Большая Советская энциклопедия

    (от греч. noúmenon —постигаемое)

    термин, широко распространённый в философии средневековья и нового времени, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность Феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ноу́мен;
    2. ноу́мены;
    3. ноу́мена;
    4. ноу́менов;
    5. ноу́мену;
    6. ноу́менам;
    7. ноу́мен;
    8. ноу́мены;
    9. ноу́меном;
    10. ноу́менами;
    11. ноу́мене;
    12. ноу́менах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    НОУ́МЕН и нумен, ноумена, муж. (греч. noumenos - мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) - "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; ант. феномен.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Непознаваемая "вещь в себе" в философии Канта.

    Ant:

    феномен

    II

    м.

    Суть явления, кроющаяся за видимой реальностью.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    НОУМЕН (от греч. noumenon) - умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Современная энциклопедия

    НОУМЕН (от греческого noumenon - умопостигаемое), умопостигаемое в противоположность феномену, т.е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном.

  11. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. филос.

    nóumeno m

  13. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  14. История Философии: Энциклопедия

    НОУМЕН

    философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому миру ‘вещи-в-себе’ (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума, лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта, так и объекта, а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера. Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие H., выражавшее идеологию раннего протестантизма, было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.

  15. Источник: История Философии: Энциклопедия



  16. Философская энциклопедия

    НОУМЕН

    (греч. ), понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувств. созерцания. Понятие Н. характерно для учений объективного идеализма средневековья и нового времени, где Н. выступает аналогом платоновской «идеи». Совокупность ноуменов образует умопостигаемый, или «интеллигибельный», мир, учение о котором составляет важнейший спекулятивный атрибут неоплатонич. традиции. В интерпретации Канта Н.— возможная, но недостижимая для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь в себеъ. Согласно Канту, Н. есть лишь «демаркационное понятие», указывающее на пределы нашего познания, ограниченного миром явлений.

    Кант И., Соч., т. 3, М.,1964, i:. 299—313; его же, там же, т. 4(1), М.,1965, с. 134—37; Асмус В. Ф., Этика Канта, там же, с. 24—36.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Новейший философский словарь

    НОУМЕН - философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому миру «вещи-в-себе» (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума, лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта, так и объекта, а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера. Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма, было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.

  19. Источник: Новейший философский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    ноу́мен

    (от греч. noúmenon), умопостигаемое в противоположность феномену, то есть постигаемому чувствами; термин впервые употреблён Платоном.

    * * *

    НОУМЕН

    НОУ́МЕН (от греч. noumenon), умопостигаемое в противоположность феномену(см. ФЕНОМЕН), т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Энциклопедия социологии

    (от греч. поитепоп - умопостигаемое, мысленное) - англ. поитепоп; нем. Nuomen. Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена (объекта чувственного созерцания).

  23. Источник: Энциклопедия социологии



  24. Толковый словарь по социологии

    (от греч. поитепоп - умопостигаемое, мысленное) - англ. поитепоп; нем. Nuomen. Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена (объекта чувственного созерцания).

  25. Источник: Толковый словарь по социологии



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: