(от лат. pietas — благочестие)
мистическое течение в протестантизме (особенно в лютеранстве) конец 17—18 вв. ставившее религиозное чувство выше религиозных догм. Возник как реакция на формализм и сухой рационализм ортодоксального лютеранства 17 в., как возрождение идей первоначального лютеранства. Вместе с тем был направлен против рационалистической философии Просвещения. Основатель П. — франкфуртский богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 70-х гг. 17 в. с проповедью своих идей. Центром П. стал открытый в 1694 университет в Галле (А. Г. Франке и др.). Отвергая внешнюю церковную обрядность, П. призывал к углублению веры, особое значение придавал внутренним эмоциональным переживаниям верующего, молитве, способствующей религиозному чувству, призывал к нравственному самоусовершенствованию. Настаивая на практическом следовании принципам христианской морали, П. объявлял греховными всякие развлечения (театр, танцы, игры), чтение нерелигиозной литературы. Реакционный и ханжеский характер П. стал особенно проявляться в 18 в., когда к нему начали примыкать монархические юнкерские круги Пруссии. Относительно демократический характер П. носил в Вюртемберге и особенно в учении Г. Арнольда. П. оказал влияние на Романтизм. Возрождался (в виде отдельных очагов) и в 19 в. В широком смысле П.— религиозно-мистическое настроение, поведение.
-а, м.
1.
Возникшее в 17 в. среди протестантов Германии религиозное течение, противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство.
2. книжн.
Мистически-благочестивое настроение, поведение.
[От лат. pietas — благочестие]
ПИЕТИ́ЗМ (или пиэтизм), пиетизма, мн. нет, муж. (от лат. pietas - благочестие).
1. Религиозное течение среди протестантов, возникшее в конце 17 в., противопоставляющее формально-обрядовой стороне религии мистическое чувство (рел. ист.).
2. Мистически-благочестивое настроение, поведение (книжн.). «Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский
(из письма Гоголю).I
м.Течение, возникшее среди немецких лютеран в XVII в. и имевшее целью усиление влияния религии на основе строгого благочестия и нравственного самоусовершенствования.
II
м.Набожность, строгое благочестие.
ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие) - мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) кон. 17-18 вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле - религиозно-мистическое настроение, поведение.
муж. pietism
м. рел.
pietismo
(от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма кон. 17—18 вв., тесно связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлечённость и догматич. окостенение протестантского (лютеранского) богословия П. стремился к пробуждению и обновлению религ. чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. филос. мистике, подчёркивая при этом значение практич. переустройства жизни. Осн. линия развития П. связана с именами Ф. Я. Шпенера (1635—1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663—1727), превратившего Галле в центр П. В стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666—1714), давшего в своей «Непартийной истории церкви и еретиков» («Unparteyische Kirchen- uad Ketzerhistorie»,?? l—4, 1699) резкую критику церк. жизни, пересмотревшего историю церкви с недогматич. нравств. позиций и отчётливо выразившего демократич.-социальную сторону П. Пиетизм нашёл отражение в творчестве Гёте, оказал известное влияние на Гер дера, имел существ. значение для Гамана, Новалиса, Шлейермахера и формирования нем. романтизма, способствуя художеств. и фи-лос. постижению личности в её сложности и индивидуальной глубине.
Нечаев П., П. и его история, значение, М.,1873; Ritsсhl?., Geschichte des Pietismus, Bd 1-—3, Bonn, 1880—1886; Pietismus und Rationalismus, hrsg. M. Beyer-Frohlich, Lpz., 1933.
ПИЕТИЗМ (лат. pietas - благочестие) - мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал определенное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. является Ф. Шпенер, выступивший с 6 тезисом с намерением возродить «истинную религию», основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах, реставрированных в лютеранстве (Pia Desideria, 1675). Шпенер подчеркивал необходимость для верующего личного благочестия, живого общения с Богом. Обличая «фарисейство» в обществе, он надеялся своим адогматизмом вызвать резонанс, который вернул бы его собратьев к подлинной духовной жизни. Становление и развитие П., таким образом, детерминировано теми же факторами, которые обусловили в свое время оформление протестантизма в целом и которые питают историческую эволюцию мистической традиции (см. МИСТИКА, ПРОТЕСТАНТИЗМ). Движение П. началось с молитвенных собраний в доме Шпенера. Позже были организованы маленькие общины для совместного чтения Писания и богослужения, которые, однако, не были отделены от господствующей Лютеранской церкви. Но вскоре Шпенер и его ученик А. Франк вступают в спор с Лейпцигскими богословами, где осуждают как нечто противное духу Христа философию и догматику, а вместе с ними и науку в целом, в результате чего и происходит столкновение П. с ортодоксальным лютеранством, закончившееся осуждением и изгнанием из Германии последователей П. Значительную роль в распространении П. сыграл П. Герхард - сочинитель текстов гимнов-молитв, ставших очень популярными среди верующих. Одним из видных представителей П. является М. Л. фон Цинцендорф, основатель общины Генргюгера, поэтическое творчество которого стало знаменем тех протестантов, которые ищут не «абстрактных теологических спекуляций», а «чувственно эмоционального переживания Божественной любви». Вскоре из-за внутренней борьбы за власть П. распадается на различные направления, некоторые из которых сохранились в контексте консервативного протестантизма до нашего времени. П. своим иррационализмом и адогматизмом оказал значительное влияние не только на историю протестантизма, но и на развитие философии в Германии, особенно на классическую философию (Кант - вопрос о возможности метафизики, Шеллинг - бескорыстное созерцание эстетического и др.) и на философию жизни (возврат к жизни и чувству человека, к его реальному опыту от отвлеченных понятий и метафизических постулатов). Влияние П. испытали также Гердер, Новалис, Гете, Шлейермахер и др.
ПИЕТИ́ЗМ -а; м. [от лат. pietas - благочестие]
1. Религиозное течение, возникшее в 17 в. среди протестантов Германии, отвергавшее внешнюю обрядность в пользу мистицизма и имевшее целью усиление влияния старого благочестия.
2. Книжн. Набожность, религиозно-мистическое настроение (часто притворное, лицемерное).
* * *
пиети́зм(от лат. pietas — благочестие), мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) конец XVII—XVIII вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле — религиозно-мистическое настроение, поведение.
* * *
ПИЕТИЗМПИЕТИ́ЗМ (от лат. pietas — благочестие), мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) кон. 17—18 вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, объявлял греховными развлечения. В широком смысле — религиозно-мистическое настроение, поведение.
(от лат. pietas - благочестие, набожность) - мистич. течение в нем. протестантизме (лютеранстве), ставившее религ. чувство выше религ. догм и направленное вместе с тем против рационалистич. мышления и философии Просвещения (18 в.); зародилось в 17 в. Основатель П. - франкфуртский богослов Ф. Я. Шпенер, выступивший в 1670 с проповедью своих идей. В 1694 пиетисты открыли в Галле свой ун-т, ставший центром П. Отвергая внеш. церк. обрядность, П. особое значение придавал внутр. эмоциональным переживаниям, молитве, способствующей религ. чувству, призывал к "нравственному самоусовершенствованию". П. объявлял греховными всякие развлечения (театр, танцы, игры), чтение нерелиг. лит-ры, осуждал даже смех. Реакц. и ханжеский характер П. стал особенно проявляться в 18-19 вв., когда к нему начали примыкать монархич. юнкерские круги Пруссии.
Лит.: Нечаев П., Пиэтизм и его ист. значение, М., 1873; Ritschl A., Geschichte des Pietismus..., Bd 1-3, Bonn, 1880-86; Pinson К. S., Pietism as a factor in the rise of German nationalism, N. Y., 1934.
(от лат. pietas - благочестие) - англ. pietism; нем. Pietismus. 1. Мистическое течение, противостоящее ортодоксальному протестантизму (XVII-XVIII вв.), стремящееся к пробуждению и обновлению религиозного чувства и углублению веры, отвергавшее внешнюю церковную обрядность, подчеркивающее роль индивидуального переживания. 2. В широком смысле под П. обычно понимают показное благочестие, религиозное ханжество.
(от лат. pietas - благочестие) - англ. pietism; нем. Pietismus. 1. Мистическое течение, противостоящее ортодоксальному протестантизму (XVII-XVIII вв.), стремящееся к пробуждению и обновлению религиозного чувства и углублению веры, отвергавшее внешнюю церковную обрядность, подчеркивающее роль индивидуального переживания. 2. В широком смысле под П. обычно понимают показное благочестие, религиозное ханжество.