«Причина»

Причина в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Причина»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Англо-русский словарь технических терминов
  12. Русско-английский словарь математических терминов
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  20. Философская энциклопедия
  21. Новейший философский словарь
  22. Энциклопедический словарь
  23. Начала современного естествознания
  24. Русско-английский политехнический словарь
  25. Энциклопедия социологии
  26. Толковый словарь по социологии
  27. История слов
  28. История слов
  29. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  30. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  31. Русско-шведский бизнес-словарь
  32. Тезаурус русской деловой лексики
  33. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (αιτία, causa, Ursache) — требуемое логически условие всего бывающего, или то, без чего, по предположению нашего разума, данный факт не может произойти, а при наличности чего он происходит с необходимостью. Только такое общее и бессодержательное определение может обнять все многоразличные значения, в которых принималось слово П. Еще неоплатонический философ Прокл (в своем комментарии к Платонову Тимею) насчитывает у одного Платона 64 различных понятия о П., а у Аристотеля — 48. Это число можно сократить до двух основных понятий П. у Платона и до четырех — у Аристотеля. Первый различает νους от ανάγκη, т. е. намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью). Аристотель в первой книге "Метафизики" дал свое учение о 4-х П., или началах, усвоенное средневековой схоластикой, но доселе еще не исчерпанное философским мышлением. Ища П. вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определенном ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой П., могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету. Во-первых, мы спрашиваем, из чего происходит данный факт, составляется данный предмет; это есть вопрос о материи, или материальной П. того, что дано (ΰλη, causa materialis). Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведена данная действительность; это есть вопрос о производящей П., или о "начале движения" (αρχή της κινήσεως, causa efficiens). В-третьих, спрашивается, почему или сообразно чему данный предмет есть то, что он есть; это вопрос о специфической идее, об образующей форме, или формальной П. (είδος, causa formalis). В-четвертых, спрашивается, к чему, для, или ради чего нечто происходит или существует — вопрос о цели, или конечной П. (τέλος ου ενεκα, causa finalis). Аристотель характеризует бывшие до него в Греции метафизические системы тем, что они объясняли мир с точки зрения одного или двух видов причинности, пренебрегая прочими, в чем и состоял их главный недостаток. Так, ионийские "физиологи" искали только материальную причину всех явлений, причем одни полагали ее в одной стихии, другие — в другой; пифагорейцы остановились на формальной П., которую они находили в арифметических и геометрических определениях; Эмпедокл и Анаксагор к материальным стихиям ионийцев присоединили производящую П., которую первый находил в противоборствующем действии дружественного притяжения и враждебного отталкивания, а второй — в зиждительном действии космического ума; Платон, ища, как и пифагорейцы, формальной П. всего существующего, находил ее в идеях, причем он, по не совсем справедливому мнению Аристотеля, оставлял без рассмотрения как производящую, так и конечную причинность. Обращение исключительного или преобладающего внимания на один вид причинности в ущерб прочим может быть указано как основная погрешность и новейших философских систем. Так, германский идеализм, в особенности гегельянство, более, чем платонизм, подлежит упреку за то, что формальная причинность саморазвивающегося понятия поглотила здесь все другие, не менее законные, точки зрения, а в метафизике Шопенгауэра все высшие требования ума отстранены всевластием слепой Воли, бессодержательно, бесформенно и бесцельно производящей П. С другой стороны, философская мысль не могла бы удовлетвориться и такой системой, которая, исследуя все существующее равномерно по всем четырем видам причинности, оставляла бы эти различные точки зрения без внутренней связи и окончательного единства. Учение Аристотеля о 4 П., или началах, разработанное в его школе (см. Перипатетики), а также у новоплатоников (см.) и перешедшее в патриотическую и схоластическую философию, получило некоторые осложнения. Стали различать первые П. от вторых, или ближайших (causae secundae seu proximae), явились П. посредствующие (causae mediae), П. орудные (causae instrumentales), П. сопутствующие или сопровождающие (causae concomitantes, у Платона συναιτίαι). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырех точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей П. (всемогущий Творец), а также П. конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо); П. формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а П. материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным богословское положение о сотворении мира из ничего, хотя это положение не есть какое-нибудь объяснение, а только требование отказаться от всяких объяснений. Новая философия по отношению к П. характеризуется трояким стремлением: 1) по возможности сузить круг прямого действия первой производящей П., не обращаясь к ее единичным и непосредственным актам для объяснения определенных вещей и явлений в мире; 2) устранить изыскание конечных П., или целей, из объяснений природы; 3) исследовать происхождение и значение самого понятия П., в особенности П. производящей. В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путем, причем, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, Окказионализм, Спиноза). Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) "подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны". В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришел к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своем остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее ее попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась ее собственная сущность. Французский философ Мэн-де-Биран (см.) пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте (см.) и Шопенгауэра (см.). Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт еще не дает сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер ее связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой. Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками: 1) отделение П. производящей от трех остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса; 2) связь между реальной причинностью и ее истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных П. к универсальной П. всего существующего остается недостаточно определенным, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие П., имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер. Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу (см. Свобода воли, Фатализм, Философия, Этика).

    Вл. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (лат. causa)

    явление, непосредственно обусловливающее, порождающее др. явление — следствие. В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии. Понятие «П.» предполагает выделение некоторой группы явлений или системы, в рамках которой устанавливается причинное отношение между определёнными явлениями и процессами. Каждое явление находит своё основание в некоторых других и определяется ими как своими П. В процессе познания исследователь неизбежно выходит за границы простого описания фактов, обращаясь к выяснению закономерностей их возникновения, развития, функционирования, отыскивая те П., которые определяют наличность соответствующих свойств данного объекта. Движение мысли от описания к причинному объяснению есть движение познания от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. П., будучи основой и сущностью следствия, выступает в роли исходного и определяющего элемента взаимосвязи явлений. Существует бесчисленное многообразие форм взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и, соответственно, многообразие видов П. В современной науке классификация П. производится по самым различным признакам. Так, в соответствии с природой причинных отношений П. подразделяют на идеальные и материальные, информационные и энергетические, динамические и статистические, простые и составные, однофакторные и многофакторные, системные и несистемные, внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные и т. д.

    Принято отделять П. от условий их действия. В области общественных наук П. отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению. Рассмотрение всего многообразия окружающих явлений приводит к представлению о причинности как фундаментальной черте действительности (см. Причинность и литературу при этой статье).

    И. И. Ляхов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. причи́на;
    2. причи́ны;
    3. причи́ны;
    4. причи́н;
    5. причи́не;
    6. причи́нам;
    7. причи́ну;
    8. причи́ны;
    9. причи́ной;
    10. причи́ною;
    11. причи́нами;
    12. причи́не;
    13. причи́нах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПРИЧИ́НА, -ы, жен.

    1. Явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. П. пожара. П. спешки в том, что не хватает времени.

    2. Основание, предл. для каких-н. действий. Уважительная п. Смеяться без причины.

    • По причине чего, в знач. предлога с род. вследствие чего-н., из-за чего-н., благодаря чему-н. Не работал по причине болезни.

    По причине того что, по той причине что, союз (книжн.) из-за того что.

    По той простой причине что (разг.) из-за того что, потому что, именно поэтому.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Явление, обстоятельство, непосредственно порождающее, обусловливающее другое явление — следствие.

    — Нет действия без причины, — сказал доктор. — Есть смерть, значит, есть и причина. Чехов, Следователь.

    || чего.

    Тот, кто является виновником чего-л., вызывает что-л.

    — Разве вы не допускаете, что я тоже могу служить причиной беспокойства? М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

    Он говорил громко и с раздражением, как будто из-за нее, из-за Веры, они оказались тут и она причина того, что им приходится здесь скрываться. Чаковский, Блокада.

    2.

    Основание, повод, предлог для каких-л. действий, поступков.

    Смеяться без причины.

    Возвращаю вам письмо Ваше и надеюсь, что не буду впредь иметь причины жаловаться на незаслуженное неуважение. Пушкин, Пиковая дама.

    — Я не могу продолжать участвовать в сессии. — Нужно представить уважительные причины суду. Л. Толстой, Воскресение.

    по причине {чего (в знач. предлога)}

    вследствие чего-л., из-за чего-л.

    Наконец начало бить фрегат, по причине переменной прибыли и убыли воды, об дно, о свои якоря. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    — По причине короткого роста Жилкин стоял на левом фланге. С. Антонов, На военных дорогах.

    по техническим причинам

    вследствие технических неполадок.

    по причине того, что…; по той (простой) причине, что…

    потому, что…

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПРИЧИ́НА, причины, жен.

    1. Явление, обстоятельство, служащее основанием чего-нибудь или обусловливающее появление другого явления; ант. следствие. Простуды была причиной его болезни. Расследовать причину пожара. Причина возникновения войны.

    || Основание, повод, предлог для каких-нибудь действий, поступков. Рассмеялся без всякой видимой причины. «Без всякой причины в груди ее шевельнулась радость.» Чехов. Нет причины отказаться. Неосновательная причина. Неуважительная причина. По причине чего-нибудь (вследствие чего-нибудь). По какой причине? (почему?). По той (простой) причине, что… (потому, что…). Что за причина? (почему это так случилось, в чем дело?; разг.).

    2. То, что причинилось, непредвиденный случай, обстоятельство (обл.). «И все бы хорошо, да сделалась причина: в дозорных появился вор.» Крылов. «Помада есть для губ и для других причин.» Грибоедов.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Явление, обстоятельство, служащее основанием чего-либо или обусловливающее другое явление.

    Ant:

    следствие

    2.

    Основание, повод, предлог для каких-либо действий, поступков.

    отт. перен. разг. Виновник чего-либо.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПРИЧИНА - см. Причинность.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    причи́на причини́ть, укр. причи́на, польск. рrzусzуnа. От чин, чини́ть (Бернекер 1, 156; Брюкнер 82). Не связано непосредственно с нача́ть, начну́, вопреки Шуману (AfslPh 30, 295).

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. cause;
    reason;
    motive безо всякой причины ≈ for no reason whatever являться причиной чего-л. ≈ to be at the bottom of smth. вероятная причина ≈ plausible reason по причине ≈ (чего-л.) because (of), on account of причина и следствие ≈ cause and effect уважительная причина ≈ good reasonreason

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Англо-русский словарь технических терминов

    origin

  21. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  22. Русско-английский словарь математических терминов

    f.cause, reason, motive; причина и следствие, cause and effect; по той же причине, for the same reason

  23. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Ursache f; Grund m (умл.)(основание); Anlaß m (умл.) (-ss-)(повод)

    уважительная причина — triftiger ( stichhaltiger ) Grund

    без всякой причины — ohne jeden Grund

    для этого немало причин — das hat seine guten Gründe

    по причине болезни — krankheitshalber

    по какой причине? — warum? weshalb?, aus welchem Grund?

    в чем причина? — woran liegt es?

    нет причины беспокоиться — es liegt kein Grund für Unruhe vor

    отсутствовать без уважительной причины — unentschuldigt fehlen vi

    по причине чего-либо — auf Grund(G, von); wegen(из-за); infolge(вследствие)

    по той простой причине, что... — aus dem einfachen Grund, daß...

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    причина ж Ursache f c; Grund m 1a* (основание); Anlaß m 1a* (-ss-) (повод) уважительная причина triftiger ( stichhaltiger] Grund без всякой причины ohne jeden Grund для этого немало причин das hat seine guten Gründe по причине болезни krankheits|halber по какой причине? warum? wes|halb?, aus welchem Grund? в чём причина? woran liegt es? нет причины беспокоиться es liegt kein Grund für Unruhe vor отсутствовать без уважительной причины unentschuldigt fehlen vi по причине чего-л. auf Grund (G, von); wegen (из-за); infolge (вследствие) по той простой причине, что... aus dem einfachen Grund, daß...

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    причинаUrsache

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    cause f; raison f, motif m

    побудительная причина — motif m

    по той причине, что... — pour le motif que..., pour la raison que...

    по причине чего-либо — à cause de qch

    нет причины — il n'y a nulle raison de...

    не без причины — non sans cause

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    causa f; razón f, motivo m(основание)

    побуди́тельная причи́на — móvil m

    без вся́кой причи́ны — sin ninguna razón

    по како́й причи́не? — ¿por qué causa?

    по причи́не (чего-либо) уст. — a causa de, por razón de

    по той просто́й причи́не, что... — por la simple razón de que...

    по причи́нам ли́чного хара́ктера — por razones personales

    не без причи́ны — no sin motivo

    фа́ктор причи́ны и сле́дствия — factor de causa y efecto

    служи́ть причи́ной — ser causa (de)

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    causa; cagione книжн.; ragione; motivo m; pretesto m(предлог); юр. causale(побуждение)

    уважительная причина — ragione valida / giustificata / plausibile

    побудительная причина (преступления) — movente m

    по той же причине — per la stessa ragione

    по причине морозов — per via [a causa] dei geli

    без причины — senza (alcun) motivo

    по той простой причине, что... — per la semplice ragione che...

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    起因, 引起, 原因

  37. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  38. Философская энциклопедия

    ПРИЧИНА

    (лат. causa)

    то, без чего не было бы другого – следствия (см. Каузальность). Первоначально причина понимается как предмет, который что-то делает и что-то вызывает (по аналогии с нашим Я, являющимся сознательной причиной наших действий). Такое понимание причины с необходимостью приводит к появлению понятия силы как способности вещи (как причины) вызывать нечто, т.е. производить в результате своей деятельности изменения. А поскольку действующая причина в свою очередь не может не иметь причины и сама вызывает следствие только через изменение, то постепенно возникает функциональное понятие причины. Она есть изменение, вызывающее др. изменение. Взаимосвязь между причиной и следствием называют причинной связью. Но поскольку причина как изменение зависит в свою очередь от др. изменения как причины, то можно говорить о причинном ряде или причинной цепи, «начало» которой теряется из виду, а предположение о существовании ее конца – чистый произвол (см. Proton kinun). Каждый член этой причинной цепи является одновременно причиной и следствием. Причинная цепь непрерывна, отношения в ней подобны отношениям основания и следствия или наличного бытия вообще и определенной его формы. По мере надобности из нее выхватывается, выделяется какое-то звено, рассматриваемое как причина, и другое, связанное с ним и во времени за ним следующее, рассматриваемое как следствие. В связи с тем, что в каждом явлении содержится весьма много компонентов, вызывающих определенные последствия, то часто предпочитают заменять понятие «причина» понятием «компонента» явления, а понятие «следствие» – понятием «результирующая» (см. Окказионализм).

  39. Источник: Философская энциклопедия



  40. Новейший философский словарь

    см. ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ.

  41. Источник: Новейший философский словарь



  42. Энциклопедический словарь

    ПРИЧИ́НА -ы; ж.

    1. Явление, обстоятельство, непосредственно порождающее, обусловливающее другое явление - следствие. П. пожара. П. болезни. П. поломки. Выяснить, установить причину. Найти причину. Устранить причину. Без причины нет следствия. П. всех причин. По техническим причинам (из-за технических неполадок).

    2. Основание, повод, предлог для каких-л. действий, поступков. Смеяться без причины. Уважительная п. Нет причины быть недовольным. Без видимой, без всякой причины. Сотни причин для раздражения. Это не п., чтобы плакать.

    По причи́не чего. в зн. предлога. Вследствие чего-л., из-за чего-л. Не работал по п. болезни. По причи́не того что; по той (простой) причи́не, что, в зн. союза. Из-за того что, потому что.

    * * *

    причи́на

    явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление, называемое следствием. При разных условиях одна и та же причина вызывает неодинаковые следствия.

    * * *

    ПРИЧИНА

    ПРИЧИ́НА, см. Причинность(см. ПРИЧИННОСТЬ).

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Начала современного естествознания

    (лат. causa) — то, без чего не было бы другого — следствия (см. Каузальность) или явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, называемое следствием.

  45. Источник: Начала современного естествознания



  46. Русско-английский политехнический словарь

    origin

    * * *

    причи́на ж.

    1. (мотив, основание) reason

    2. (фактор, вызывающий определённое последствие) cause

    причи́на неиспра́вности — cause of a trouble, cause of a fault [faulty condition]

    устрани́ть причи́ну неиспра́вности — remove the cause of a trouble

    причи́на отка́за — cause of a failure

  47. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  48. Энциклопедия социологии

    - англ. reason/cause; нем. Ursache/Kausalitat. 1. Явление (действие), вызывающее, обусловливающее возникновение или изменение др. явления или действия. 2. Основание, предлог для к.-л. действий.

  49. Источник: Энциклопедия социологии



  50. Толковый словарь по социологии

    - англ. reason/cause; нем. Ursache/Kausalitat. 1. Явление (действие), вызывающее, обусловливающее возникновение или изменение др. явления или действия. 2. Основание, предлог для к.-л. действий.

  51. Источник: Толковый словарь по социологии



  52. История слов

    См. ПОМЕШАННЫЙ

  53. Источник:



  54. История слов

    См. вина

  55. Источник:



  56. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  57. Источник:



  58. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  59. Источник:



  60. Русско-шведский бизнес-словарь

  61. Источник:



  62. Тезаурус русской деловой лексики

  63. Источник:



  64. Большой Энциклопедический словарь

  65. Источник: