(франц. emploi — употребление, использование; должность)
специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), Травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, Инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.
Т. М. Родина.
ср., нескл., франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков.
АМПЛУА́, нескл., ср. Тип актёрских ролей. А. резонёра. Это не его а. (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов).
нескл., ср.
Специализация актера на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединенных условным наименованием.
Амплуа комика.
□
При поднятии занавеса на сцене одна Ольга Осиповна Садовская — эта лучшая из лучших на амплуа «характерных старух»! Юрьев, Записки.
|| перен.
Круг занятий, положение.
Каждой из них [дочерей] в семье было отведено свое амплуа. Куприн, Молох.
[франц. emploi]
характер роли (актера), занятия
Ср. Вот она, Аннинька, может так петь — это ее жанр, это ее амплуа.
Салтыков. Г-да Головлевы.
Ср. Emploi (employer, доставлять занятие, употреблять) — занятие, место, роль.
Ср. Implicare (собств. впутывать) — дать занятие.
См. жанр.
АМПЛУА́, нескл., ср. (франц. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,.
|| перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа домашней хозяйки. Амплуа остряка. Быть на амплуа кого-нибудь (играть роль кого-нибудь).
нескл. ср.
1.
Своеобразная специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования.
2.
перен.Положение и роль в обществе, род деятельности, круг занятий, интересов.
АМПЛУА (франц. emploi - букв. - применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой - любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.
АМПЛУА (французское emploi, буквально - применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.
ср.;
нескл.;
театр. type, theatrical character, line, part, roleс. нескл. (special) line;
его ~ характерные роли he specializes in character parts;
это не его ~ it`s not in his line.
с
Rollenfach n (умл.)
амплуа с Rollenfach n 1b*
с.
1)театр. emploi m, rôle(s) m (pl)
амплуа комика — emploi d'acteur comique
2)перен. emploi m
с. нескл. театр.
parte f, papel m, rol m
с. театр. тж. перен.
parte f, ruolo m
•
•
в жизни у каждого свое амплуа — nella vita ognuno ha un suo ruolo particolare
АМПЛУА́ неизм.; ср. [франц. emploi]. Специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу (обычно наиболее соответствующих внешним данным, призванию и т.п.). А. комика, трагедийного героя. // Определённый круг занятий, обязанностей, социальная роль в коллективе. А. весельчака, остряка. В своём а. кто-л. Выступать в необычном а. Административная деятельность - (не) моё а.
* * *
амплуа́(франц. emploi, буквально — применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актёра: трагик, комик, герой-любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонёр и др. В XX в. это понятие выходит из употребления.
* * *
АМПЛУААМПЛУА́ (франц. emploi, букв. — применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой — любовник, субретка(см. СУБРЕТКА), инженю(см. ИНЖЕНЮ), травести(см. ТРАВЕСТИ), простак, резонер(см. РЕЗОНЕР) и др. В 20 в. это понятие выходит из употребления.