(итал. anacrusi, франц. апасrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat)
начало музыкального произведения или какой-либо его части (построения) со слабого времени. В начале сочинения З. образует неполный такт (см. Метр). В простых размерах по длительности обычно не превышает половины такта.
-а, м. муз.
Неполный такт, с которого начинается музыкальная фраза, мелодия.
ЗАТА́КТ, затакта, муж. (муз.). Одна или несколько нот, стоящие впереди начального такта (см. такт1).
I
м.Неполный такт, ноты до первой тактовой черты в пьесах или музыкальных отрывках, начинающихся не с первой доли такта (в музыке).
II
м.Предупредительный жест дирижера перед началом исполнения.
ЗАТАКТ - начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее неполный Такт. См. Такт.
м. муз.
anacrusis f
ЗАТА́КТ -а; м. Муз. Неполный такт, с которого начинается музыкальная фраза, мелодия. Сочинение начинается с затакта.
◁ Зата́ктный, -ая, -ое. З-ая нота.
* * *
зата́ктначало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее неполный такт. См. Такт.
* * *
ЗАТАКТЗАТА́КТ, начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли(см. ДОЛЯ (в музыке)) ), образующее неполный такт. См. Такт(см. ТАКТ).
(итал. anacrusi, франц. anacrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat).
1) Начало муз. произведения со слабого времени. В простых размерах З. обычно не превышает половины такта. В сложных размерах З. может начинаться и с относительно сильной доли и занимать более половины такта. З. образуется также внутри муз. произведения, перед к.-л. частью или построением, если предшествовавшее ему муз. построение заканчивается на сильном времени этого такта. Образование З. связано с метрич. структурой мелодии, в основе к-рой лежит ямбич. (в широком понимании) стопа, т.е. переход от слабого времени к сильному. Поэтому тактовая черта в такой стопе располагается в середине мотива, перед его сильной долей. Начинающиеся с З. одночастные муз. произв. или части циклич. сочинений обычно завершаются неполным заключит. тактом, к-рый в сумме с З. образует целый такт, уравновешивая этим форму муз. произведения. Традиц. школа теории музыки придерживалась того взгляда, что в основе муз. формы вообще и соединения её элементов в частности лежит хореич. принцип, т.е. переход от сильного времени к слабому. В связи с этим до нач. 19 в. различался короткий и долгий З. Короткий З. считался всего лишь "приставкой" к начальному такту, поэтому произв. с таким З. завершались полным тактом. В случаях же, когда в мелодии имелся долгий З., такой такт рассматривался, как неполный. Обычно для его заполнения принимались специальные меры, напр. расширение начального мотива, сохранение долгого З. только в мелодии при начале сопровождающих голосов с предшествующей сильной доли, иногда - заполнение "недостающей" сильной доли паузой. С нач. 19 в. от такого заполнения отказались. В противовес прежним представлениям Ж. Ж. де Моминьи в 1806 указал на основополагающее значение затактовости при образовании мотивов и построении формы. Его идея была развита представителями функциональной школы во главе с X. Риманом. Последний выдвинул ямбический принцип структуры музыкальной формы, начиная с её первичного эмбриона, отвечающего формуле
т.е. переходу от слабого времени к сильному. Эта теория верно указала на значение для муз. развития ямбич. импульса, однако она также оказалась односторонней, отвергая наличие интонаций (мотивов) хореич. структуры или допуская их лишь как исключение. В действительности эти два начала в музыке практически равноправны и дополняют друг друга.2) Предупредительный жест (взмах; рус. также ауфтакт) дирижёра перед началом исполнения, сосредоточивающий внимание музыкантов; равен одной доле такта. Непосредственно предшествует следующей заполненной музыкой доле, независимо от того, является ли она ударной. В хоровой практике одновременно указывает, что певцы должны произвести вдох перед началом исполнения.
Литература: Способин И., Музыкальная форма, М., 1958, с. 69-72; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 72-93; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 142-44, 158-60, 176- 181; Mоmigny J. J. de, Cours complet d'harmonie et de composition..., v. 1-3, P., 1806; Lussy M., Le rythme musical, P., 1883, 1911; его же, Die Correlation zwischen Takt und Rhythmus, "Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", I, 1885; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Heidelberg - St. Petersburg, 1884 (рус. пер. - M., 1892, 1929); его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903.В. А. Вахромеев.