Большая Советская энциклопедия

    (франц. emploi — употребление, использование; должность)

    специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), Травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, Инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.

    Т. М. Родина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Даля

    ср., нескл., франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    АМПЛУА́, нескл., ср. Тип актёрских ролей. А. резонёра. Это не его а. (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    нескл., ср.

    Специализация актера на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединенных условным наименованием.

    Амплуа комика.

    При поднятии занавеса на сцене одна Ольга Осиповна Садовская — эта лучшая из лучших на амплуа «характерных старух»! Юрьев, Записки.

    || перен.

    Круг занятий, положение.

    Каждой из них [дочерей] в семье было отведено свое амплуа. Куприн, Молох.

    [франц. emploi]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    характер роли (актера), занятия

    Ср. Вот она, Аннинька, может так петь — это ее жанр, это ее амплуа.

    Салтыков. Г-да Головлевы.

    Ср. Emploi (employer, доставлять занятие, употреблять) — занятие, место, роль.

    Ср. Implicare (собств. впутывать) — дать занятие.

    См. жанр.

  9. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  10. Толковый словарь Ушакова

    АМПЛУА́, нескл., ср. (франц. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,.

    || перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа домашней хозяйки. Амплуа остряка. Быть на амплуа кого-нибудь (играть роль кого-нибудь).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    1.

    Своеобразная специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования.

    2.

    перен.

    Положение и роль в обществе, род деятельности, круг занятий, интересов.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    АМПЛУА (франц. emploi - букв. - применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой - любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    АМПЛУА (французское emploi, буквально - применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    нескл.;
    театр. type, theatrical character, line, part, roleс. нескл. (special) line;
    его ~ характерные роли he specializes in character parts;
    это не его ~ it`s not in his line.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Rollenfach n (умл.)

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    амплуа с Rollenfach n 1b*

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)театр. emploi m, rôle(s) m (pl)

    амплуа комика — emploi d'acteur comique

    2)перен. emploi m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл. театр.

    parte f, papel m, rol m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. театр. тж. перен.

    parte f, ruolo m



    в жизни у каждого свое амплуа — nella vita ognuno ha un suo ruolo particolare

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    АМПЛУА́ неизм.; ср. [франц. emploi]. Специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу (обычно наиболее соответствующих внешним данным, призванию и т.п.). А. комика, трагедийного героя. // Определённый круг занятий, обязанностей, социальная роль в коллективе. А. весельчака, остряка. В своём а. кто-л. Выступать в необычном а. Административная деятельность - (не) моё а.

    * * *

    амплуа́

    (франц. emploi, буквально — применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актёра: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонёр и др. В XX в. это понятие выходит из употребления.

    * * *

    АМПЛУА

    АМПЛУА́ (франц. emploi, букв. — применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой — любовник, субретка(см. СУБРЕТКА), инженю(см. ИНЖЕНЮ), травести(см. ТРАВЕСТИ), простак, резонер(см. РЕЗОНЕР) и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Тезаурус русской деловой лексики

  33. Источник:



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: