Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от греч. сл. αναπαίω, т. е. обращенный или поставленный в обратном порядке дактиль, см. это слово) — название трехсложного размера стиха, состоящего из двух кратких и одного долгого слога напр. мудреца, клевета.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. anapaistos, буквально — отражённый назад; обратный дактилю)

    в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры (См. Мора), состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце стопы. В силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. в русском) — трёхсложная стопа, в которой вслед за двумя неударными слогами располагается ударный слог (∪∪—):

    (А. А. Фет).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. анапе́ст;
    2. анапе́сты;
    3. анапе́ста;
    4. анапе́стов;
    5. анапе́сту;
    6. анапе́стам;
    7. анапе́ст;
    8. анапе́сты;
    9. анапе́стом;
    10. анапе́стами;
    11. анапе́сте;
    12. анапе́стах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест- матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто-ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    АНА́ПЕСТ, -а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

    | прил. анапестический, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    и (устар.) анапе́ст, , м. лит.

    Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например:

    Если па́|смурен де́нь, | если но́чь | не светла́, | Если ве́|тер осе́н|ний бушу́ет (Н. Некрасов, Рыцарь на час).

    [греч. ’ανάπαιστος]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    АНА́ПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Стихотворный размер, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    АНАПЕСТ (от греч. anapaistos - обратный дактилю - букв. - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге (схема И И - ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    лит. anapaestм. лит. anapaest.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м лит.

    Anapäst m

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    анапест м лит. Anapäst m 1a

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. лит.

    anapeste m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. лит.

    anapesto m

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Литературная энциклопедия

    Анапест

    АНАПЕСТ — в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU—» В силлабо-тоническом стихосложении — стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».

  31. Источник: Литературная энциклопедия



  32. Энциклопедический словарь

    АНА́ПЕСТ -а; м. [греч. anapaistos - отражённый назад (обратный дактилю)]. Лит. В силлабо-тоническом стихосложении: трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными (например: Если па́смурен де́нь, / если но́чь / не светла́, / Если ве́/тер осе́н́ний бушу́ет).

    Анапести́ческий, -ая, -ое. А-ие строфы.

    * * *

    ана́пест

    (от греч. anápaistos — обратный дактилю, буквально — отражённый назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге (схема ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («Та́м, в ночно́й завыва́ющей сту́же», А. А. Блок). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического анапеста — 4- и 3-стопный (с середины XIX в.).

    * * *

    АНАПЕСТ

    АНА́ПЕСТ (от греч. anapaistos — обратный дактилю, букв. — отраженный назад), стихотворный метр(см. МЕТР (в стихотворении)), образуемый 3-сложными стопами(см. СТОПА), с сильным местом на 3-м слоге (схема И И — ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение(см. СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ) («ТА́м, в ночнО́й завывА́ющей стУ́же», А. А. Блок). Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. anapaisios, букв. - отражённый назад). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование двух лёгких и одной тяжёлой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться; как правило, большее число приходится на слабые доли и меньшее - на сильную. Характерный затакт, к-рый вдвое продолжительнее сильной доли, позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. Благодаря преобладанию накопления (2 доли) над разрядкой (1 доля) А. обладает большой ритмич. энергией. Это обусловливает его место в форме муз. произв. - гл. обр. не в началах разделов, а в подходах, предыктах к новым разделам и в заключительных построениях:

    М. И. Глинка. "Вальс-фантазия" (окончание).

    Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым третьим тактом. 2) В антич. метрике и по аналогии с ней А. наз. фигуру из двух коротких и одного долгого звука, типа

    .

    В. Н. Холопова.

  35. Источник: Музыкальная энциклопедия



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: