Вне богословской сферы, хотя в связи с религиозными представлениями, у всех народов, игравших важную роль в истории, при возбуждении национального самосознания возникало убеждение в особом преимуществе данного народа, как избранного носителя и совершителя исторических судеб человечества. Такое значение иногда связывается с тем или другим историческим героем, и М. национальный получает индивидуальное воплощение. Отчетливое выражение М. мы находим (кроме иудейства) только в новейшие времена; это учение предполагает понятие истории как целесообразного процесса, осуществляющего некоторую общую задачу, в исполнении которой должен первенствовать данный народ. Античному миру было чуждо такое понимание истории; оно остается чуждым и азиатскому Востоку, где притом всякий народ слишком мало знает и слишком презирает все другие, чтобы считать себя орудием, хотя бы и избранным, для их общего блага. Когда в новой Европе образовались самостоятельные народности, живущие общей жизнью, у каждой из них сознание своего превосходства и стремление к первенству приняли характер М. Таковы: учение о высшем призвании немецкого народа к осуществлению свободной разумности в мире, изложенное Фихте (см.) в его "Речах к немецкому народу"; М. французский, связанный частью с идеалами 1789 г. (Кине, Мишле), частью с личностью Наполеона, наконец с личностью Жанны д'Арк; М. польский Андрея Товянского (см.), образовавшего целую школу последователей; М. русский, представляемый славянофильством (см.). Однородные явления находим у итальянцев, англичан, скандинавов. В М. народов, лишенных политической самостоятельности (как немцы при господстве Наполеона, итальянцы до 1859 г., поляки), преобладает характер нравственный и героический, высшее призвание понимается как обязанность и подвиг; у народов торжествующих и могущественных М. принимает противоположный характер — призвание берется здесь как готовое преимущество или привилегия. Первого рода М. может быть важным двигателем национального обновления, как это было в Италии и особенно в Германии; М. другого характера вырождается в исключительный и безыдейный национализм (см.), препятствующий совершенствованию народа.
Вл. С.
-а, м. книжн.
В некоторых религиях учение о пришествии на землю божественного избавителя (мессии).
МЕССИАНИ́ЗМ, мессианизма, мн. нет, муж. (книжн.). То же, что мессианство.
м.
то же, что мессианство
м.
mesianismo m
м.
messianesimo
(от др.-евр. "машиах" – мессия, помазанник)
1) Религ. учение о грядущем спасении человечества или той или иной его национальной или вероисповедной группы, к-рое якобы наступит в результате деятельности сверхъестественного существа – мессии, посланного для этой цели богом. Впервые в оформленном виде это учение возникло в древнем иудаизме. Оно отразило настроения и верования древних евреев в условиях чужеземного господства (ассиро-вавилонское, персидское, сиро-селевкидское, римское) и усиления классовой эксплуатации, когда было подорвано учение о покровительстве Яхве его избранному народу; возникла вера в то, что в определ. момент бог сменит гнев на милость и пришлет своего посланца, к-рый встанет во главе евреев и не только освободит их от чужеземного владычества, но и доставит им господствующее положение среди др. народов, а заодно уладит и все внутр. социальные конфликты. Иудейский М. существует вплоть до нашего времени. В значительной мере именно на идеологии М. базируется современный еврейский клерикализм и национализм.
В христианстве М. подвергся коренным изменениям. Мессия-Христос призван спасти не один какой-либо народ, а все человечество. Изменения претерпела и легенда, объясняющая необходимость потустороннего вмешательства в земные дела: первородный грех Адама и Евы, искупление к-рого, согласно религ. верованиям, является осн. задачей мессии-Христа. По христ. вероучению, М. уже приходил в мир, но его миссия еще не до конца выполнена, поэтому предстоит второе пришествие Христа (см. Христианство, Евангелия).
М. имеет место и в исламе, и в нек-рых др. религиях. Мусульмане-шииты, напр., ждут второго пришествия "скрытого имама", двенадцатого по счету верховного руководителя шиитов, долженствующего объявиться в роли махди-мессии.
В истории М. часто являлся идеологич. оболочкой социальных и нац. движений. Яркими примерами здесь могут служить первая и вторая иудейские войны (66–73 и 132–135 н.э.), когда вожди освободит. движения Иохана из Гисхалы, Симон бар Гиора, Элеазар, Бар-Кохба рассматривались их последователями как мессии. Социальные движения в форме М. имели место и в истории ислама. Последнее по времени большое движение этого рода связано с именем Махди Суданского (1848–85), возглавившего в 1881 восстание суданцев против англ. колонизаторов и организовавшего независимое гос-во, захваченное Англией в 1898.
2) Историко-социологич. концепция, отводящая тому или другому народу исключительную, ведущую роль в историч. процессе (М. национальный). Мессианистские идеи высказывались в Польше (М. Воронич, Ю. Словацкий, Вроньский-Хёне и др.), в России (славянофилами) и в др. странах.
Лит.: Ρанович Α., Очерк истории раннехристианской церкви, М., 1941; Крывелев И., Книга о библии, М., 1958, с. 185–192; Кrоński T., Koncepcje filozoficzne mesjanistόw polskich w połowie XIX wieku, "Arch. Historii Filozofii i Myśli Społecznej", 1957, No 2.
И. Крывелёв. Москва.
МЕССИАНИ́ЗМ -а; м. Книжн. В иудаизме и христианстве: учение о грядущем пришествии в мир Божьего посланца (мессии), призванного установить справедливость на Земле.
(от др.-евр. "машиах" - помазанник) - англ. Messianism; нем. Messianismus. 1. Учение о будущем спасении человечества, нац. или религиозной группы, к-рое осуществляется мессией. 2. Историко-социол. концепция, приписывающая к.-л. личности, народу, соц. организации, государству роль мессии в истор. процессе. 3. Вера в пришествие Божьего посланца (мессии), призванного установить справедливый и угодный Богу порядок.