(греч. Τελωνης, лат. Publicanus) — так в славянском и русском Евангелии называются откупщики и сборщики податей и пошлин, которые, вследствие притеснений, свойственных римской фискальной системе, возбуждали общую ненависть в населении Палестины. Грешник, язычник и М. были синонимами у евреев того времени (Мф. V, 46; Лук. V, 30). Тем не менее многие из М. не оставались глухи к проповеди Христовой: "М. и грешники варяют вы в царствии небесном" (Мф. XXI, 31). Один из М. был в числе апостолов (Лук. V, 27; Мф. X, 3. См. также Лук. XVIII, 13 — 14 [притча о М. и фарисее] и XIX, 1 — 10 [о Закхее-М.]).
МЫ́ТАРЬ, -я, муж. В библейских сказаниях: сборщик податей в Иудее.
-я, м.
1.
В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.
2. ист. Сборщик мыта2 в древней Руси.
МЫ́ТАРЬ, мытаря, муж. (см. мыт2) (церк.-книжн., устар.), В славянских церковных текстах - название сборщика податей в Иудее, римской провинции; в евангелии употр., как типический образ притеснителя.
I
м.Сборщик податей, откупщик в Иудее (в библейских текстах).
II
м.Сборщик мыта [мыт II] в Древней Руси.
III
м. разг.Тот, кто испытывает невзгоды, страдания, лишения.
мы́та́рь м. "таможенник, взиматель пошлины за ввоз", также "хитрец, обманщик", др.-русск., ст.-слав. мытарь τελώνης (Супр.), болг. мита́р (Младенов 299), словен. mitár, -árja, чеш. mytář "сборщик податей". Возм., что это слав. новообразование от мы́то (см.) или заимств. из д.-в.-н. mûtâri; см. Шварц, AfslPh 42, 306; Кипарский 271 и сл. Нет оснований предполагать заимствование из гот. mōtareis "мытарь", вопреки Преобр. I, 575. От мы́та́рь произведено мы́та́рство.
муж.
1) библ. publican
2) ист. collector of transit duesм. библ. publican.
м.
(сборщик податей в Иудее) publicano m
МЫ́ТАРЬ -я; м.
1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.
2. В древней Руси: сборщик мыта (2.М.).
3. По суеверным представлениям: душа человека, не нашедшая успокоения ни в аду, ни в раю. / О человеке, испытавшем страдания, невзгоды, лишения.
м’ытарь — сборщик податей и налогов в пользу римской казны. Как правило, такие чиновники назначались из римлян, но они часто нанимали себе помощников из местного населения. За вымогательство и всевозможные обсчеты они считались страшными грешниками и еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского (Мат.18:17 ). Но Господь Иисус Христос не только ел и пил с ними (Мат.9:11 ), но одного из них избрал Своим Апостолом (Мат.10:3 ). Русское слово «мытарь» происходит от слова «мытарство» — страдание, мука. В оригинале везде: «сборщик податей и налогов».
(Лук.18:10 ) - сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко Иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях. Для сбора пошлин устроялись и содержимы были Римлянами особенные домы, соответствовавшие некоторым образом нашим таможням. Главные сборщики, снявши права сбора податей на откуп, передавали права свои другим, а эти нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия. У Евреев понятия - грешник, язычник и мытарь значили почти одно и то же. Во времена Спасителя в Иудее было много мытарей. Закхей был одним из главных сборщиков, и потому он называется начальником мытарей. ап. Матфей, иначе Левий, принадлежал также к разряду мытарей. Иудеи укоряли Господа Иисуса за то, что "Он друг мытарей и грешников, ест и пьет с ними" (Лук.7:34 ).
«МЫТАРЬ», Россия, киностудия им. М.Горького, 1997, цв., 78 мин.
Триллер.
Для бизнесмена наступают тяжелые времена — и он, опасаясь за дочь, доверяет на какое-то время ее судьбу сотруднику налоговой инспекции Мытарю (так в старину называли сборщиков налогов). Мытарь без особых усилий очаровывает дочь бизнесмена, однако хорошо помнит свои обязанности и талантливо оберегает ее от всевозможных приключений. В этом ему помогает божественный дар сверхчувства приближающейся опасности. Но у Мытаря возникают проблемы со здоровьем, онобращается за помощью к знахарю Баюну. Знахарь не только вылечивает пациента, но и пророчит ему утрату божественного дара, если он не оставит девушку в покое... «Мне понравилось, как «киношоковская» публика приняла картину. Зал был полный. Мнения о картине я слышал самые разные, но резких, категоричных среди них не было. Многим очень понравилось, как сыграли актеры старшего поколения — Александр Пороховщиков, Михаил Глузский, Юозас Будрайтис. Для меня это — очередная история на вечную тему любви. Человек теряет любовь, получаявзамен Магический Дар. Но приходит время, и он понимает, что любовь важнее, и начинает бороться за нее.» (Из воспоминаний режиссера Олега Фомина).
В ролях: Олег Фомин (см. ФОМИН Олег Борисович), Анна Молчанова (см. МОЛЧАНОВА Анна), Михаил Глузский (см. ГЛУЗСКИЙ Михаил Андреевич), Александр Пороховщиков (см. ПОРОХОВЩИКОВ Александр Шалвович), Юозас Будрайтис (см. БУДРАЙТИС Юозас), Алексей Жарков (см. ЖАРКОВ Алексей Дмитриевич), Александр Тимошкин (см. ТИМОШКИН Александр), Андрей Бубашкин (см. БУБАШКИН Андрей), Алексей Шедько, Игорь Забара (см. ЗАБАРА Игорь), Виталий Быков (см. БЫКОВ Виталий), Иван Павлов (см. ПАВЛОВ Иван).
Режиссер: Олег Фомин (см. ФОМИН Олег Борисович).
Автор сценария: Иван Охлобыстин (см. ОХЛОБЫСТИН Иван Иванович).
Оператор: Игорь Клебанов (см. КЛЕБАНОВ Игорь Семенович).
Художник-постановщик: Алим Матвейчук (см. МАТВЕЙЧУК Алим).
Композитор: Артем Артемьев (см. АРТЕМЬЕВ Артем Эдуардович).
Звукорежиссер: Сергей Чупров (см. ЧУПРОВ Сергей).
Монтаж: Ольга Решетникова.
Диплом «В человеке все должно быть прекрасно. За романтизм и мужественность на экране и в жизни», диплом Комитета по работе с молодежью «За поиск нравственных абсолютов» КФ «Листопад-97» (Минск);Премия «Золотой Овен» за 1998 год в категории «лучшая работа оператора» (И.Клебанов);Номинация на приз Киноакадемии «Ника» за 1998 год в категории «лучшая мужская роль» (М.Глузский).