«Инфраструктура»

Инфраструктура в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Инфраструктура»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Толковый словарь Ожегова
  3. Толковый словарь Ефремовой
  4. Современная энциклопедия
  5. Строительный словарь
  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  7. Англо-русский словарь технических терминов
  8. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  13. Энциклопедический словарь экономики и права
  14. Энциклопедический словарь
  15. Большой энциклопедический политехнический словарь
  16. Русско-английский политехнический словарь
  17. Dictionnaire technique russo-italien
  18. Русско-украинский политехнический словарь
  19. Русско-украинский политехнический словарь
  20. Энциклопедия социологии
  21. Российская социологическая энциклопедия
  22. Словарь черезвычайных ситуаций
  23. Юридическая энциклопедия
  24. Словарь юридических международно-правовых терминов
  25. Словарь юридических международно-правовых терминов
  26. Орфографический словарь-справочник
  27. Словарь бизнес-терминов

    Большая Советская энциклопедия

    (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение)

    термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

    Термин «И.» заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет и т. п.). В НАТО создан специальный комитет по И. (Committee of Infrastructure).

    В советской экономической науке И. делится на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли И., непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.

    Характерной чертой инфраструктурных отраслей капиталистического хозяйства является их двойственный характер. С одной стороны, без развития этих отраслей невозможно существование промышленности и с.-х. предприятий, где производятся товары и создаётся прибавочная стоимость. В условиях научно-технической революции четко обнаружилась прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития отраслей И. С другой стороны, создание этих отраслей и их функционирование не приносят прибыли тому, кто осуществляет капиталовложения в эти отрасли, но увеличивает прибыли промышленных и с.-х. компаний. Чем выше развитие производительных сил, тем больших капиталовложений требуют отрасли И. Ряд отраслей И. стал объектом межимпериалистической конкурентной борьбы, например сфера науки, образования, подготовки кадров, отрасли транспорта, обеспечение хозяйства электроэнергией и т. д., так как от капиталовложений в них зависят рост производства и выигрыш в межимпериалистической конкурентной борьбе.

    Двойственный характер И. превратил проблему её создания из технической в социальную, а развитие государственно-монополистического капитализма сделало возможным переложение всех тягот по финансированию и развитию инфраструктурных отраслей на государственный бюджет, т. е. на плечи народных масс. В современных империалистических государствах произошло чёткое размежевание хозяйственных функций: частный капитал владеет предприятиями, где создаётся прибавочная стоимость, на государство возложены функции финансирования и развития отраслей И., способствующих увеличению прибылей частных компаний. Однако стремление монополистического капитала снять с себя бремя расходов по финансированию мало прибыльных или убыточных отраслей и переложить его на государство способствовало переходу этих отраслей И. в собственность империалистических государств при сохранении монополиями права контроля над ними.

    Процесс обобществления производства при капитализме обусловил необходимость перехода в государственную собственность таких отраслей хозяйства, которые по своей природе требуют общественного регулирования. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Эта необходимость превращения в государственную собственность наступает прежде всего для крупных средств сообщения: почты, телеграфа и железных дорог» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289). Сосредоточение отраслей И. в руках капиталистических государств отвечает также агрессивной природе империализма. Создание стратегических автострад, единое управление средствами ж.-д. транспорта и связи, подготовка военных кадров, развитие науки в военных целях — всё это обусловливает необходимость перехода этих отраслей под контроль государства. Объективная необходимость, заставляющая буржуазное государство брать на себя создание мощного комплекса И., показывает, что процесс обобществления производства зашёл уже так далеко, что частный сектор не в состоянии справиться с отдельными отраслями хозяйства. «...Переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки акционерных обществ и в государственную собственность доказывает ненужность буржуазии для этой цели» (там же, с. 289).

    Проблема взаимосвязи производства с обслуживающими его отраслями хозяйства возникла значительно раньше, чем появился термин «И.». Изучались необходимые пропорции в развитии промышленных и обслуживающих их отраслей, а с развитием государственно-монополистического капитализма отрасли И. стали рассматриваться как средство регулирования экономики. Эти отрасли не создают продукта, давящего на рынок, но лица, занятые в них, получают заработную плату, что способствует увеличению платёжеспособного спроса населения.

    Попытки буржуазных экономистов найти средство, ослабляющее действие экономических кризисов, натолкнуло их на мысль рассматривать отрасли И. как одно из важнейших средств приведения в соответствие объёма производства и платёжеспособного спроса. В специальных публикациях США и ФРГ появились плановые разработки развития отраслей И. на 10 и 25 лет, в которых представлены расчёты влияния их развития на темпы промышленного роста. Однако теоретические проблемы И. в буржуазной политической экономии ещё не разработаны. Разные экономисты включают в И. различные отрасли хозяйства. Для оправдания переложения огромных затрат на государственный бюджет эти расходы обозначаются терминами «социальные издержки общества» или «дополнительный капитал». Все попытки буржуазных экономистов дать определение понятию И., которое вскрывало бы его сущность, природу и место в капиталистическом воспроизводстве, подвергались резкой критике со стороны других буржуазных экономистов как уязвимые и неубедительные.

    И. как социальная проблема характерна только для капиталистического способа производства. При социализме остаётся лишь её технико-экономическая сторона, которая решается научным планированием. Но и для социалистических стран проблема И. как проблема пропорций между отраслями И. и основным производством, эффективности общественного производства остаётся. Изучение этих пропорций и выявление в этой области объективных закономерностей имеют важное значение для темпов социалистического воспроизводства, роста производительности общественного труда, экономного использования ресурсов, для всего коммунистического строительства.

    В СССР 9-й пятилетний план предусматривает ускоренные темпы развития ряда отраслей И., в том числе электроэнергетики, транспорта, образования, здравоохранения и др., в целях обеспечения потребностей народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся.

    Лит.: Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции по теме «Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом воспроизводстве», М., 1969; Семенкова Т., Инфраструктура и сфера услуг, «Мировая экономика и международные отношения», 1971, № 3; Пай Л., Обострение классовых конфликтов в отраслях социальной инфраструктуры ФРГ, «Социалистический труд», 1971, № 11; Michalski W., Infrastrukturpolitik im Engpaß, Hamb., 1966; Jochimsen R., Theorie der Infrastruktur, Tübingen, 1966; Zechlin H., Staatliche Infrastrukturplanung in der Marktwirtschaft, Marburg, 1965 (Diss.); Rosenstein-Rodan P. N., Notes on the theory of the «Big Push», Camb., 1957; Nurkse R., Problems of capital formation in underdeveloped countries, Oxf., 1955; Hirschman A. O., The strategy of economic development. New Haven, 1958; Youngson A. J., Overhead capital, Edinb., 1967.

    Г. П. Солюс.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ожегова

    ИНФРАСТРУКТУ́РА, -ы, жен. (спец.). Отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, к-рые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. И. общества. И. города.

    | прил. инфраструктурный, -ая, -ое.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ИНФРАСТРУКТУРА (от латинского infra - ниже, под и structura - строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином "инфраструктура" обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Строительный словарь

    комплекс всех систем и сооружений, обеспечивающих функционирование того или иного организма, напр., города

    (Болгарский язык; Български) — инфраструктура

    (Чешский язык; Čeština) — infrastruktura

    (Немецкий язык; Deutsch) — Infrastruktur

    (Венгерский язык; Magyar) — infrastruktúra

    (Монгольский язык) — инфра бүтэц

    (Польский язык; Polska) — infrastruktura

    (Румынский язык; Român) — infrastructură

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — infrastruktura

    (Испанский язык; Español) — infraestructura urbana; infraestructura

    (Английский язык; English) — infrastructure

    (Французский язык; Français) — infrastructure

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  9. Источник: Строительный словарь



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. infrastructureж. infrastructure;
    организационная ~ organizational infrastructure;
    производственная ~ production infrastructure.

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Англо-русский словарь технических терминов

    infrastructure

  13. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Infrastruktur f

    социальная инфраструктура — soziale Infrastruktur

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    инфраструктура ж Infrastruktur f c социальная инфраструктура soziale Infrastruktur

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    infrastructure f

    инфраструктура города — infrastructure d'une ville

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. спец.

    infrastuttura

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    基础结构

  23. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  24. Энциклопедический словарь экономики и права

    - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а т.ж. жизнедеятельности людей. Различают производственную и социальную И.

    В И. включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к И. относят науку, образование, здравоохранение.

  25. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  26. Энциклопедический словарь

    ИНФРАСТРУКТУ́РА -ы; ж. Совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-л. его сферы. И. общества. И. транспорта. И. энергоснабжения. / О такой совокупности, обеспечивающей деятельность отдельного предприятия, населённого пункта и т.п. И. города. И. завода.

    * * *

    инфраструкту́ра

    (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

    * * *

    ИНФРАСТРУКТУРА

    ИНФРАСТРУКТУ́РА (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуры. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс т. н. инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - комплекс отраслей х-ва, обслуживающих промышленность и с.-х. произ-во. Включает стр-во дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов (а также сами эти сооружения), энергетич. х-во, транспорт, связь, водоснабжение, гидромелиорацию и т. п. Наряду с производств. И., непосредственно обслуживающей материальное произ-во, различают непроизводств. (социальную) И., в к-рую включают отрасли, косвенным образом связанные с процессом произ-ва (жилищное и культурно-бытовое стр-во, подготовка кадров, здравоохранение и др.). Уровень развития И. отражает степень освоенности (обустройства) данной территории.

  29. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  30. Русско-английский политехнический словарь

    infrastructure

  31. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  32. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    infrastruttura f

  33. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  34. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    інфраструкту́ра

  35. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  36. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    інфраструкту́ра

  37. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  38. Энциклопедия социологии

    (от лат. infra - ниже, под и structure - строение, расположение) - англ. infrastructure; нем. Infrastruktur. Оснащенность территории, учреждений, организаций и т. п. материальными, техн. и институциональными средствами, обеспечивающая функционирование и воспроизводство данной системы.

  39. Источник: Энциклопедия социологии



  40. Российская социологическая энциклопедия

    (лат. infra - под; structura - строение) - неотъемлемая часть материально-технич. базы об-ва, при помощи к-рой создаются общие условия для эффективного развития и функционирования обществ. производства. И. включает дороги, различн. виды связи, коммуникации, материально-технич. снабжение и т. д., представляя собой систему органического взаимодействия всех сфер обществ. производства, а также многочисленных подразделений внутри каждой из них. Термин И. появился в конце 40-х гг. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В настоящее время он широко используется в экономич. географии, экономике (особенно при анализе проблем размещения производительных сил), в архитектуре, социологии. Это явилось отражением возросшего значения И. для эффективного функционирования соц. организма. И. подразделяется на виды - производственная и соц. (наряду с ними иногда выделяется институциональная); на подвиды (напр., в соц. можно выделить соц.-политич., соц.-культурную, соц.-бытовую и т. п.); по звеньям (напр., в соц.-культурной - инфраструктуру дошкольного, среднего и высшего образования, культпросвет-работы) и на объекты как линейного (дороги, связь), так и точечного характера (стадионы, школы, клубы). И. может рассматриваться также на уровне об-ва, региона, отрасли народного хозяйства, предприятия (объединения). Возможен анализ И. в рамках территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, экономич. зон, производственных объединений территориально-рассредоточенного типа. Развитие и функционирование И. может быть проанализировано и с позиций удовлетворения потребностей населения. Есть такие элементы И., к-рые призваны обслуживать повседневную жизнь людей и набор к-рых по месту работы и жительства крайне необходим. Взаимозаменяемость таких элементов практически невозможна. Нельзя хорошей столовой заменить отсутствие учреждений здравоохранения или наличием клуба, дворца культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Эти элементы И. должны существовать только в полном наборе и должны быть предназначены для рациональной организации повседневной жизни. Но есть в об-ве потребности, к-рые необходимы не всему населению и не во все периоды жизни человека. Удовлетворение этих потребностей связано с получением высшего образования, занятием туризмом, использованием пассажирского транспорта и т. д. Кроме того, часть элементов И. (напр., музеи, театры) не могут быть созданы на всех уровнях соц. организации об-ва. Применительно к ним стоит задача более равномерна го распределения по территории в зависимости от количества проживающего населения. Лит.: Денисов Н.А. Социальная инфраструктура Р

    сии: состояние, проблемы, пути развития. М., 1988 Юлров О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры: социологический подход. М., 1990; Куксанова Н социально-бытовая инфраструктура Сибири; 1956-1930 Новосибирск, 1993.

  41. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  42. Словарь черезвычайных ситуаций

    совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей производства и жизнеобеспечения населения. Различают И. производственную (дороги, каналы, порты, тоннели, склады, системы связи и др.), социальную (школы, больницы, жилые дома, стадионы и др.) и инфраструктуру военную. Организациям, органам управления, силам и формированиям РСЧС необходима наиболее полная информация об И. территорий РФ на случай деятельности по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  43. Источник: Словарь черезвычайных ситуаций



  44. Юридическая энциклопедия

  45. Источник: Юридическая энциклопедия



  46. Словарь юридических международно-правовых терминов

  47. Источник: Словарь юридических международно-правовых терминов



  48. Словарь юридических международно-правовых терминов

  49. Источник: Словарь юридических международно-правовых терминов



  50. Орфографический словарь-справочник

  51. Источник:



  52. Словарь бизнес-терминов

  53. Источник: