Большая Советская энциклопедия

    (итал. anacrusi, франц. апасrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat)

    начало музыкального произведения или какой-либо его части (построения) со слабого времени. В начале сочинения З. образует неполный такт (см. Метр). В простых размерах по длительности обычно не превышает половины такта.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. зата́кт;
    2. зата́кты;
    3. зата́кта;
    4. зата́ктов;
    5. зата́кту;
    6. зата́ктам;
    7. зата́кт;
    8. зата́кты;
    9. зата́ктом;
    10. зата́ктами;
    11. зата́кте;
    12. зата́ктах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , м. муз.

    Неполный такт, с которого начинается музыкальная фраза, мелодия.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ЗАТА́КТ, затакта, муж. (муз.). Одна или несколько нот, стоящие впереди начального такта (см. такт1).

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Неполный такт, ноты до первой тактовой черты в пьесах или музыкальных отрывках, начинающихся не с первой доли такта (в музыке).

    II

    м.

    Предупредительный жест дирижера перед началом исполнения.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ЗАТАКТ - начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее неполный Такт. См. Такт.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. муз.

    anacrusis f

  13. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  14. Энциклопедический словарь

    ЗАТА́КТ -а; м. Муз. Неполный такт, с которого начинается музыкальная фраза, мелодия. Сочинение начинается с затакта.

    Зата́ктный, -ая, -ое. З-ая нота.

    * * *

    зата́кт

    начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли), образующее неполный такт. См. Такт.

    * * *

    ЗАТАКТ

    ЗАТА́КТ, начало музыкального произведения или его части со слабого времени (слабой доли(см. ДОЛЯ (в музыке)) ), образующее неполный такт. См. Такт(см. ТАКТ).

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Музыкальная энциклопедия

    (итал. anacrusi, франц. anacrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat).

    1) Начало муз. произведения со слабого времени. В простых размерах З. обычно не превышает половины такта. В сложных размерах З. может начинаться и с относительно сильной доли и занимать более половины такта. З. образуется также внутри муз. произведения, перед к.-л. частью или построением, если предшествовавшее ему муз. построение заканчивается на сильном времени этого такта. Образование З. связано с метрич. структурой мелодии, в основе к-рой лежит ямбич. (в широком понимании) стопа, т.е. переход от слабого времени к сильному. Поэтому тактовая черта в такой стопе располагается в середине мотива, перед его сильной долей. Начинающиеся с З. одночастные муз. произв. или части циклич. сочинений обычно завершаются неполным заключит. тактом, к-рый в сумме с З. образует целый такт, уравновешивая этим форму муз. произведения. Традиц. школа теории музыки придерживалась того взгляда, что в основе муз. формы вообще и соединения её элементов в частности лежит хореич. принцип, т.е. переход от сильного времени к слабому. В связи с этим до нач. 19 в. различался короткий и долгий З. Короткий З. считался всего лишь "приставкой" к начальному такту, поэтому произв. с таким З. завершались полным тактом. В случаях же, когда в мелодии имелся долгий З., такой такт рассматривался, как неполный. Обычно для его заполнения принимались специальные меры, напр. расширение начального мотива, сохранение долгого З. только в мелодии при начале сопровождающих голосов с предшествующей сильной доли, иногда - заполнение "недостающей" сильной доли паузой. С нач. 19 в. от такого заполнения отказались. В противовес прежним представлениям Ж. Ж. де Моминьи в 1806 указал на основополагающее значение затактовости при образовании мотивов и построении формы. Его идея была развита представителями функциональной школы во главе с X. Риманом. Последний выдвинул ямбический принцип структуры музыкальной формы, начиная с её первичного эмбриона, отвечающего формуле

    т.е. переходу от слабого времени к сильному. Эта теория верно указала на значение для муз. развития ямбич. импульса, однако она также оказалась односторонней, отвергая наличие интонаций (мотивов) хореич. структуры или допуская их лишь как исключение. В действительности эти два начала в музыке практически равноправны и дополняют друг друга.

    2) Предупредительный жест (взмах; рус. также ауфтакт) дирижёра перед началом исполнения, сосредоточивающий внимание музыкантов; равен одной доле такта. Непосредственно предшествует следующей заполненной музыкой доле, независимо от того, является ли она ударной. В хоровой практике одновременно указывает, что певцы должны произвести вдох перед началом исполнения.

    Литература: Способин И., Музыкальная форма, М., 1958, с. 69-72; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 72-93; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 142-44, 158-60, 176- 181; Mоmigny J. J. de, Cours complet d'harmonie et de composition..., v. 1-3, P., 1806; Lussy M., Le rythme musical, P., 1883, 1911; его же, Die Correlation zwischen Takt und Rhythmus, "Vierteljahrschrift fьr Musikwissenschaft", I, 1885; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Heidelberg - St. Petersburg, 1884 (рус. пер. - M., 1892, 1929); его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903.В. А. Вахромеев.

  17. Источник: Музыкальная энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: