(Jacques-Auguste de Thou, 1553—1617) — известный французский историк и государственный деятель, сын Христофора де Ту, первого президента парижского парламента. Изучив древние языки, он занялся юриспруденцией сначала в Орлеанском университете, затем в Буржском и наконец слушал знаменитого Куяция в Валансе. Вернувшись в Париж, Т. был свидетелем Варфоломеевской ночи, сделавшей его страстным поборником веротерпимости. По настоянию родных вступил в духовное звание и был сделан каноником парижском соборе Богоматери. С этого времени стал собирать свою знаменитую библиотеку. В 1573 г. он сопровождал посольство в Италию. Останавливался он по преимуществу в городах с знаменитыми университетами и вступал в сношения с известнейшими профессорами и учеными, уже в то время мечтая написать историю своего времени и подготовляя понемногу материал. В 1578 г. назначен советником парижского парламента. В 1581 г. вместе с герцогом Алансонским вел в Бордо переговоры о мире с гугенотами и при этом близко сошелся с Монтэнем. В 1582 г. умер отец Т., и он оставил духовное звание, чтобы всецело посвятить себя магистратуре. Когда Генрих III бежал в 1588 г. из Парижа, Т. последовал за ним и был назначен членом государственного совета. За несколько дней до убийства Гиза Т. был послан королем в Париж, где едва спасся от рук лигистов. Вернувшись в Блуа, он устроил вместе с Дюплесси-Морнэ союз между королем и Генрихом Наваррским и отправился в Германию просить помощи у протестантских князей. Получив известие о смерти Генриха III, Т. тотчас признал королем Генриха IV и усердно помогал ему в войне за корону. Вместе с Сюлли устроил примирение короля с мятежными принцами и редактировал Нантский эдикт; противился принятию во Франции решений Тридентского собора как нарушающих права галликанской церкви. После смерти Генриха IV Мария Медичи удалила Сюлли и поручила заведование финансами трем контролерам, в том числе Т., но в 1611 г. жестоко оскорбила его тем, что не назначила его на должность первого президента парламента. Он удалился от государственной жизни и только незадолго до смерти еще раз оказал услугу двору, устроив примирение его с принцем Конде (1616). "История своего времени" была для Т. главной задачей жизни. Мыслью о ней задался еще его отец и собрал громадное количество материалов. После многолетних подготовительных трудов Т. в 1581 г. приступил к составлению своего труда. В 1603 г. были готовы 18 первых книг, излагавших события от 1546 по 1560 гг. Появление в публике различных брошюр и сочинений, выдававшихся за отрывки из труда Т., заставило его издать готовую часть. Она появилась в 1604 г. под заглавием "J. A. Thuani Historiarum sui temporis pars I". Сочинение Т. возбудило общий интерес и по распоряжению Генриха IV немедленно было переведено на французский язык. Написанное прекрасным латинским языком, оно является основным источником для истории как религиозных войн во Франции, так и современных им событий в Европе. Особенно ценно оно потому, что Т. пишет о большей части событий как очевидец, отличающийся редким беспристрастием. Проникнутое веротерпимостью, оно вызвало жестокую ненависть крайних католиков н иезуитов, которые добились внесения его в список запрещенных книг (1609) 2-я часть "Истории" (1560—1572 гг.) вышла в 1606 г., 3-я (1572—1574 гг.) — в 1607 г., 4-я (1574—1584 гг.) — в 1608 г. Т. хотел довести свою "Историю" до смерти Генриха IV, предполагая написать всего 143 книги, но смерть прервала его труд на 1607 г. и на 138-й книге. Последняя часть его была окончена и издана после его смерти его друзьями Дюпюи и Риго в 1620 г. Кроме того, в ответ на критику иезуита Машо (Ингольшт., 1614) Т. написал в свое оправдание "Thuani commentarius de vita sua" и мемуары, обнимающие период времени с 1553 по 1601 г. и изданные в 1620 г. Другие сочинения Т.: "De re accipitraria" (П., 1584); "Metaphrasis poëtica librorum sacrorum aliquot" (Тур, 1588—1599); "Posteritati" (Амстер., 1618; собрание стихотворений). Лучшее издание сочинений Т. дали англичане Buckley и Carte (Лонд., 1733). С этого издания сделан французский перевод Дефонтэна и Лебо (Пар., 1734). См. Phil Chasles, "Discours sur la vie et les ouvrages de J. A. de Thou" (П.. 1824); Patin, id. (Пар., 1824); Guérard, id. (П., 1824); Düntzer, "J. A. Thou's Leben, Schriften und historische Kunst" (Дармштадт, 1837). Сын его Франсуа-Огюст de-Thou (1607—1641) много путешествовал по Европе; по возвращении в Париж назначен государственным секретарем. Т. был посредником в корреспонденции графини Шеврез с королевой о свержении Ришелье. Переписка попала в руки кардинала, и Т. навсегда потерял его доверие. Близко сойдясь с Сен-Марсом, Т. был против воли вовлечен в заговор против Ришелье. Когда С.-Марс, герцог Орлеанский и герцог Бургундский заключили трактат с Испанией, Т. был против него. Копия с трактата попала в Ришелье и Т. вместе с С.-Марсом приговорены были к обезглавлению. Родственником Т. было напечатано "Mémoire pour servir à la justification de Francois-Auguste de-Thou".
В. Бутенко.
I
де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, — 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое образование. Был президентом одной из палат парижского парламента. Один из влиятельных советников Генриха IV, участвовал в подготовке Нантского эдикта 1598. В 1593 был назначен главным хранителем королевской библиотеки. Главное сочинение Т. — «История моего времени» (на лат. языке); отображает политические события в Европе, в том числе в Русском государстве в 1543—1607. Т. использовал (особенно для истории Франции) государственные акты, донесения дипломатов, мемуары военных и политических деятелей и др.
Соч.: Histoire universelle, v. 1—16, L., 1734.
Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. — Л., 1964, с. 397—401.
IIмонгоры (самоназвание — хор, мэнгулэ, мэнгуэр кунь и др.), один из монголо-язычных народов. Живёт в Китае в провинции Цинхай и Ганьсу. Численность 53 тыс. чел. (1953, перепись). Язык Т. — особая ветвь монгольского языка (См. Монгольский язык), имеет два диалекта: хучжуский с заметным влиянием тибетского языка и миньхэский — с влиянием китайского. В этногенезе Т. прослеживаются западно-монгольские, тюркские, тибетские и китайские компоненты. Основное занятие — земледелие, подсобные — скотоводство, охота, рыболовство. Верования — смесь ламаизма, шаманства, даосизма.
Лит.: Народы Восточной Азии, М. — Л., 1965.
м.
самолет марки ТУ-2 и т. д.
м.
самолет марки ТУ-2 и т. д.
м.
самолет марки ТУ-2 и т. д.
ТУ. вин. ед. от та.
нескл. м.
Общее название самолетов, разработанных под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева.
ТУ - марка самолетов, разработанных под руководством А.Н. Туполева и в КБ его имени. В 1922-42 самолеты Туполева называли АНТ.
3 см. также тот
technical conditions, spec
Ту
I
де Ту Жак (de Thou) (1553—1617), французский историк, президент (с 1595) одной из судебных палат парижского парламента. В период Религиозных войн сторонник веротерпимости. Участвовал в подготовке Нантского эдикта 1598. Главное сочинение «История моего времени» (о политических событиях в Европе в 1543—1607) внесено католической церковью в «Индекс запрещённых книг» (1609).
II
марка самолётов, разработанных под руководством А. Н. Туполева и в КБ его имени. В 1922—42 самолёты Туполева называли АНТ.
монгоры (самоназв. - хор, мэнгулэ, мэнгуэр кунь и др.), - один из монг. народов. Проживает в КНР, пров. Цинхай и Ганьсу. Числ. - 53 т. ч. (1953). Язык Т. входит в монг. ветвь алтайской языковой семьи и имеет два диалекта: хучжуский и миньхэский; первый испытал сильное влияние тибетского яз., второй - китайского. Этногенез восходит к сяньбийцам с включением западномонг., тюркского, тибетского и кит. элементов. Осн. занятие - земледелие, подсобные - скотоводство, охота, рыболовство. Вероисповедание: желто- и красношапочный ламаизм, даосизм, шаманство.
Лит.: Народы Вост. Азии, М.-Л., 1965; Schram L. М., The Monguors of the Kansu-Tibetan frontier. Their origin, history and social organisation, Philadelphia, 1954.
I сокр. от телеуправление
telecomando
II сокр. от технические условияcapitolato tecnico
III сокр. от техническое управлениеdirezione tecnica
IV сокр. от техническое училищеscuola tecnica
V сокр. от трансляционный усилительamplificatore di traslazione
VI сокр. от транспортное управлениеdirezione dei trasporti
Дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсньми свѣтъ повѣдаютъ. 43.
Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго. 12. [Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбріи Русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. 18]. Не бысть ту брата Брячяслава, ни другаго Всеволода: единъ же (Изяслав) изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе. 34.
Въ оно врѣмя въниде Иисус въ Каперънаумъ, самъ и мати его, и братия его, и ученици его, и ту не мъногы дьни прѣбысть. Остр. ев., 8 об. (1056—1057 гг.). И къ тому не възвращюся въ градъ свои, нъ яко богу творящю, да иду въ манастырь женъ, и ту остригъшися прочая пребуду дьни своя. Ж. Феод. (Усп.), 33 а (XII в. ← ок. 1088 г.). И оттуда же шед въ Фрису, и много июдѣи ту остави безоружникъ, а оружникы поем 9000, воротилъ въ Масаду и ту остави от жены сторожев 8 сот и брашна обилно. Флав. Полон. Иерус., 190 (XVI в. ← нач. XII в.). 967: Одолѣ Святославъ болгаромъ, и взя городъ 80 по Дунаеви, и сѣде княжа ту въ Переяславци, емля дань на грьцѣх. Пов. врем. лет, 47 (1377 г. ← нач. XII в.). И прешедъ Александръ, идяшеть путемъ и прииде близъ вратъ пръскых. Сущии же ту стражие, видѣвше его въ такомъ образѣ, мняху его бога. Александр., 60 (XV в. ← XII в.). Идеже аще будеть трупъ, ту орьли съберуться. Сл. Иппол. об антихр., 103 (XII в.). Идѣже зависть и распря, ту и бещинье, и всяка зла вещь. Пчела, 328 (XIV в. ← XIII в.). А идѣже сопѣли и гусли и пѣсни сатаниньскиа, ту бѣсове сбираются. Измар., 14 об. (XVI в. ← XIV—XV вв.).
А на то послуси: князь Иванъ Федоровичь, да Лука Панкратовъ, да Сенка Третияковъ; да ту же были дѣти мои: Александръ да Осѣи. Арх. Строева, 1, 37—38 (1471—1475 гг.).
Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрои Каялы. 18. [Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбріи Русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. 18.] Ту Нѣмци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря, иже погрузи жиръ во днѣ Каялы рѣкы Половецкыя, Рускаго злата насыпаша. Ту Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощіево. 22.
И глагола имъ (ангелам): «Отъкрыите ларѣ и покажѣте я человѣку оному...». И ту абие отъкрышя единъ отъ златыхъ онѣхъ ларевъ. Изб. Св. 1076 г., 272—272 об. 988: Володимеръ же ...рече: Аще се ся сбудеть, и самъ ся крещю. И ту абье повелѣ копати преки трубамъ, и преяша воду. Пов. врем. лет, 76 (1377 г. ← нач. XII в.). 1180: И положиша всю Вългу пусту, и городы всѣ пожьгоша, и не дошьдъше Переяславля за 40 вьрстъ, у Вьлѣнѣ у рѣцѣ, ту ся воротиша: ту бо бяху вышли суждальци пълкомь, и угошили около себе твьрдь. Новг. 1 лет., 36 (XIII в.). Тѣмь же и прорече Давидъ, глаголя: Проповѣдати ся имать еуангелие вьсему миру въ посълушание вьсѣмъ странамъ. И ту буде коньць, и сами бо видимъ, яко нѣсть мѣста подъ небесьмь. Златостр., 43—44 (XII в.).
Нъ глаголеши, яко сквьрньнъ есть, то чьто ту есть тебѣ? Изб. Св. 1076 г., 259. Ирканъ же, отворивъ гробъ Давыдовъ и вземъ 3000 талантъ, и вда Антиохови 300 талантъ. Им же ту умолѣнъ быв, ослаби воевания. Флав. Полон. Иерус., 170 (XVI в. ← нач. XII в.). Аще речемъ имъ, яко святыи духъ храмъ себѣ сътвори въ дѣвѣ, то ругаються; и аще речемъ: въ духовьныи храмъ въселися, то и ту ругаються, а сами въ враны и въ дятелы ...и въ инъ вьсь гадѣ божие сущьство въводять. Златостр., 22—23 (XII в.).
По истинѣ Вышегородъ наречеся вышии и превышии городъ всѣхъ ...отъ всѣхъ бо странъ ту приходяще туне почьреплють исцѣление. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 17 б—в (XII в. ← XI в.). Уготоваста ми мѣсто в земли 4 локотъ въ долготу, 4 в ширину, 4 въ глубину. И ту внесоша ми хлѣбъ и воду. Пов. об Акире, 141, 143 (XV в. ← XI—XII вв.). И повелѣ (Филипп) сътворити железну кущю и ту его (коня) затворити необозданна. И иже аще не покорится царству моему, но преступникъ будеть закономъ, ...ту въмѣтаите и́. Александр., 17 (XV в. ← XII в.).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.