(introduzione, preludio, introduction, Vorspiel) — вступление перед музыкальным сочинением. И. не имеет определенной формы; размеры ее весьма различны. Инструментальная И. в вокальных сочинениях (ария, хор и пр.), а также в инструментальных служит для приготовления главной тональности пьесы. В операх И. бывает вокально-инструментальная или исключительно инструментальная. В первом случае она связана со сценическим действием и составляет первый номер акта, следуя за увертюрой; во втором случае И. заменяет увертюру и по содержанию находится в связи с сюжетом оперы. И. развилась из трубных фанфар (intrade), возвещавших начало спектакля. Начало католической мессы называется introïtus.
Н. С.
I
Интроду́кция (от лат. introductio — введение)
1) краткое вступление к первой части или финалу циклических инструментальных произведений (симфоний, дивертисментов, струнных квартетов и т. п.), а также к одночастным инструментальным сочинениям.
2) Род короткой оперной или балетной увертюры, а также оркестровое вступление к отдельному акту оперы. 3) Вокальный ансамбль или хоровая сцена в опере, непосредственно следующая за увертюрой и открывающая собой первое действие оперы (например, в операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
IIИнтроду́кция (биологическое)
1) введение видов или сортов растений в какую-либо местность (область, страну), в которой они раньше не встречались (см. Интродукция растений). 2) Распространение животных за пределы естественного Ареала и их приспособление к новым условиям; в этом смысле термин «И.» употребляют как синоним начальной фазы акклиматизации (См. Акклиматизация).
жен. музык, введенье, вступленье.
ИНТРОДУ́КЦИЯ, -и, жен. (спец.). Короткое вступление в нек-рых музыкальных произведениях.
| прил. интродукционный, -ая, -ое.
-и, ж. муз.
Короткое вступление, предшествующее основной части музыкального произведения (в сонате, симфонии, опере).
[Симфония Шумана] состоит из четырех частей и начинается интродукцией в медленном темпе. А. Бородин, Музыкальные заметки.
[От лат. introductio — введение]
введение, вступление (к чему-либо — речи, музыке и др.)
Ср. Pardieu, — воскликнул Степа, наполовину готовый, — on est gentilhomme ou on ne l'est pas! "На какой предмет интродукция?" — К тому говорю, что и т. д.
Маркевич. Бездна. 2, 16.
Ср. Introduction — предисловие, введение.
Ср. Introductio (introducere, ввести), введение.
См. готов.
ИНТРОДУ́КЦИЯ, итродукции, жен. (лат. introductio) (муз.). Введение, вступительная часть музыкального произведения.
I
ж.1.
Короткое вступление, предшествующее основной части музыкального произведения; увертюра, пролог.
2.
Вступительная часть чего-либо.
II
ж.1.
Переселение, распространение отдельных видов растений за пределы их естественного ареала и выращивание их в новых условиях (в биологии).
2.
Переселение, распространение отдельных видов животных за пределы их естественного ареала и выращивание их в новых условиях (в животноводстве).
III
ж.Внедрение, введение, распространение чего-либо где-либо (новых лекарственных средств, лечебных методик и т.п.).
ИНТРОДУКЦИЯ - в биологии - переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они раньше не жили. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (напр., кукуруза, картофель интродуцированы в Европу из Америки).
ИНТРОДУКЦИЯ (от лат. introductio - введение) - 1) краткое вступление к 1-й части или финалу циклического инструментального музыкального произведения
2)] Род краткой увертюры к опере или балету, а также вступление к отдельному акту оперы
3) Хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
ИНТРОДУКЦИЯ (биологическая), переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала в новые для них места обитания. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (например, кукуруза, картофель интродуцированы в Европу из Америки).
жен. introductionж. муз. introduction.
ж. муз.
introduction f
ж. муз.
introducción f
ж.
introduzione
интроду́кция
переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они ранее не обитали.
.ИНТРОДУ́КЦИЯ -и; ж. [лат. intoductio - введение] Муз. Короткое вступление, предшествующее основной части музыкального произведения. Симфония начинается интродукцией. И. перед третьим актом оперы.
◁ Интродукцио́нный, -ая, -ое. И-ая часть сонаты.
* * *
интродукцияI
(от лат. introductio — введение), 1) краткое вступление к 1-й части или финалу циклического инструментального музыкального произведения.2) Род краткой увертюры к опере или балету, а также вступление к отдельному акту оперы.3) Хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
II
(биол.), переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они раньше не жили. Целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (например, кукуруза, картофель интродуцированы в Европу из Америки).
(от лат.introductio — введение) — (в биологии)
1) преднамеренный или случайный перенос особей какого-либо вида за пределы его ареала;
2) успешное внедрение какого-либо чуждого вида в местные природные комплексы.
(от лат. introductio - введение).
1) Краткое вступление к первой части циклич. инстр. произведений (симфоний, дивертисментов, реже струн. квинтетов, квартетов, трио, сонат, вариац. циклов), а также к одночастным инстр. сочинениям (увертюрам). В фп. сонате Л. Бетховена ор. 53 встречается И. ко 2-й заключит, части цикла. И. обычно развёртывается в медленном темпе (grave, largo, adagio, реже andante), нередко имеет патетич. или торжеств. характер (обозначение maestoso). Во мн. случаях завершается половинной каденцией. Зачастую инстр. вступления, по типу относящиеся к И., лишены этого обозначения (напр., в симфониях Й. Гайдна).
2) Род оперной или балетной увертюры; обычно бывает более краткой и отличается свободой построения (напр., И. к опере "Евгений Онегин"). В нем. музыке в сходном значении употребляется термин Vorspiel. Встречаются И. и к отд. актам оперы; как правило, они непосредственно переходят в первый вок. номер данного акта ("Фиделио", начало 2-го акта).
3) Вок. ансамбль или хор. сцена в опере, непосредственно следующие за увертюрой и открывающие собой 1-е действие оперы (напр., в операх "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила").
Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его -- французский композитор Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией, а после небольшого вступительного раздела следует быстрая, прихотливая «капризная» музыка. О том, что означают слова рондо и каприччио, вы можете прочесть в посвященных им рассказах. Ну а латинское слово introductio означает вступление. В музыкальных произведениях так называется вступительный эпизод, по большей части медленный, предваряющий вступление основных музыкальных тем. Бывают интродукции перед оперным действием, частью кантаты или оратории. А Михаил Иванович Глинка назвал интродукциями начальные сцены своих опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», те сцены, в которых еще не начинается действие, а дается своего рода предисловие -- широко, крупными мазками написанная картина к событиям, которые развернутся в дальнейшем.
(биол.), переселение особей к.-л. вида ж-ных и р-ний за пределы естеств. ареала, в места, где они раньше не жили. Целенаправленная И. осуществляется гл. обр. для введения в культуру новых видов и форм (напр., кукуруза, картофель интродуцированы в Европу из Америки).