходится ни один эмпирически существующий соц. порядок. Поскольку им пытаются придать вид Л.. постольку сами эти попытки свидетельствуют о том, что этот порядок сохраняет свою легитимную "значимость", по крайней мере, в определенной среде. В противоположность юриспруденции непреложными целями для социологич. понимания Л., согласно М. Веберу, нет абсолютной противоположности между легитимной значимостью соц. порядка и отсутствием таковой. Социологич. "значимость" и, соответственно, Л. каждой из нормативных систем определяется тем, в какой мере существует вероятность того, что поведение будет действительно на нее ориентировано. Веберовская концепция Л. была ассимилирована западноевропейской социологией XX в. - прежде всего социологией права и политической социологией. Ю.Н. Давыдов.

  19. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  20. Толковый словарь по социологии

    - англ. legitimity; нем. Legitimitat. 1. Правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям. 2. По М. Вебеpу - признание правомерности, значимости, законности соц. порядка, типа господства. См. ГОСПОДСТВО ЛЕГИТИМНОЕ. 3. По С.М. Липсету - признание полит. системы наиболее соответствующей данному обществу.

  21. Источник: Толковый словарь по социологии



  22. Социология: Энциклопедия

    (лат. legitimus - законный) - в широком смысле - признание, объяснение и оправдание социального порядка, действия, действующего лица или события. В правоведении противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания прежде всего власти по критериям авторитета и целей. М. Вебер ввел понятие "признание" в социологию, преобразовав его в категорию "ориентации на другого", таким образом, признание оказалось конститутивным моментом социального действия как такового. "Ориентация на другого" как основание социального действия понимает и принимает "всеобщее" социального порядка лишь постольку, поскольку "всеобщее" признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение. Понятие "Л." оказывается необходимым для социологического исследования общества и используется Вебером при установлении типов легитимного господства, такого, которое признается управляемыми индивидами. Л., следовательно, есть не свойство социального порядка, но свойство определенного представления о нем. Процесс легитимации обнаруживает себя составляющим репрезентативной культуры (в определении Ф. Тенбрука), способствуя восприятию мира и социальной действительности как "должного". Легитимация объясняет социальный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям; легитимация оправдывает социальный порядок, придавая нормативный характер его практическим императивам, то есть включает когнитивный и нормативный аспекты.

    Проблема Л. не есть только проблема ценности, она с необходимостью включает также и знание, а именно знание того, что и каким образом может быть сказано и сделано в культуре или сообществе. Функцию легитимации или правила признания принимает социальный универсум, впитавший различные области значений и теоретических конструкций, включающий институциональный порядок во всей его символической целостности и предполагающий возможность существования различного понимания его смысла, каждый из которых социально значим, и, следовательно, представляется легитимным определенным социальным группам, ориентирующимся на него в реальном поведении.

    С.А. Радионова

  23. Источник: Социология: Энциклопедия



  24. Словарь бизнес-терминов

  25. Источник: