(франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий)
произведение для пения без слов на гласный звук (см. Вокализация).В. обычно являются этюдами или упражнениями для развития вокальной техники (вокализы Дж. Конконе, Г. Панофки, М. И. Глинки, А. Е. Варламова и др.). В виде В. иногда пишутся и пьесы для концертного исполнения («Вокализ» Рахманинова, «Вокализ в форме хабанеры» Равеля, концерт для голоса с оркестром Глиэра и др.).
м.
1.
Упражнение для правильной постановки голоса, заключающееся в пении мелодии, состоящей только из гласных звуков.
2.
Музыкальное произведение, написанное для таких упражнений.
ВОКАЛИЗ (франц. vocalise - от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинова, М. Равеля и др.).
ВОКАЛИЗ (французское vocalise, от латинского vocalis - гласный звук), 1) упражнение для развития вокальной техники, исполняющееся на гласном звуке. 2) Концертное произведение без слов для голоса с инструментальным сопровождением (С.В. Рахманинова, М. Равеля, Р.М. Глиэра).
м. муз. exercise in vocalization.
м. муз.
vocalise f
м. муз.
vocalización f
м. муз.
vocalizzo
ВОКАЛИ́З -а; м. [франц. vocalise из лат.] Муз. Упражнение или вокальная пьеса для голоса, не имеющие текста и исполняемые на одних гласных звуках.
* * *
вокали́з(франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинова, М. Равеля и др.).
* * *
ВОКАЛИЗВОКАЛИ́З (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С. В. Рахманинова(см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич), М. Равеля(см. РАВЕЛЬ Морис) и др.).
(франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук; звучащий, поющий) - произведение для пения без слов, на гласный звук (см. Вокализация). В большинстве случаев В. является этюдом или упражнением для развития вок. техники, напр. приёмов исполнения legato, staccato, non legato, выработки кантилены (певучести) и подвижности голоса, выравнивания регистров и т.п. Обычно В. издаются сборниками для разл. голосов. В. писали многие композиторы и вок. педагоги - Дж. Конконе, Дж. Агриле, Дж. M. Бордоньи, Г. Панофка, Ф. Дуранте, Дж. Россини, Л. Лео, Н. А. Цингарелли, Дж. Перголези, А. Скарлатти, М. И. Глинка, А. Е. Варламов. Особой популярностью в вок.-педагогич. практике пользуются В., созданные Конконе и Панофкой. В виде В. пишутся и пьесы для конц. исполнения ("Вокализ" Рахманинова, "Вокализ в форме хабанеры" Равеля, "Соната-вокализ" и "Сюита-вокализ" Метнера, концерт для голоса с оркестром Глиэра, 5 мелодий без слов для голоса и фп. Прокофьева и др.).
Литература: Dauge M., Essai sur la vocalise, "RM", 1935, No 153, p. 99 - 109.И. Г. Лицвенко.Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это -- рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это «Вокализ» Рахманинова. Слово вокализ происходит от латинского vocalis -- звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название «Хабанера», так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра. Есть у этого термина и более специальное значение. Так называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приемов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Их знают певцы, но на эстраде они никогда не исполняются.