высшее государственное учреждение и судилище евреев, находившееся в Иерусалиме и состоявшее из 71 или 72-х членов. По своему составу С. представлял собою вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из лучших саддукейских (священнических) и фарисейских родов. Председателем С. был первосвященник, созывавший собрания. Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала при иерусалимском храме, но в особенных и крайних случаях собирались в доме первосвященника (Мф. XXVI, 3; Иоан. XVIII, 24). По разрушении Иерусалима С. был уже не судилищем, а школою или академией закона. Последний глава С., Гамалиил V, при Феодосии II лишен был всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего С. Обсуждению С. подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), напр. вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, дела апелляционные, определение новолуний, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, о городских и церковных строениях и т. п. Влияние С. простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе С. удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны. До покорения Иудеи римлянами С. принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя.
-а, м.
Совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее.
|| перен. ирон., шутл.
Совещание, судилище.
Премудрый университетский синедрион порол дичь. Белинский, Письмо Н. В. Станкевичу, 2 окт. 1839.
Едва не забыл сообщить приятную новость. 5-го марта я был в синедрионе, сиречь судился у мирового, и присужден к уплате 50 руб. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину, 8 марта 1866.
[греч. συνέδριον]
(иноск.) — собрание влиятельных людей
Ср. В углу залы и недалеко от двери, на самом пути отступления, стояла и гневно сверкала глазами группа человек в двадцать... Две или три дамы злого вида только что выпорхнули из этого синедриона.
Дружинин. Новые заметки туриста. 9.
Ср. Ну какой ты директор (коммерческого предприятия), да и вся компания — синедрион дуралеев.
Дружинин. Увеселительно-философские очерки. 1.
Ср. Первосвященник, и которые с ним, пришедши, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых.
Деян. 5. 21.
В прямом смысле синедрион — высшее судилище у древних евреев; собрание еврейских старейшин, нарочно созванных.
Ср. συνεδρεύοντες — греческие судьи в Амфиктионовом судилище (συνέδριον — Амфиктионово совещательное собрание).
Ср. εδος — сидение, εδράζω, εδραιόω — сажаю, утверждаю.
См. группа.
См. компания.
См. ареопаг.
См. синклит.
СИНЕДРИО́Н, синедриона, муж. (греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного.
|| перен. Собрание, сборище (шутл. устар.). «Вся компания - синедрион дуралеев.» Дружинин.
м.
1.
Совет аристократов и старейшин в Иерусалиме в III - I вв. до н.э. (после установления Римского господства - верховный суд Иудеи).
2.
перен.Собрание, совет, судилище (обычно с оттенком ироничности или шутливости).
муж. council, sanhedrim
м. ист., перен.
sanhédrin m
м.
1)ист. sanedrín m, sinedrio m
2) перен. ирон. consejo m; farsa judicial(судилище)
м. ист. перен.
sinedrio
(греч. synedrion - "собрание", "совещание"; древнеевр. "санхедрин"), трибунал или коллегиальный судебный орган в древней Иудее. Термин использовался прежде всего в отношении верховного суда в Иерусалиме, а также судов низшей инстанции. Один из трактатов в Мишне, касающийся главным образом судебных вопросов, называется Санхедрин. Сообщения о характере и деятельности синедриона, встречающиеся в раввинистической литературе, расходятся с сообщениями у Иосифа Флавия и в Новом Завете. Это породило гипотезу, что в Иерусалиме одновременно действовали два высших судебных органа. Тот, что фигурирует у Флавия и в Новом Завете, являлся государственным судом, а другой, упоминаемый в раввинистической литературе как "санхедрин гедола" ("Великий синедрион"), был чисто религиозным судом и состоял из 71 человека. Это отчасти подтверждается сообщением Флавия, что в 57 до н.э. римский наместник Сирии разделил Палестину на пять областей, в каждой из которых был учрежден свой синедрион, в чьей компетенции находились политические, уголовные и гражданские дела. Иерусалим, где уже был синедрион, стал местом пребывания одного из пяти судов. В политической сфере синедриону предшествовал судебный орган, который назывался "герусия" (греч. "совет старейшин"). Герусия созывалась первосвященником или царем и заседала в одном из помещений Храма. При римском правлении еврейские суды лишились права выносить смертные приговоры. В Талмуде происхождение синедриона традиционно возводится к Моисею, назначившему 70 старейшин, чтобы они помогли ему управлять народом. Исторически, однако, этот институт не может восходить к периоду ранее Второго храма. Поначалу советы, состоявшие из уважаемых людей, созывались для обсуждения важных вопросов, касавшихся религиозной жизни общины. В еврейской литературе члены этих советов называются "мужами Великого собрания". Отсюда произошел постоянно действовавший синедрион. Первоначально членами синедриона являлись известные священники (жрецы). Постепенно многих вытеснили ученые-фарисеи. Йоханан Гиркан (ум. 104 до н.э.), правитель Иудеи, изгнал фарисеев из синедриона и сформировал т.н. саддукейский синедрион. Впоследствии к власти вновь пришли фарисеи. После разрушения иерусалимского Храма в 70 Великий синедрион был переведен в город Ямнию (Явне) и затем несколько раз менял свое местонахождение. Синедрион в Ямнии состоял их 71 члена, включая председателя. К претендентам на место в суде предъявлялся ряд требований, перечисленных в раввинистических источниках: ученость, скромность, мужество, обаяние и знание иностранных языков. Этот синедрион прекратил свое существование после 4 в. н.э. 9 февраля 1807 Наполеон Бонапарт созвал собрание, состоящее из 71 ученого, примерно две трети которых составляли раввины и треть - миряне. Это собрание получило название Французского синедриона. Его целью было определение статуса евреев как граждан страны. Когда синедрион выполнил свою задачу, он был распущен.
1) С. - это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; см. Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (Езд 7:25 и след.; ср. 10:14). Это право сохранялось за ними и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (Ин 18:31). Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деян 7:57 и след.). Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении см. Закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деян 9:1 и след.);
2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник (см. Каиафа см. Ханания, 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств (см. Анна; ср. Деян 4:6: Иоанн и Александр), см. Саддукеи и см. Фарисеи (Ин 7:45; Деян 23:6). Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деян 23:9). В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принад-лежали к школе рабби Гиллеля, другие - к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как "первосвященники со старейшинами и книжниками" (Мф 26:57; Мк 15:1; Лк 22:66). Из членов С. в НЗ поименно названы см. Гамалиил (Деян 5:34), Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43; Лк 23:50 и след.) и Никодим (Ин 3:1; 7:50). Был ли Савл из Тарса (Деян 7:58; 8:1; 9:1) полноправным членом С., неизвестно.
(Мат.5:22, Мат.26:59, Мар.14:55, Мар.15:1, Лук.22:66, Иоан.11:47, Деян.4:15, Деян.5:21,27,41, Деян.6:12,15, Деян.22:30, Деян.23:1,6,20,28, Деян.24:20 ). Под словом синедрион разумеется верховное судилище Иудеев, находившихся в Иерусалиме, которое состояло из 72-х членов под председательством первосвященника. Члены великого синедриона преимущественно из фарисейской и саддукейской сект, избирались подачею голосов или жребием. Председателем был первосвященник, который назывался глава, или наси, и он созывал собрания и без него ничего не решалось (Иоан.11:47, Деян.5:21 ). Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала в отделениях при Иерусалимском храме, но в особенных и крайних случаях собирались в доме первосвященника (Мат.26:3, Иоан.18:24 ). По разрушении Иерусалима, синедрион не был уже более судилищем, а школою или училищем Закона. Последний глава синедриона, Гамалиил V, при Феодосие II, или Младшем, лишен был всех прав, и с его смертью в 425 году исчез последний след древнего синедриона и достоинства президента его. Судилищу синедриона подлежали важнейшие дела народные, менее важные дела решались в низших судилищах, которые были в каждом городе: так например ему подлежали обсуждения о войне и мире, о правительственных должностях, дела апелляционные, важнейшие административные меры относительно церковных дел, определение новолуний, учреждения богослужебные, касательно жертв, суждения о способности священников, городские и церковные строения и т.п. Решениям синедриона обязаны были повиноваться безусловно все. Влияние синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать никакой войны (Древ., кн.IV, §§8,17). До покорения Иудеи Римлянами синедриону принадлежало право жизни и смерти; но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но на исполнение их требовалось согласие Римского правителя (Иоан.18:31, Иоан.19:6 ).
синедри’он (греч. — совет, по Талмуду «бехдин» — дом суда) (Мат.5:22; Мат.26:59; Мар.14:55; Мар.15:1; Лук.22:66; Деян.4:15; Деян.5:21,27,34,41; Деян.6:12,15; Деян.22:30; Деян.23:1,6,15,20,28; Деян.24:20 ) — высшее судилище у евреев. Не известно, когда возник этот орган, но, полагают, что его начало следует искать в учрежденном Иосафатом суде (2Пар.19:8 -11). Состоял синедрион из 71 члена (первосвященника, священников, старейшин и учителей закона), заседал во все дни, кроме суббот в одном из помещений при храме и разбирал всякие дела, но особенно внимательно следил за делами религиозными. Для вынесения решения не обязательно должен был собираться весь синедрион, кворум составлял 23 человека. Иисуса же, в Ком ни Пилат, ни царь Ирод не нашли никакой вины, осудил весь синедрион (Мат.26:59; Мар.14:55 ). В некоторых местах синедрион назван просто «совет», «все первосвященники и старейшины», «фарисеи», «начальники и книжники» (Мат.27:1; Лук.20:1; Иоан.9:13; Иоан.11:46; Деян.4:5 ).
По Талмуду кроме этого судилища должны были быть суды из 23 членов в тех поселениях, где число взрослых (мужчин) превышало 120, и суды из трех членов — во всех остальных. Об одном из таких судов, видимо, идет речь в Мат.5:22.