обделанный берег, для охраны его от разрушения и удобнейшего причала, нагрузки и разгрузки судов. Н. бывают деревянные, металлические и каменные или смешанной постройки, напр. каменные на свайном основании. Чтобы суда могли подходить к Н., наружную грань ее делают отвесной, иногда же придается, для большей устойчивости, малый наклон, который не должен превосходить1/9, а в каменных Н.1/18или1/20. При плотных грунтах, допускающих забивку свай и возможность производства работ без водоотлива, строят свайное основание с каменными или деревянными надстройками выше уровня воды. При других условиях делают основания ряжевые, из опускных колодцев, кессонов, каменной наброски, накиданных или правильно сложенных массивов. Сваи и шпунтовые ряды деревянных Н., для предупреждения выпирания их давлением земли, которое особенно значительно в случае илистого или плывучего грунта, скрепляют при помощи схваток, с забитыми наклонно на некотором расстоянии позади их, анкерными сваями. Иногда же земля под настилом Н., для уничтожения ее напора, ограничивается выше уровня воды откосом с уклоном в 1:1:1/2до 1:2, смотря по качеству грунта. Каменные Н. строятся по типу подпорных стен, причем толщина их делается обыкновенно не менее 0,45 высоты, а в случае значительного давления земли — и до 0,50 высоты. Это увеличение ширины, в видах безопасности, сравнительно немного удорожает сооружение, так как увеличивается расход лишь на внутреннюю бутовую кладку, количество же облицовки, более дорогой, остается без изменения. В Голландии есть много примеров кирпичных Н. В Англии в большом употреблении металлические Н. В России они обходятся дорого (Кронштадт). Большей частью они устраиваются из чугунных свай и досок. Иногда находят выгодным, во второстепенных частях портов, строить Н., в которых сваи и соединения их заменены рельсами. Ширина Н. в портах, для удобства оборота и грузки, должна быть не менее 20 м. Протяжение Н. зависит от размеров грузооборота в течение наиболее деятельных месяцев, причем необходимая длина Н. в отношении к обороту товаров существенно зависит от того, как производится грузка товаров — вручную людьми или механизмами и кранами. При отсутствии механических приспособлений и, считая, что работа наиболее деятельного месяца составляет1/5годового грузооборота, приблизительно необходимо иметь 1 пог. м Н. на 420 тонн сыпучих товаров в год, и на 140 — 210 тонн товаров в тюках. В Одесском порту на 1 пог. саж. Н. перегружается: а) отпускных товаров 62500 пд. в 6 месяцев и б) привозных товаров в течение 4-х месяцев 17400 пд., а всего, в предположении непрерывной грузки, работа 1 пог. саж. Н. определяется в 177200 пд. в год. В Мариуполе в течение 4-х месяцев на 1 пог. саж. перегружается 60000 пд. В Николаевском порту на 1 пог. саж. Н. в 6 месяцев 52500 пд., причем для каботажной гавани половина этой работы. При проектировании Н. для порта в Геническе с каботажной деятельностью принималось на 1 пог. саж. в течение 7 месяцев 46375 пд. Ларош дает работу 1 пог. саж. Н. в 12 месяцев: 1) при неприспособленных Н., шириной 9 — 12 саж., 26500 пд.; 2) при ширине Н. до 19 саж. и деятельном торговом движении 53000 пд.; 3) при хорошо приспособленных Н., шириной 25 — 50 саж., 90000 пд. и 4) при том же условии для сыпучих тел 59000 пд. Краны, устанавливаемые на Н. и пароходах, ускоряют работу настолько, что в портах Зап. Европы принимают обыкновенно на 1 пог. м Н. от 400 до 500 тонн в год, что соответствует на 1 пог. саж. от 50000 до 62000 пд. Переводя это на наиболее деятельный месяц и принимая вышеуказанный коэффициент в 1:5, получим на 1 пог. саж. в месяц от 10000 до 12000 пд. При судоходстве, продолжающемся почти круглый год, в среднем можно принять 60000 пд. на 1 пог. саж. Н. в год. Для СПб., как порта, не вполне еще благоустроенного, в котором судоходство продолжается 180 до 200 дней, полный грузовой оборот составляет 30000 до 35000 пд. на пог. саж. Н., причем в течение наиболее деятельного месяца работа увеличивается против остальных месяцев на 40%, что соответствует коэффициенту в1/5. Для быстрой подвозки и удаления товаров вдоль Н. прокладываются рельсовые пути. Прочие принадлежности Н. составляют: причальные тумбы для швартования судов (чугунные кольца), которые вделываются для той же цели в углубления стен; охранные рамы и отбойные сваи, для защиты Н. от повреждения судами и льдом; отводные блоки и палы для притягивания и направления судов; лестницы и стремянки для удобства сообщения с берегом при переменных горизонтах воды и пр. Н. при реках устраиваются с той же целью, что и портовые Н., а также для защиты от наводнения. К красивейшим сооружениям этого рода принадлежат гранитные Н. вдоль обоих берегов р. Невы в СПб. См. также Бечевник.
А. Т.
НА́БЕРЕЖНАЯ, -ой, жен. Берег, укреплённый стенкой из бетона, камня, дерева, а также улица, идущая вдоль такого берега или вообще вдоль берега. Гранитная н. Дом на набережной.
-ой, ж.
Берег, укрепленный стенкой из какого-л. прочного материала.
Гранитная набережная.
□
Мы сидели на набережной Невы, на гранитной скамье. М. Горький, Мои университеты.
||
Улица (с одной линией домов) вдоль такого берега.
Жить на набережной.
□
Вот и набережная. Громадные здания с одной стороны, а с другой — почерневшая Нева. Гаршин, Происшествие.
НА́БЕРЕЖНАЯ, набережной, жен. Берег, укрепленный покатой или отвесной стенкой из камня, дерева и т.п. Гранитная набережная.
|| Улица по берегу реки. Кремлевская набережная в Москве.
ж.
1.
Берег, укрепленный покатой или отвесной стенкой из камня, дерева и т.п.
2.
Улица по берегу реки.
ограждающее или защитное сооружение, окаймляющее береговую полосу
(Болгарский язык; Български) — крайбрежна улица; кей
(Чешский язык; Čeština) — nábřeží
(Немецкий язык; Deutsch) — Kai; Uferbefestigung
(Венгерский язык; Magyar) — rakpart; part
(Монгольский язык) — засмал эрэг
(Польский язык; Polska) — nabrzeże
(Румынский язык; Român) — chei
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — ulica pored obale; kej
(Испанский язык; Español) — malecón
(Английский язык; English) — embankment
(Французский язык; Français) — quai
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
жен.;
скл. как прил. quay, wharf, embankment;
sea-front (морская)ж. embankment, quay;
(морская) sea-front.
embankment,(реки) levee, quay
набережная ж Kai m 1, pl -s; Uferstraße f c (улица вдоль берега); Uferpromenade f c (бульвар)
ж
Kai m, pl -s; Uferstraße f(улица вдоль берега); Uferpromenade f(бульвар)
ж.
quai m
гранитная набережная — quai(или bergef) en granit
ж.
malecón m; molo m (Ю. Ам.)
ж.
lungomare(моря), lungofiume(реки); lungolago(озера)
набережная Москвы-реки — lungomoscova
дом на набережной — casa sul lungofiume
НА́БЕРЕЖНАЯ -ой; ж. Берег, укреплённый стенкой из камня, дерева и т.п., с ограждением; тротуар, улица, бульвар вдоль такой стены. Построить набережную вдоль канала. Гулять по набережной. Жить в доме на набережной.
1) вытянутое вдоль береговой линии причальное или берегоукрепит. сооружение на границе между акваторией и портовой или гор. территорией. 2) Улица, располож. на прибрежной полосе территории, примыкающей к к.-л. водоёму (река, море, водохранилище и т. п.).
embankment,(реки) levee, quay
* * *
на́бережная ж.embankment
ж.
(морская) lungomare m;(речная) lungofiume m
техн., сущ.
на́бережна, -ної
- гранитная набережная
- достроечная набережнаятехн., сущ.
на́бережна, -ної
- гранитная набережная
- достроечная набережнаяНабережная - улица вдоль укрепленного покатой или отвесной стенкой из камня, дерева и т.п. берега реки
Источник: РЕШЕНИЕ Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от 21.08.2008 № 73/2
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ АДРЕСОВ ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ В МЫТИЩИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"