в архитектуре, увенчание фасада здания, имеющее чаще всего форму треугольника, ограниченного с боков двумя наклонными карнизами, а снизу главным карнизом здания. Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким Ф., треугольное поле или тимпан (см.) которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились Ф. другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга (циркульный Ф.). В позднейшее время форма Ф. разнообразилась еще более: появились Ф. в виде трапеции, Ф. с боковыми карнизами, не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения (прерванный Ф., fronton brisé), Ф. в форме равностороннего треугольника и др. Такие Ф. устраиваются преимущественно не над фасадами, но над окнами, дверями и крыльцами.
(франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, передняя сторона)
в архитектуре, завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и карнизом. Поле Ф. (Тимпан) часто украшается скульптурой.
Фронтон (указан стрелкой) Каменноостровского тетра в Ленинграде. 1827. Архитектор С. Л. Шустов.
муж., франц. щипец, островершек; треугольная стенка под крышей, над верхним карнизом дома или над входом. Дом, крылечко с фронтоном. Фронтонная постройка. Фронтиспис муж. картинка, при заглавии книги.
ФРОНТО́Н, -а, муж. (спец.). Треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.
| прил. фронтонный, -ая, -ое.
-а, м. архит.
Завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Маленький, острый и высокий фронтон с окошком был весь измалеван голубыми и желтыми цветами. Гоголь, Вий.
[франц. fronton]
ФРОНТО́Н, фронтона, муж. (франц. fronton) (архит.). Верхняя, треугольная или циркульная, часть фасада здания, ограниченная двухскатной крышей и архитравом, а также подобное украшение над окнами или над дверями. Дом с фронтоном.
м.
1.
Верхняя - обычно треугольная, с лепными украшениями - часть фасада здания, ограниченная двухскатной крышей и архитравом.
2.
Подобное украшение над окнами или дверями.
ФРОНТОН (франц. fronton) - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
ФРОНТОН (французское fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. На поле фронтона (тимпане) часто помещается скульптура. Декоративным фронтоном украшают двери и окна здания.
Ограниченное по бокам скатами крыши, а снизу карнизом завершение фасада здания, портика, колоннады, как правило, треугольной формы.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминов
верхняя часть торцевого фасада здания с двускатной крышей, заключённая между скатами кровли и венчающим карнизом; Ф. в классической архитектуре завершает также портики, эдикулы, сандрики и т.д.
(Болгарский язык; Български) — фронтон
(Чешский язык; Čeština) — fronton; štít
(Немецкий язык; Deutsch) — Fronton; Ziergiebel
(Венгерский язык; Magyar) — oromzat timpanon
(Монгольский язык) — фронтон
(Польский язык; Polska) — fronton
(Румынский язык; Român) — fronton
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — fronton; kalkan; zabat
(Испанский язык; Español) — fronton
(Английский язык; English) — fronton; gable
(Французский язык; Français) — gable; fronton
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
(франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.Источник:"Архитектурный словарь"
фронто́н род. п. -а (Гоголь). Из франц. fronton – то же от ит. frontone: лат. frons "лоб".
муж.;
архит. pediment ступенчатый фронтон ≈ corbie-stepsм. архит. pediment.
м архит.
Giebeldreieck n; Giebel m; Fenstergiebel m(у окна); Türgiebel m(у двери)
фронтон м архит. Giebeldreieck n 1a; Giebel m 1d; Fenstergiebel m (у окна); Türgiebel m (у двери)
м. архит.
fronton m
м. архит.
frontón m
м. архит.
frontone
ФРОНТО́Н -а; м. [франц. fronton] Архит. Верхняя часть фасадной стены здания (обычно в виде треугольника с лепными украшениями), ограниченная двухскатной крышей. Ф. собора, дворца. Флигель с полукруглым фронтоном. Высокий ф. с окошком.
◁ Фронто́нный, -ая, -ое. Архит. Ф-ая композиция. Ф-ые доски. Ф-ое украшение.
* * *
фронто́н(франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
* * *
ФРОНТОНФРОНТО́Н (франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика(см. ПОРТИК), колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
Фронтон
(Марк Корнелий Фронтон) (II в.) оратор и адвокат, воспитатель Марка АврелияПричиняет боль своему собутыльнику тот, кто выпивает слишком большой кубок вина: ведь он пьет не для удовольствия, а чтобы опьянеть.Для подарков (…) подходит сочетание большой умеренности и самых малых расходов. Да и кому (…) мы можем сказать, что подаркам подобает быть роскошными? Беднякам? Но они не в состоянии их получать. Богатым? Но они не нуждаются в том, чтобы их получать.
• Fronto, M. Cornelius,
родился в правление императора Домициана или Нервы в Цирте в Африке; в числе его учителей им называются риторы Athenodorus и Dionysius Tenuior. В Риме он прославился как учитель красноречия и адвокат и приобрел особенное расположение императоров Адриана и Антонина Пия, так что ему было вверено воспитание императорских детей Марка Аврелия и Луция Вера. Через это и через преподавание риторики он приобрел значительные богатства, которые он употребил на постройку великолепных зданий и на покупку парка Мецената. Летом 143 г. от Р. X. он получил на два месяца консульское достоинство; от управления проконсульской провинцией он успел освободиться по слабости здоровья (он страдал подагрою). Эта болезненность и семейное горе (у него умерло пятеро детей и он оставил только одну дочь по имени Gratia) испортили ему лучшие годы жизни. Умер он ок. 170 г. от Р. X. Ф. пользовался высоким уважением своих современников; Евмений (panegyr. Const. 14) называет его Romanae eloquentiae non secundum, sed alterum decus, и целый ряд свидетельств назначают ему в истории римского красноречия место рядом со знаменитыми ораторами. Особенная школа, Frontoniani, признавала в нем свой образец и идеал. Однако этой блистательной славе не соответствуют сочинения Ф., найденные в 1815 г. кардиналом A. Mai в Амвросианской библиотеке в Милане и в Ватиканской библиотеке в Риме на вторично надписанном пергаментном кодексе. Главным образом они содержат переписку Ф. после его консульства с Антонином Пием, с Марком в двух книгах и с Луцием Вером, вместе с несколькими ответами этих императорских особ, между которыми Марк Антонин представляется во всей любезности своего характера; epistolarum ad ainicos Il. II, содержащие только рекомендательные письма, кроме того, более длинные послания научного, особенно риторического содержания. К этому присоединяются исторические отрывки de bello Parthico, principia historiae и риторические фокусы, напр., laudes fumi et pulveris, laudes negligentiae, Arion и т. п. Также несколько греческих стихов найдено в упомянутом палимпсесте. Много другого потеряно, не в ущерб писателю, которого славили бы более, не будь этих открытий. Насколько его старание сопротивляться чрезмерному влиянию греческого языка и греческой литературы заслуживает одобрения и насколько напыщенный слог африканцев, против которого он боролся, достоин порицания, настолько же восхваление с его стороны древнейших писателей и непризнавание собственно классических авторов показывает отсутствие в нем настоящего вкуса. Его сочинения производят равно неприятное впечатление как по слогу, так и по скудости содержания и ограниченности суждения. «Его стиль, кропотливо составленный из архаизмов и выражений старинных авторов, утварь, пестрый центон, которым он прикрывает наготу знания и мысли; но этой пустой учености он предается с неутомимым усердием, доходящим до фанатизма» (Bernhardy). Изд. A. Mai (1815, 1883), Niebuhr (1816, с дополнениями Buttmann'а и Heindorfa) и Naber (1867). Сочинения, приписыпавшиеся ему до открытия настоящих, а именно exempla elocutionum и de differentiis vocabulorum, принадлежат позднейшему грамматику по имени Arusianus Massius, который едва ли пользовался какими-либо сочинениями Ф.
[франц. fronton,от лат.frons (frontis) - лоб, передняя сторона] - завершение фасадной стены здания, образуемое скатами кровли треугольной или криволинейной формы и карнизом. Ф. в классич. архитектуре завершают фасады зданий, портики, порталы и т. д. Часто декорируются рельефом и скульптурой. См. рис.
Фронтон (указан стрелкой)
ФРОНТОН — верхняя часть фасада здания, портика, колоннады, представляющая собой треугольную плоскость, ограниченную двумя скатами крыши по бокам и отделённую снизу горизонтальным карнизом; часто украшается скульптурой.
attic,(классического греческого здания) eagle, fronton, gable, pediment
* * *
фронто́н м.fronton
* * *
fronton
м. архит.
frontone m, timpano m
техн.
фронто́н, -ну
- лучковый фронтон
- надоконный фронтон- оконный фронтон
техн.
фронто́н, -ну
- лучковый фронтон
- надоконный фронтон- оконный фронтон
техн. фронто́н
Фронтон, Марк Корнелий; Fronto, Marcus Cornelius, ок. 100-166 гг. н. э., римский оратор. Происходил из Кирты в Нумидии. Сведущий в праве и риторике, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Из-за слабого здоровья оставил политику и посвятил себя работе в собственной школе риторики. Призванный к императорскому двору Антонином Пием, был воспитателем двух императоров: Марка Аврелия и Луция Вера. Пребывал там до самой смерти. Время его жизни определяют по его контактам с учеными и людьми, близким ко двору, зафиксированным в оживленной переписке. Эти письма, написанные по-гречески и по-латыни, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амбросианской и Ватиканской библиотек. Вопреки ожиданиям, они содержали в основном рассуждения о риторике и о языке, и гораздо меньше исторических сведений. Письма Ф. привели, однако к выявлению интересных черт характера Марка Аврелия, Луция Вера, старшей и младшей Фаустин, а также к более близкому знакомству с домашней жизнью двора Антонинов. Марк Аврелий, несмотря на большое уважение к Ф., склонялся более к философии, нежели к риторике, преподаваемой учителем. Сохранилась переписка Ф. с Марком Аврелием, в которую вошли письма, написанные в период, когда Марк Аврелий был еще наследником престола (5 книг), и во время его правления (5 книг); письма о риторике содержащиеся в сборниках О красноречии (De eloquentia) и О речах (De orationibus), в которых Ф. пытается доказать императору превосходство красноречия над философией; письма-трактаты на историко-риторические темы, мыслившиеся как вступление к трактату о войне Вера с парфянами, озаглавленные Законы истории (Principia historiae), образцом для них послужило, вероятно, описание войн с Ганнибалом у Ливия; ответ Ф. на письмо Марка Аврелия после поражения в битве с парфянами получивший название О парфянской войне (De bello Parthico); 4 письма об отдыхе в Альции, а также шутливые риторические упражнения в форме писем Похвала дыму и огню (Laudes fumi et pulveris) и Похвала небрежности (Laudes neglegentiae);и наконец, 2 письма Об утрате внука (De nepote amisso), первое из которых представляет собой короткое утешительное письмо Марка Аврелия Ф., а второе - великолепный развернутый ответ Ф., в котором он предстает нам человеком благородным, чувствительным, сочувствующим людям. Переписка Ф. с Вером содержалась в 2 книгах, с Антонием Пием - в 1 книге, которая своим характером напоминает обмен письмами между императором Траяном и Плинием Младшим К друзьям в 2 книгах, включает только письма Ф.; в них находят свое выражение его доброжелательность и заинтересованность делами друзей (1 письмо написано по-гречески). Сохранилось также собрание греческих писем, среди них корреспонденция с Аппианом и др. От речей, принесших Ф. славу оратора, ничего не сохранилось, кроме незначительных фрагментов и названий, например, Панегирики - панегирики на Адриана и Антонина Пия; из судебных речей - речь против Герода Аттика; известно также о речах против христиан, в которых Ф. усматривал врагов ораторского искусства. И наконец, мы знаем названия отдельных выступлений в сенате и других речей на случай. Ф. не создал единой риторической системы, но в своих сочинениях опирался на риторику Феодора из Гадары и использовал терминологию, находившуюся во всеобщем употреблении. В корреспонденции Ф. более всего места занимают рекомендации, касающиеся подбора слов и их места в предложении. Ф. считал, что со времен Цицерона, которого он очень ценил, распространились излишняя свобода и небрежность в подборе слов и их построении, исчезло стремление к точному формулированию мысли. Ф. проповедует возвращение к старым писателям; у них он заимствует сентенции, обороты, выражения, использует фразеологические выписки. Ф. стремился таким способом возродить латинский язык и римскую литературу. Но несмотря на эти усилия, сам он не смог избежать влияния стиля своей эпохи и писал искусственным языком, утяжеленным и местами окрашенным архаизмами. Ф. собрал около себя круг сторонников архаического стиля, которых звали по его имени фронтониями. Это пристрастие к старой литературе и тенденция искать в ней образцы появились еще во времена Августа. Одним из предшественников Ф. был Валерий Проб. В правление Адриана это движение переживает наивысший подъем. Еще долго после смерти Ф. находил последователей, а позднейшие писатели (особенно в III в. н. э.) часто брали его за образец.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.