Большая Советская энциклопедия

    (франц. fat, от лат. fatuus – глупый)

    сценическое амплуа (устаревшее): роли легкомысленных, эффектных, самовлюблённых людей (преимущественно молодых, например: Дульчин – «Последняя жертва» Островского). Переносное – франт, любящий порисоваться; пустой человек.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. фа́т;
    2. фа́ты;
    3. фа́та;
    4. фа́тов;
    5. фа́ту;
    6. фа́там;
    7. фа́та;
    8. фа́тов;
    9. фа́том;
    10. фа́тами;
    11. фа́те;
    12. фа́тах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ФАТ, -а, муж. Пустой щеголь, франт.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Самодовольный франт, щеголь, любящий рисоваться, пустой человек.

    — Всегда завит, раздушен, одет по картинке: вот и воображает, что все женщины от него без ума — так, фат! И. Гончаров, Обыкновенная история.

    2. театр. устар.

    Амплуа актера, игравшего роли эффектных, самовлюбленных, легкомысленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

    В прежнее время так и составлялась труппа. Был в ней первый герой-любовник и второй герой-любовник; первый салонный любовник, он же и фат. Юрьев, Беседы актера.

    [франц. fat]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ФАТ, фата, муж. (франц. fat, букв. жирный). Щеголь, любящий порисоваться, пустой человек. «Всегда завит, раздушен, одет по картинке… так, фат!» Гончаров. «"Какие у нее трагические глаза!" заметил сидевший позади Аратова некий седоватый фат.» А.Тургенев.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться; хлыщ, прохвост.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ФАТ (франц. fat - от лат. fatuus - глупый), сценическое амплуа (устар.): роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых). В переносном смысле - самодовольный франт, пустой, любящий порисоваться человек.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Сексологическая энциклопедия

    (фр., от лат. fatuus - глупый), театральное амплуа молодого самовлюбленного и ограниченного человека. перен. - неумный, стремящийся к внешним эффектам человек; прожигатель жизни.

  15. Источник: Сексологическая энциклопедия



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    род. п. -а. Из франц. fаt "франт", первонач. "глупый, чванливый", от лат. fatuus, народнолат. fatidus "нелепый, глупый"; см. Горяев, ЭС 391.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. dandy, fop, dudeм. уст. fop.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    fat m, petit-maître m (pl petits-maîtres), bellâtre m

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    fatuo m

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    zerbinotto, bellimbusto, elegantone, damerino

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    ФАТ -а; м. [франц. fat] Франт, щёголь. Пустой человек, ф. Светский ф. Выступать в роли фата.

    * * *

    фат

    (франц. fat, от лат. fatuus — глупый), сценическое амплуа (устаревшее): роли эффектных, самовлюблённых и ограниченных людей (преимущественно молодых). Переносное — самодовольный франт, пустой, любящий порисоваться человек.

    * * *

    ФАТ

    ФАТ (франц. fat, от лат. fatuus — глупый), сценическое амплуа (устар.): роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых). В переносном смысле — самодовольный франт, пустой, любящий порисоваться человек.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. История слов

    Галантереи романические, кавалеры заблудящие. Г. В. Плеханов остроумным анализом языка русского перевода руководства к «житейскому обхождению» «Юности честное зерцало» показал, как в бытовом стиле речи и поведения европейские формы смешивались со старыми, и как глубок и крепок был под внешним налетом европейской цивилизации слой старых традиций (Плеханов Г. В. История русской общественной мысли, т. 2, М., 1919, с. 71—74). Однако интерес к «галантереям романическим» и к европейским навыкам «житейского обхождения» сильно отражается и на языке (Ср. интересные замечания о речевом этикете в «Книжице златой о гожении нравов» (перевод сочинения Еразма «De civilitate morum») (см.: Перетц В. Н. Историко-литературные исследования и материалы, т. 3, СПб., 1902, с. 178). Любопытны, например, в «Рассуждении о оказательствах к миру» (1720) определения, что такое галантереи романические и кавалеры заблудящие. Галантереи — это книги, «в которых о амурах, то есть о любви женской и храбрых делах для оной учиненных баснями описано», а «шевальеры эрранты, или заблудшие кавалеры, называются все те, которые, ездя по всему свету, без всякого рассуждения в чужие дела вмешиваются и храбрость свою показывают» (Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом, т. 2, с. 489).

    (Виноградов. Очерки, 1938, с. 56—57).

  29. Источник:



  30. История слов

    ФАТ. Слово фат укрепилось в русском языке в XIX в. Оно свойственно языку Тургенева, Некрасова, Гончарова и других писателей в 40—50-е годы XIX в. Оно не встречается у Пушкина, Баратынского, Лермонтова, даже у Гоголя.

    В статье «Вопрос о людях некоторого рода», опубликованной в «Северном вестнике» в 1805 г.: «умница в глазах дураков, удивляющихся ему, — глупец пред благоразумными, которые от него удаляются, а когда хорошенько его узнаешь, то он ни умен — ни глуп. Его можно назвать тем, что французы разумеют под названием fat, а оттого и мы говорим о подобных фат» («Северный вестник», 1805, март, с. 324).

    А. Н. Вульф в «Дневнике» 1831 г. передает свой разговор с полуполькой, полуфранцуженкой: «сначала я ей не очень понравился и показался fat, что на наш язык довольно трудно перевести, разве: много воображающим о себе; говорила, что Плаутин заступался за меня, называя очень добрым малым, и что это только педантизм молодого студента» (Вульф, Дневники, с. 335).

    Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (2 листка разного формата). Печатается по рукописи. — В. Л.

  31. Источник:



  32. Большой Энциклопедический словарь

    ФАТ
    ФАТ (франц. fat - от лат. fatuus - глупый), сценическое амплуа (устар.): роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых). В переносном смысле - самодовольный франт, пустой, любящий порисоваться человек.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  33. Источник: