стихотворная форма, перешедшая в европейскую поэзию из итальянской: восьмистишие, где стихи четвертый и седьмой повторяют первый, а восьмой повторяет второй; от тройного повторения первого стиха и произошло название этой искусственной, но изящной поэтической безделушки. Стихотворение обыкновенно исчерпывается одной стропой; но бывают стихотворения из целого ряда Т. (Фофанов, "Царевич юный Т."). Стих почти всегда четырехстопный — хорей или ямб. Расположение рифм определяется повторением стихов; стих третий, пятый и шестой в отношении рифм не связаны никакими стеснениями. С внутренней стороны привлекательность Т. основывается на закономерном возвращении определенных стихов; напряженное внимание читателя ждет этого повторения, которое удовлетворяет его эстетическое чувство. Подобно другим искусственным формам, Т. переживает времена популярности и забвения; большой распространенностью он никогда не пользовался. Удачные образцы его у Рюккерта, Тидге, А. Додэ ("Les prunes"). Ср. Gaudin, "Du rondeau, du triolet, du sonnet" (1870).
А. Г.
(франц. triolet)
твёрдая стихотворная форма: стихотворение в 8 строк с рифмовкой по схеме ABaA авАВ, где 1-й стих повторяется на 4-м и 7-м местах, а 2-й стих — на 8-м месте; художественный эффект Т., как и других подобных форм, в том, чтобы эти повторы казались естественно мотивированными. Т. появляется во французской поэзии 15 в.; вызывает подражания в европейских литературах (особенно в «лёгкой поэзии» 18 в.), оставаясь «салонной игрушкой». В России одни из первых Т. написаны Н. М. Карамзиным; в 1910-х гг. сборники Т. выпущены Ф. Сологубом и И. Рукавишниковым.
-а, м. лит.
Стихотворение в восемь строк, из которых 4-я и 7-я повторяют первую, а 8-я — вторую, причем все стихотворение написано на две рифмы.
[франц. triolet]
ТРИОЛЕ́Т, триолета, муж. (франц. triolet) (лит.). Стихотворение в восемь строк, из которых 4-я и 7-я повторяют первую, а восьмая - вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы.
м.
Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк, из которых четвёртая и седьмая повторяют первую строку, а восьмая - вторую.
ТРИОЛЕТ (франц. triolet) - твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB (см. Рифма), где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв.
триоле́т род. п. -а "стихотворение с тройным повтором" (Мельников и др.). Из франц. triolet – то же от triolet "клевер".
муж.;
лит. triolet
м. лит.
letrilla f, tercerilla f
ТРИОЛЕТ (франц. triolet) — одна из особых, так наз. «твердых» форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо. Т. состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах — одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Своеобразие формы Т. заключается в повторах целых стихов, к-рые, однако, не подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью стихотворения. Эти повторы появляются в Т. дважды:
1) первый стих воспроизводится буквально в четвертом стихе;
2) первый и второй стихи повторяются без изменений в седьмом и восьмом стихах.
Если выделить повторяющиеся элементы Т. прописными буквами, то приведенная выше схема приобретает следующий вид: ABaAabAB. Эта троекратность появления одной из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета. Пример:
«Лизета чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал:
«Красой подобных нет Лизете;
Лизета чудо в белом свете;
Умом зрела в весеннем цвете».
Когда же злость ее узнал...
«Лизета чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал.
(Карамзин.)
В качестве канонического стихотворного размера Т. в России закреплен наиболее близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что неизменно приводило к искажению замысла и стиля Т.
Главная трудность формы Т. заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского Т., в целях облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания Т. Такого рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты, разумеется, обязательной силы не имеют. Гораздо большего внимания заслуживает запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, к-рые ослабляют ощутительность повтора.
Т. принадлежит к легким жанрам лирической поэзии, с игривым содержанием, нередко окрашенным в тона грациозной эротики. Во Франции в XVII в. он был любимой забавой «светского» общества. Появившись в России в XVIII в., Т. неизменно оставался в стороне от «большой» литературы и совершенно отсутствует среди форм, разрабатывавшихся крупнейшими русскими поэтами XIX в. Отдельные образцы можно найти у кн. Шаликова, Буниной, а в конце века у Фофанова. Некоторый интерес к нему выказали символисты XX в. — Ф. Сологуб, И. Рукавишников, к-рый написал две книги Т. и не только пытался усвоить технику строгого Т., но и немало экспериментировал, стремясь к расширению его возможностей.Библиография:
Шульговский Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. т-ва Вольф, СПБ — М., 1914, стр. 444—447; Gaudin P., Du rondeau, du triolet, du sonnet, C. F., 1870; Rassmann C. F., Triolette der Deutschen Esssen, Duisburg, 1815.
ТРИОЛЕ́Т -а; м. [франц. triolet] Лит. Написанное на две рифмы стихотворение в восемь строк, из которых четвёртая и седьмая повторяют первую, а восьмая - вторую.
* * *
триоле́т(франц. triolet), твёрдая форма: 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB (см. Рифма), где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в лёгкой поэзии XV—XVIII вв. Пример: «Лизета чудо в белом свете...» Н. М. Карамзина.
* * *
ТРИОЛЕТТРИОЛЕ́Т (франц. triolet), твердая форма: 8-стишие с рифмовкой АВаА abAB (см. Рифма(см. РИФМА)), где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15—18 вв.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.