Словарь форм слова

    1. удово́льствие;
    2. удово́льствия;
    3. удово́льствия;
    4. удово́льствий;
    5. удово́льствию;
    6. удово́льствиям;
    7. удово́льствие;
    8. удово́льствия;
    9. удово́льствием;
    10. удово́льствиями;
    11. удово́льствии;
    12. удово́льствиях.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    УДОВО́ЛЬСТВИЕ, -я, ср.

    1. Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Испытать, получить у.

    2. Забава, развлечение. Доставить детям много удовольствий.

    • Дорогое удовольствие (разг.) о том, что обходится дорого, стоит больших усилий.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний.

    Василий Петрович, до сих пор не видавший ничего подобного, с удовольствием смотрел на море, лунный свет, пароходы, корабли и радостно, в первый раз в жизни, вдыхал морской воздух. Гаршин, Встреча.

    Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер.

    2.

    То, что вызывает, создает такое чувство; развлечение.

    — С той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги. Лермонтов, Бэла.

    Я был склонен больше к тихим, так сказать, идиллическим удовольствиям: любил уженье рыбы, вечерние прогулки, собиранье грибов. Чехов, Ариадна.

    жить в свое удовольствие

    жить беспечно, весело, без забот.

    в свое удовольствие {(делать что)}

    столько, сколько хочется, до полного удовлетворения.

    - срывать цветы удовольствия

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    УДОВО́ЛЬСТВИЕ, удовольствия, ср.

    1. только ед. Чувство радости и довольства от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний. «Он испытывал удовольствие, бичуя себя.» Максим Горький. «Белебухин просиял от удовольствия.» Чехов. «Игра на рожке ей доставляет удовольствие.» Пришвин. «Я посвятил с особенным удовольствием целое утро обозрению зоологического сада.» Гончаров. «Он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия…» Л.Толстой. Мало удовольствия ждать целый час. Не имел удовольствия его встречать (ирон.).

    2. То, что создает такое чувство, забава, развлечение. «Не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд.» А.Тургенев. Масса удовольствий.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Чувство радости и довольства от приятных ощущений, переживаний.

    2.

    То, что создает такое чувство; любимое занятие, развлечение, увеселение.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Сексологическая энциклопедия

    Стремление к удовольствию - вообще: желание, внутренняя потребность в чем-то, полное ожидания предвкушение радости, напряженное эмоциональное состояние, которое требует разрешения и переживается в основном как нечто приятное, стимулирующее, позитивное; в более узком смысле: сексуальное желание, чувственная жажда, потребность в сексуальном удовлетворении (либидо, потребность. центры сексуальности и удовольствия). В этом смысле говорят, что кто-либо чего-то желает или что желание пропало (фрустрация). Говорят о "жизни в свое удовольствие", т.е. как заблагорассудится, об обуздании своего желания или о лишении других удовольствия; о пристрастии к чему-либо, о том, что что-либо делается с удовольствием. Без удовольствия ничего не получается - это мотив всего. "Удовольствие и любовь это крылья для великих дел" (Пилад в "Ифигении в Тавриде" Гете). Приходит желание любви, и предпринимаются действия,чтобы удовлетворить эту жажду. Отношения партнеров складываются тяжело, если один испытывает желание У, а другой нет (сексуальная дисгармония}.
    Соответствующее прекрасное, приятное ощущение, возникающее в результате удовлетворения; огромная радость, наслаждение, жизнеутверждающее эмоциональное высокое чувство; в общем смысле - удовольствие от жизни, в специфическом телесное удовольствие.
    Удовольствие связано, таким образом, с одной стороны, с желанием, а с другой - с его удовлетворением; в совокупности это "жизнеутверждающая эмоция", как выразился X. Гизе (Словарь сексологии, 1952). Отношения между людьми включают оба фактора и их результат. У. образует эротические связи, без него нет эротики. Эротика это или У. или ничто. В человеческой сексуальности У. - это не только приятная приправа, оно имеет собственную ценность как метод и содержание, средство и цель. Функция У. - одна из основных в сексуальности; она освободилась от функции продолжения рода и начала жить самостоятельной жизнью, которой стали подчиняться др. закономерности. У. не абстрактно, а конкретно и привязано к отдельному индивиду; вне индивида нет У. "В нашей собственной груди / там или нигде бьет источник подлинного У", - писал поэт X. М. Виланд (1780). У. от сексуальной жизни зависит от привычек и расположения конкретного человека, однако оно подвержено не только внутренним, но и внешним влияниям. У него свои общие, особенные и индивидуальные пространственно-временные условия. Особое значение имеет ситуация с партнером. В ней функция У. вступает в симбиоз со связующей функцией сексуальности и таким образом усиливается. Желание удалить У. из сексуально-эротических и иных отношений людей разрушило бы эти отношения. С другой стороны, утверждают, что как раз в длительных отношениях чувства могут пустеть, что любовь убивает У. "Ненаправленное, мобильное, короче говоря, инстинктивное, будучи подчинено принуждению к длительной любви, становилось оспариваемой вещью, то есть овеществлялось и тем самым лишалось жизненности" (М. Даннекер). Это вообще противоречие-в-себе, поскольку к любви нельзя принудить, ее нельзя создать искусственно; пожалуй, можно говорить о норме длительного партнерства, но она - не то же самое, что любовь. Если ненаправленное инстинктивное чувство становится спорной вещью, оно просто умирает. Супружеский долг, принуждение к оргазму, нефизиологическое и непсихологическое стремление к соответствию - это цивилизационно-бюрократические феномены организованной и одновременно компенсаторной враждебности У. Индивид при этом отступает на задний план, критерием становится сам акт, возникают мнимая сексуальность и псевдоудовольствие. Длительная любовь, если ее не рассматривать как внешнее условие, лишенное содержания, как чистую фикцию, может обойтись без такого мнимого удовольствия; но она отнюдь не чужда спонтанным переживаниям, безграничному и беспрепятственному чувству, эмоциональной глубине, наоборот, очень многие люди именно в ней испытывают наибольшее У, тогда как другие удовлетворяют свои сексуальные потребности иначе.
    Из-за своего большого значения в жизни людей понятие "У." играет центральную роль в психологии,особенно в теории 3. Фрейда (психоанализ), любые психические поступки и поведение преследуют цель доставлять У. и избегать страдания (принцип удовольствия). Диалектика У. и страдания и раньше встречалась, хотя и в иной форме. Об У. и страданиях любви слагались стихи и песни (народная песня): "Но глубоко в сердце звучит / еще долго потом удовольствие и страдание" (И. Эйхендорф, 1837).
    Выражения "удовольствие", "наслаждение" вначале не имели в языке какого-либо негативного значения. В дальнейшем стали различать хорошее и дурное удовольствие. Некоторые стали рассматривать удовольствие и как что-то укромное и зловещее, подчиняющееся темным инстинктам, низкое, мимолетное и недостойное честного, добродетельного человека. "Лишь добродетель непреходяща, но не удовольствие" (Д. Граббе, 1829). Немецкий поэт X. Ф. Геллерт (1757) предостерегал от похоти: "Под твоим желанием ношей / ты опускаешься от человеческого достоинства / до низости животного". Наряду с цельными, радостными удовольствием появились пагубные удовольствия, которые следовало сдерживать либо искоренять. Лишь в этом случае возможна честность, напоминал в 1654 г. поэт Ф. фон Логау:
    "Не тот, кто прибавляет золото к золоту, должен признаваться как богач; у того, кто оставил наслаждения, все может идти хорошо".
    Свободное проявление чувственности и борьба с ней постоянно менялись местами в эротической истории человечества. Особенно очерчивает границы удовольствия религия. Интересы сохранения власти и существующего порядка осуществляются методами, враждебными удовольствию. Жизненные чувства людей игнорируются, ими манипулируют, их разрушают, если так пожелают властные инстанции. Экономическая выгода получает приоритет по сравнению с пользой для чувств.
    Если удовольствие стало деградировать до беспутства и лотереи, если верхние слои впадают в декадентство, если излишества достигают границ У, если оргии становятся распространенным явлением, то в обществе, кажется, начинает работать сейсмограф, принуждающий к сдержанности. Но вместе с развращенным У, ставшим непродуктивным и неактивным, парализующим, а не стимулирующим людей, отупляющим, а не обновляющим их, часто осуждается и удовольствие вообще; такова его извечная судьба. Люди вечно защищаются против гибели и осуждения их удовольствия, живя и наслаждаясь продуктивной жизнью, не вредя себе и другим.
    Различные и противоречивые значения удовольствия проявляются в огромном количестве словосочетаний.Зрительное удовольствие допустимо, но грешно, когда часто влечет за собой другие грехи: попасться на глаза - запасть в сознание. X. Вейсс иронически пишет в "Словаре греха" (1989): "Тот, кто дольше необходимого благосклонно рассматривает тот или иной предмет или того или иного человека из благоговения или по причине желания и хотения, тот грешит зрительным наслаждением". Г. Э. Лессинг описывал У. взгляда так:
    "Если я для зрительного удовольствия / из-под тенистых, холодных ресниц / с завистью скольжу глазами вверх и вниз / и вижу красивую девушку, / я хотел бы иметь безгрешный глаз". Зрительное удовольствие находится в родстве с любовью к зрелищам (вуайеризм), которая у многих служит компенсаторным удовольствием. Но обычно за зрительным удовольствием следует плотское, чувственное желание и сексуальное наслаждение, которое осуждалось так же, как греховное, даже недостойное, поскольку плоть не столь благородна, как душа или разум. В райском саду ("сад удовольствия"), в представлении немцев, росло все, что только могла породить эротическая фантазия. В арабском "Благоухающем саду..." шейха Нефзауи (ислам) после первого предложения: "Слава и благодарение Аллаху, вложившему высшее наслаждение мужчины в женщину и высшее наслаждение женщины в мужчину" - следует предсказание: "Наивысшее удовольствие возникнет вскоре, если тела будут тесно соприкасаться друг с другом". Это может происходить на немецкой широкой перине любви ("лугу удовольствия" Lustwiese) или в загородном замке ("замке У." - Lustschloss). Похотливый старик ("старик У." - Lustgreis) - это старый повеса ("чудак У." Lustmolch), который все еще думает только об одном, а если он еще при этом кое-что делает, он сластолюбец (Lustling), что почти равнозначно развратнику, прежде всего если у него есть гомосексуальный мальчик ("мальчик для У."). Многие старые выражения со словом "удовольствие" сегодня больше не употребляются. Сексолог Ф. Пфеффлин писал (1990): "Пестрый букет из многих цветов - слов, связанных с удовольствием, - во второй половине последнего века увял, и сохранился лишь куцый букетик колючих и плотоядных растений - болезнь от удовольствия (Lustseuche), убийство, связанное с удовольствием (Lustmord), и убийца, жаждущий удовольствия (Lustmoerder). Из У, которое двести лет назад могло, при соответствующем словесном дополнении, освятить любую вещь, ощущение или действие, получился феномен, которому с помощью дополнения словами болезнь, убийство и убийца придан отталкивающий привкус". Болезнь от У. означает при этом передаваемое половым путем заболевание сифилис, убийство в связи с У. - убийство на половой почве, неверное и вводящее в заблуждение обозначение. Пфеффлин исходит из того, что само преступление не может быть "приносящим удовольствие и также либидозным актом, а является результатом незаторможенных агрессивных импульсов"; У. и сексуальное желание не служат мотивом для убийцы-садиста, наоборот, У. умерщвляется вместе с жертвой. Однако к старым выражениям добавились и новые, напр. в связи с психоанализом и движением за эмансипацию в XX в. Воспринимаемое как приятное, с охотой совершаемое действие имеет акцент на У. Тот. кто следует принципу У, предпочитает увеличение У. страданию (не У). Женщина стремится быть не объектом для У. мужчины, а хочет собственных ощущений У. Тот, кто принужденно ищет все новых наслаждений, является наркоманом У. У. рождает новое У, стремление к нему может быть неутолимым (нимфомания, донжуанство). "Так почти всегда человек пьет удовольствие потоками - и испытывает жажду!" (Э. X. фон Клейст, 1749).
    После дискуссий последнего времени в западных индустриальных обществах этот поток У, как кажется, иссякает, его сила уменьшается, напряженность спадает. В своей книге "Вон!" (1994) Э. Борнеман с вызовом заявил об исчезновении страсти и деградации гетеросексуального коитуса:
    "Люди больше не сношаются друг с другом. Они занимаются чем угодно, только не этим старомодным..." В 1994 г. один из журналов писал: "В Германии, согласно опросу, каждая третья женщина в возрасте между 17 и 35 годами вполне может долго обходиться без секса". В качестве причин называются убивающие У. факторы индустриального, потребительского и информационного общества, внешние факторы психического насыщения, связанные с реакцией на чрезмерно большое количество сексуальных сигналов. Консультанты в области секса сообщают о парах, которые гармонично живут друг с другом, но утратили У. от секса. Причиной считают эмоциональную дистанцию, особенно в высших и средних слоях общества. На работе, на службе люди поддерживают друг с другом корректные контакты, они являются поверхностными, милыми, но ни к чему не обязывающими, лишенными страсти и эротизма, стерильными и свободными от взаимных обязательств. Иметь чувства считается непрактичным и рискованным. Лучше сохранять холодность. Тот, кто с У. открывается, становится ранимым и уязвимым. Кто раздаривает У. и чувства, тот плохой торговец. Люди нередко вступают в отношения только с целью извлечь из таких союзов пользу. В случае необходимости всегда можно прибегнуть к сексуальным услугам. Секс обезличивается, от него можно отказаться, как от предмета роскоши. Чтобы иметь секс, другой человек не всегда нужен, даже может быть порой помехой. Сексуальное даже воспринимается как нагрузка. Люди, затопленные соблазнами общества массового потребления, в конце концов, пресытились и сексом. При- выкнув к жизни с чувством пресыщения, они уже ничего больше не хотят. К этому добавляется убивающий У. страх перед будущим, старостью, болезнями, СПИДом, войной, насилием, нападениями, страх быть схваченным, преданным, перед необоснованным подозрением, опасение оказаться использованным, сломаться, страх перед насмешкой и издевкой, перед мужчиной и перед женщиной. Худший враг У. - это страх.
    Но это лишь одна сторона. Люди сегодня живут во многом свободнее и имеют гораздо большие возможности для устройства жизни, переживаний, принятия решений, также и в том, что касается любви и сексуальности. Особенно это относится к женщинам. Отношение ко всему телесному и к наготе стало значительно свободнее. Возросла терпимость в отношении различных вариантов сексуальности.
    Любое общество и любое время имеют свои стороны, как враждебные У, так и способствующие ему. Поскольку сексуальность обладает общественной стороной, она принимает различные формы. Всегда есть люди и группы людей, которые живут сверх своих сексуально-эротических возможностей или,наоборот, не реализуя их в полной мере, не могут получать такие У, как другие. Каждое новое поколение находит свое собственное отношение к любви и У, которое часто может не совпадать с отношением старшего поколения. Молодые пытаются жить, испытывая У, и быть счастливыми по-своему. Эмпирические исследования последних лет не пока- зывают, что молодые люди не желают секса, что их сексуальное У. ослабело или исчезло и они больше не хотят любви и сексуальности. Они лишь отвергают определенные формы секса, чтобы тем сильнее стремиться к другим формам. Точно так же нельзя исходить из того, что у более старших в целом У. пропало и сексуальные контакты, включая половой акт, стали реже. У. есть живительная жизненная реакция и программа, говоря словами У. фон Гуттена:
    "Жить - это удовольствие" (Из письма от 25 декабря 1518).

  11. Источник: Сексологическая энциклопедия



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) только ед. pleasure испытывать удовольствие от чего-л. ≈ to feel/experience pleasure in smth.;
    to get pleasure from smth., to get pleasure out of smth. находить удовольствие в чьем-л. ≈ to find/take (a) pleasure in smth. с (величайшим) удовольствием ≈ with (the greatest) pleasure большое удовольствие ≈ luxury, keen pleasure доставлять удовольствие ≈ to give/afford pleasure просиять от удовольствия ≈ to brighten with pleasure к общему удовольствию ≈ to everybody's delight
    2) (развлечение) amusement;
    мн. amenities ∙ жить в свое удовольствие ≈ to enjoy one's life делать что-л. в свое удовольствие ≈ as much as one likes, to one's heart's contentудовольстви|е - с.
    1. pleasure;
    (радость) delight;
    с ~ем with pleasure;
    к общему ~ю to everybody`s delight;
    доставлять ~ кому-л. give* smb. pleasure;

    2. (развлечение) amusement;
    diversion;
    все тридцать три ~я everything you could possibly wish for;
    everything the heart desires, every conceivable joy;
    жить в своё ~ enjoy life.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Русско-английский словарь математических терминов

    n.pleasure

  15. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    удовольствие с Vergnügen n 1d; Vergnügung f c (развлечение) доставлять удовольствие Vergnügen machen ( bereiten] находить удовольствие в чём-л. Vergnügen an etw. (D) finden* к общему удовольствию zur allgemeinen Freude, zu aller Zufriedenheit жить в своё удовольствие das Leben genießen* с удовольствием mit Vergnügen; sehr gern (охотно)

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Vergnügen n; Vergnügung f(развлечение)

    доставлять удовольствие — Vergnügen machen ( bereiten )

    находить удовольствие в чем-либо — Vergnügen an etw. (D) finden(непр.)

    к общему удовольствию — zur allgemeinen Freude, zu aller Zufriedenheit

    жить в свое удовольствие — das Leben genießen(непр.)

    с удовольствием — mit Vergnügen; sehr gern(охотно)

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    удовольствиеGefallen {n}

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)plaisir m

    испытывать, находить удовольствие в чем-либо — prendre plaisir à qch

    доставить удовольствие — faire plaisir

    с (величайшим) удовольствием — avec (un grand) plaisir

    к общему удовольствию — à la satisfaction générale

    2)(развлечение) amusement m, divertissement m

    масса удовольствий — une foule de divertissements



    жить в свое удовольствие — vivre comme un coq en pâte

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)placer m, deleite m, gozo m, gusto m

    доста́вить удово́льствие — causar placer

    испы́тывать удово́льствие (от чего-либо) — experimentar placer (por), complacerse(непр.) (en), tener gusto (en)

    с (велича́йшим) удово́льствием — con (mucho) gusto, con (gran) placer

    к о́бщему удово́льствию — para satisfacción general

    2)(развлечение) entretenimiento m, diversión f



    де́лать что́-либо в свое удово́льствие, срыва́ть цветы́ удово́льствия разг. — hacer algo para su completa satisfacción

    жить в свое удово́льствие разг. — vivir a sus anchas, vivir con (toda clase de) comodidades

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)piacere m, diletto m

    иметь удовольствие — avere piacere, divertirsi

    доставлять удовольствие — far piacere

    получить огромное удовольствие — divertirsi un mondo

    испытывать / находить удовольствие в чем-л. — provare / trovare piacere a qc; gradire vt

    одно удовольствие слушать ее — è un vero piacere sentirla

    с удовольствием — con piacere

    без (всякого) удовольствия — senza (alcun) piacere / gusto

    к общему удовольствию — con piacere generale, a contentezza di tutti

    удовольствия ради — per diporto / diletto; per sport фам.

    2)(развлечение) divertimento m, piacere m, spasso m, svago m; sollazzo m книжн.

    предаваться удовольствиям — darsi alla dolce vita / ai divertimenti

    жить в свое удовольствие — godersela; vivere come ; farla comoda

    делать что-л. в свое удовольствие — far qc quanto pare e piace

    срывать цветы удовольствия — darsi alla bella vita, tuffarsi nei piaceri

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Философская энциклопедия

    УДОВОЛЬСТВИЕ

    — чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной т.зр. У. знаменует различные по характеру и смыслу опыты — преодоления недостатка, освобождения от давления, личностно значимого самоосуществления, самоутверждения. Витальное значение У. определяется тем, что оно сопровождает уменьшение и угасание внутреннего напряжения, способствует восстановлению жизненных функций организма. Специальные исследования позволили З. Фрейду сделать вывод о несомненно положительной роли У. в жизни организма и дали основание говорить о «принципе У.» как главном естественном регуляторе психических процессов, или душевной деятельности, а шире — инстинкте жизни. За У. всегда стоит желание, которое в конечном счете как индивидуальное желание общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на У. Потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа У. «принципом реальности», который, по Фрейду, тоже влечет к У., но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. Г. Маркузе, развивая идеи Фрейда о принципе У. и принципе реальности, внес в них существенное уточнение: принцип У. управляет бессознательными процессами; принцип реальности действует на уровне сознания. Субъектом принципа реальности выступает цивилизация (культура), подавляющая У. посредством воспитания, а также различными институтами экономической и политической организации общества. По Фрейду, мотив общества в конечном счете является экономическим: общество т.о. отвлекает людей от сексуальности и направляет их на труд. Напротив, согласно М. Фуко, общество (речь идет о европейском, зап. обществе последних трех веков) не столько подавляет У., сколько оформляет «дискурс» по поводу секса с целью обустраивания и упорядочения опыта У. и, соответственно, «побуждая к дискурсам», укрепляет политическую власть. На этом фоне раскрепощающая функция У. обнаруживается особенно явно, даже когда внутреннее освобождение достигается посредством ухода (бегства), своеволия, протеста. Принцип У. проявляется в противостоянии общественным установлениям и как таковой выступает в качестве некой основы личной независимости: в У. индивид может почувствовать себя самим собой, он принадлежит самому себе, освобожден от обязательств и в этом плане — суверенен.

    Как таковое У. может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. У. значимо какреализация устремленного к нему желания; но в сравнении с желанием У. тщетно: оно уже ничего не может дать. У. — умиротворительно настолько, что доставляемый им покой может символизировать смерть; желание же в жизненности устремления к цели жаждет сохранить себя и, значит, не быть удовлетворенным. На основе опыта желания и переживания У. формируется гедонизм как система взглядов и образ жизни, покоящиеся на представлении о том, что стремление к У. и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальным условием счастья. Как поведенческий императив принцип У. указывает на то, что человеку следует всегда поступать так, чтобы он по возможности мог непосредственно удовлетворять свои потребности и испытывать как можно большее (по интенсивности и длительности) У. Тем самым задается принципиальная грань между обычной для человека склонностью к У. и образом жизни, в котором все подчинено получению и переживанию У.

    На протяжении всей истории этики постоянно выдвигались различные аргументы, направленные на ограничение и даже отрицание ценности У. С одной стороны, они содержали критерии, призванные разделить истинные и ложные, подобающие и неподобающие У., с другой — устанавливали ценностные приоритеты, призванные ограничить принцип У. Так, с либерально-контрактной т.зр. любое У. допустимо, если, стремясь к нему, индивид не нарушает свои обязанности и не ущемляет чужие права. С т.зр. перфекционизма стремление к У. не должно препятствовать нравственному совершенствованию и духовному возвышению человека; в рамках именно перфекционизма, а не гедонизма оказывается возможным установить действительный критерий истинного и подобающего У. С т.зр. обязанности милосердия и принципа альтруизма У. ставится в зависимость от усилий человека содействовать благу др. людей.

  29. Источник: Философская энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    УДОВО́ЛЬСТВИЕ -я; ср.

    1. Чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний. Доставить большое у. кому-л. Получить у. от встречи, от поездки, от работы. Находить у. в работе, в чтении книг. Иметь у. видеть кого-л., заниматься чем-л. Доставлять кому-л. у. разговором, прогулкой. С удовольствием слушать музыку. Засмеяться от удовольствия. Делать в своё у. (получая большое удовлетворение, радость от чего-л.). Жить в своё у. (беспечно, весело, без забот).

    2. То, что вызывает, создаёт такое чувство; приятное развлечение, забава. Наслаждаться удовольствиями городской жизни. Предаваться удовольствиям высокого положения. Любить удовольствия юности. Мечтать об удовольствиях походной жизни. Что-л. слишком дорогое у. (требующее больших материальных или нравственных затрат).

    Срывать цветы удово́льствия. Ирон. Беспечно предаваться удовольствиям, пользоваться радостями жизни.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Сводная энциклопедия афоризмов

    Удовольствие

    Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * Удача * Удовольствие * Успех

    Добро * Вера * Верность * Юмор * Гордость * Доверие * Дружба * Красота * Любовь * Мир(отсутствие вражды) * Мужество * Надежда * Смех * Счастье

    Зло * Бедствие * Боль * Враг * Гнев * Горе * Грех * Зависть * Измена * Ненависть * Несчастье * Обида * Ревность * Скука * Страдание * Страх * Трусость * ТщеславиеБлизкие темы: Наслаждение * УдовольствиеУдовольствие -

    Пользуйся настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим. -


    • Сенека (Seneca)

    Словно играя в жмурки, мы гоняемся за удовольствием, а когда, поймавши его, мы снимаем повязку с глаз, оно никогда не бывает таким, каким мы его представляли. -


    • Буаст

    Если хочешь доставить удовольствие, научись его получать. -


    • Хэзлитт, Гэзлит Уильям (Hazlitt)

    Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, - это доставлять удовольствие своим друзьям. -


    • Вольтер (Voltaire)

    Удовольствие, о котором нельзя говорить, - не удовольствие. -


    • Рохас Фернандо (Rojas)

    Чем более гоняются за удовольствием, тем менее можно избежать скуки, следующей за ним. -


    • Буаст

    Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий. -


    Паскаль Блез (Pascal) ("Энциклопедия афоризмов", Минск, "Современный литератор", 1999) или


    • Грасиан-и-Моралес (Gracian у Morales) ("Энциклопедия мысли", Харьков, "Прапор", 1995)

    Радуйся жизни, наслаждайся каждой минутой ее - ведь удовольствия заканчиваются раньше, чем жизнь. -


    • Честерфилд (Chesterfield)

    Удовольствия точно мак - только коснешься цветка, как лепестки опадают; или точно снег, падающий в реку: одно мгновение белый, а в следующее - он исчезает навсегда. -


    • Бернс (Burns)

    Тихие удовольствия - самые продолжительные. Мы не так созданы, чтобы быть в состоянии долго выдерживать великие радости. -


    • Бови

    Удовольствия становятся пресными, а скорби еще мучительнее, если не с кем их разделить. -


    • Буаст

    Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти. -


    • Корнель Пьер (Corneille)Всякое удовольствие усиливается от той самой опасности, которая может нас лишить его. -


    • Сенека (Seneca)

    Не принимайте удовольствие за счастье. Это - как разные породы собак. -


    • Шоу Генри (Shaw)

    Душевные удовольствия удлиняют жизнь на столько же, насколько наслаждения чувственные ее укорачивают. -


    • Буаст

    Величайшее из известных мне удовольствий - совершить доброе дело украдкой и увидеть, как случайно обнаружатся его плоды. -


    • Лэм Чарлз (Lamb)

    Нет ничего более безнадежного, чем развлечение по плану. -


    • Джонсон Сэмюэл (Johnson)

    Удовольствия каждого человека различны и часто противоположны; этим объясняется, почему то, что для одного индивидуума - красота, для другого - безобразие. -


    • Стендаль. Stendhal.

    По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий, мы возмещаем их удовольствиями искусственными. -


    • Монтень (Montaigne)

    Удовольствие - переход человека от меньшего совершенства к большему. -


    • Спиноза. Spinoza.

    Даже самые эгоистические, по преимуществу физические, удовольствия, как удовольствие пить и есть, приобретают всю прелесть лишь тогда, когда мы разделяем их с другим. -


    • Гюйо Жан (Guyau)

    Опасность требует, чтобы ей платили удовольствиями. -


    • Бэкон. Bacon.

    Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает. -


    • Паскаль Блез (Pascal)

    Самое большое из всех удовольствий - доставлять удовольствие тому, кого мы любим. -


    • Буффле

  33. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  34. История слов

    Статочный. Нужно различать последовательность выполнения структурного плана словаря, в том числе и семнадцатитомного, и ценность отобранного и вмещенного в него материала. Например, у нас еще нет систематического изложения исторических закономерностей развития русского словообразования хотя бы в литературном языке нового времени — XVIII—XX вв. И Словарь их не открывает, хотя и дает ценнейший материал для исторических изучений, заключений и обобщений. Но не всегда материалы Словаря эти вопросы разрешают. Вот пример. В Словаре помещено слово статочный. Оно квалифицировано как устарелое. Но никаких примеров на свободное его употребление, кроме цитаты из «Некрещеного попа» Лескова («Эта мысль показалась Дукачу статочною»), не приведено. Все остальные иллюстрации включают в себя фразеологическое выражение статочное ли (это) дело, о котором говорится: «В современном употреблении используется для выражения удивления, возмущения, недоумения и т. п. в значении: возможно ли, допустимо ли, хорошо ли» (т. 14, с. 787).

    Историко-лексикографическая справка ведет к «Вейсманнову лексикону» 1731 г., в котором зарегистрировано выражение: «Статочное ли это дело?» Следовательно, в Словаре нет никаких намеков ни на историю слова статочный, ни на его словообразовательное отношение к глаголу статься, ни на его функционированье в литературной речи XVIII—XX вв.

    Таким образом, семнадцатитомный Словарь современного русского литературного языка не стал и не является толково-историческим, хотя и содержит очень много ценного материала для исторической лексикологии русского языка XVIII—XX вв.

    (Виноградов В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка // Вопросы языкознания. 1966, № 6, с. 19—20).

  35. Источник:



  36. История слов

    УДОВОЛЬСТВИЕ. Слово удовольствие возникло, по-видимому, в период так называемого второго югославянского влияния, т. е. в XV—XVI вв. Во всяком случае, оно не зарегистрировано И. И. Срезневским в его «Материалах». Между тем известно, что образования с суффиксом -ствие стали в древнерусском книжном языке особенно продуктивными именно с XV в. Глагол удоволити (ср. удов( ъ)лити) в значении `удовлетворить' также получил широкое распространение в XV—XVI вв. (ср. более древнее удовлити— удовляти— удовлитися). Ср. в Минее Месячн. мая 28: нищiя удовлилъеси; в Послании митроп. Симона 1495—1505 г.: Государь же... почтивъ его и удоволивъ... да и отпустилъ его ко Святои Горѣ(см.: Срезневский, 3, с. 1152; сл. 1867—1868, 4, с. 688). Слово удовольствие обозначало `удовлетворение, удовольствование' (ср. довольствие, продовольствие), `вознаграждение ущерба, выполнение требования, желания'. Это первоначальное значение слова удовольствие сохранялос ь до 10—20-х годов XIX в., но уже в XVIII в. уступало дорогу своему официально-деловому синониму удовлетворение, возникшему в торжественном стиле XVII в.

    Ср. у И. М. Долгорукого: «Я принужден был входить в протесты, требовать на него удовольствия в судах». Ср. тут же: «Все это семейство имело какой-то дар производить удовольствия и разделять их с другими» (Долгорукий, 1890, с. 357, 358).

    В распоряжении генерал-поручика Я. Е. Сиверса (псковского, новгородского и тверского наместника) 1779 г.: «Ратениус непременно по тому сделанному от меня магистрату предписанию получит справедливое удовольствие» (Русск. старина, 1899, май, с. 480).

    В «Похождениях Жилблаза де Сантилланы» (Лесаж, тт. 1—2): «Мы чрезмерно желаем видеть Португальское королевство, а для удовольствия сего любопытства взял всяк из нас у родителя своего по сту пистолей» (2, с. 186); «Я обещал герцогу, что стараться стану всеми мерами, чтоб соответствовать учиненной мне поверенности и вспомоществовать к удовольствию его пламени» (2, с. 270); «оттуда не возвращуся без удовольствия моего намерения» (1, с. 327); «Я легко склонился на удовольствие его любопытства» (1, с. 135). Но ср. там же: «Она была весела, ветрена и охотница до любовных дел, следовательно, собственное свое удовольствие предпочитала должности своей» (1, с. 136).

    Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись на 4 листках разного формата, озаглавленная «История слова удовольствие». Печатается по рукописи с внесением нескольких поправок. — В. Л.

  37. Источник:



  38. Словарь антонимов

  39. Источник: