Словарь Брокгауза и Ефрона

    послание к ним апостола Павла. Римская церковь (см.) до прибытия апост. Павла состояла из небольшого числа членов, но вследствие разнородности ее состава в ней происходили распри касательно прав иудеев и язычников на царство Божие. Апост. Павел, находившийся в сношениях с многими членами римской церкви и, вероятно, от них слышавший о процветании христианства в столице империи, еще за несколько лет до написания своего послания стремился в Рим, но деятельность на Востоке удерживала его от исполнения этого намерения. Отправляясь в Иерусалим с собранной в Македонии и Ахайе милостыней и надеясь скоро оттуда предпринять путешествие на Запад, апостол шлет Р. свое послание. Ближайшим к тому поводом было отправление в Рим диакониссы Фивы, которая лично могла доставить римлянам послание апост. Павла и сообщить им сведения о нем. Так как Р. уже достаточно были знакомы с истинами христианства, то апостол ближайшим образом имел в виду только преподать им "некое дарование духовное к утверждению в вере", т. e., как объясняет блаж. Феодорит, хотел "доказать необходимость спасительной проповеди, ее пользу и действительность для всех людей, и иудеев, и эллинов". Стремясь к этой цели, апостол в то же время достигал и другой — примирения враждующих партий в церкви римской. Апостол прямо не направляет своего послания против споров, происходивших между Р., но, излагая главные основы христианского учения и опровергая заблуждения иудеев и эллинов, тем самым полагает конец недоумениям и спорам. Все послание проникнуто мыслью оправдания грешника перед Богом верой в Иисуса Христа. Апостол доказывает виновность всех людей перед Богом, обличает эллинов в том, что они заглушили врожденную человеку способность различать добро и зло, еще более обличает иудеев за то, что они не воспользовались данными им преимуществами. Так как иудеи были слишком привязаны к закону, то апостол раскрывает истинное значение закона и недостаточность этого средства к оправданию, не вследствие его несовершенства, а по немощи исполнителей закона. К догматическим истинам апостол присоединил, как необходимые выводы, истины практические, "вместе и истине обучая, и образуя нравы" (Феодорит). Послание к Р. написано в Коринфе в феврале или марте месяце 59-го года. Подлинность послания к P имеет за себя как внутренние доказательства, так и внешние свидетельства. Климент Римский, Поликарп Смирнский, Ириней, Тертуллиан. Климент Александрийский и все позднейшие писатели, даже еретики, знают и цитируют это послание. Только относительно целости послания и вставки или пропуска некоторых глав и стихов существовали и существуют сомнения. По свидетельству Оригена, еретик Маркион отсек весь конец послания к Р., начиная с 24 ст. XIV-й главы, признавая его не подлинным. Новейшая критика, основываясь на этом указании и на внутреннем содержании последних двух глав, признает их позднейшим прибавлением или отрывками из других каких-нибудь посланий. Указание Оригена свидетельствует, однако, в пользу подлинности этих глав; к тому же заключению приводит и существование их в древнейших рукописях. См. епископ Феофан, "Толкование послания св. апостола Павла к римлянам" (М., 1890); епископ Никанор, "Объяснение послания св. апостола Павла к римлянам" (СПб., 1891).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Малый академический словарь

    -лян, мн. (ед. ри́млянин, , м.; ри́млянка, , мн. ри́млянки, -нок, -нкам, ж.).

    1.

    Граждане древнего Римского государства.

    2.

    Жители, уроженцы города Рима.

  3. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Граждане Древнеримского государства.

    2.

    Жители, уроженцы города Рима.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    РИ́МЛЯНЕ -лян; мн.

    1. Ист. Граждане древнего Римского государства.

    2. Жители, уроженцы города Рима.

    Ри́млянин, -а; м. Ри́млянка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Библейская энциклопедия Брокгауза

    В Библии Р. - это не только жители Рима, столицы империи, подчинившей себе многие народы (Ин 11:48; Деян 25:16; 28:17), но и все те, кто имел рим. гражданство, к-рое могло быть получено при рождении или приобретено каким-л. образом (Деян 16:21,37 и след.; 22:25-29). Рим. гражданин имел ряд привилегий. В отношении его запрещалось применять насилие, напр. связывать или бичевать без вынесения приговора, его нельзя было казнить через распятие, в случае судебного разбират-ва он мог обратиться в суд императора, к-рый в таком случае был единств., кто мог вынести решение по его делу (Деян 25:10 и след.; 26:32).

  9. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  10. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . Овладев Иудеей, за 64 года пред пришествием Спасителя, Римляне оставили ее жителям, как делали и в других завоеванных ими провинциях, свободу отечественного вероисповедания и щадили даже предрассудки Иудеев. Равно и судопроизводство, в делах обыкновенных, предоставили они местным властям Иудейским, и только в делах уголовных, по-видимому, ограничили силу верховного Иудейского судилища, то есть синедриона. Но вместе с тем Римляне подчинили Иудею и ее жителей своей подушной и пошлинной системе, которая была очень тяжела для Иудеев. Чтобы придать потребную силу распоряжениям назначаемых в Иудею правителей, Римляне всегда содержали в Иудее часть своих войск, даже и при царях династии Иродовой. Главная квартира войск была в Кесарии (приморской). Но в праздник пасхи большие отряды когорт Римских должны были находиться в самом Иерусалиме, где центральным пунктом для сосредоточения военной силы служила крепость Антониева, позиция которой у самого храма, где собирается масса народная, была очень важна для Римлян. Военные отрады их состояли из пехоты и кавалерии, под командою трибунов, или тысяченачальников, и центурионов, или сотников. Делом Римских солдат было, между прочим, выполнять смертные приговоры, содержать стражу на месте казни, при чем пользовались они снимаемою с казнимых одеждою, и блюсти под караулом, или препровождать куда следует арестантов. В то же время, под управлением Римской власти, вошла в обращение в Иудее и Римская монета, прежде которой введена уже была греч. Вошла в употребление и Римская система мер и весов. Тогда же и самый язык Римлян мог сделаться знакомым по крайней мере Иудеям высших сословий, так как и в провинциях Римских обыкновенно он употреблялся при судебных делопроизводствах и в публичных актах. Свобода в отправлении богослужения по своей вере предоставлена была Иудеям не только в их отечестве, но и в других провинциях Римских. Кроме этой снисходительности Римлян, Иудеи могли пользоваться еще одною важною их милостью, - они могли получать право "Римского гражданства", освобождавшее, между прочим, от телесных наказаний в судах Римских и обеспечивавшее против насильственного действования судей вообще. Право это давалось и целым провинциям, и городам, и частным лицам, - последним, конечно, за особенные заслуги кесарю и его дому и, пожалуй, даже за деньги. Апостол Павел наследовал право это от своих родителей.

  11. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.