«Эстрада»

Эстрада в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Эстрада»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Строительный словарь
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  20. Энциклопедический словарь
  21. Dictionnaire technique russo-italien
  22. Юридическая энциклопедия
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    возвышение над полом в каком-либо внутреннем помещении, устраиваемое, например, в тронных залах дворцов для царского кресла, в концертных залах — для оркестра и певцов, в залах заседаний суда — для его членов и т. п. Э., на которую обыкновенно ведут две, три или несколько ступенек, иногда отгораживается от остального пространства зала перилами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов. Для Э. характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист трансформируется, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Эстрадному исполнителю присущи обнажённость чувств, открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты Э. широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, как правило, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определённую маску. В искусстве Э. преобладают элементы юмора, сатиры и публицистики. Оно преимущественно строится на современном, более того, злободневном материале, использует свои специфические жанры: куплет, романс, монолог, мини-пьесу, акробатический танец, манипуляцию и др.

    Истоки Э. — в выступлениях бродячих артистов (скоморохов (См. Скоморохи), Жонглёров, Шпильманов и др.) главным образом на народных гуляньях, а с середины 18 в. и в балаганах. Среди них выделялись деды-раёшники, зазывавшие публику с балкона, выстроенного над входом в балаган. Ярмарочные зазывалы для привлечения посетителей исполняли сатирические монологи и шутки, акробатические трюки. В балаганах выступали звукоподражатели, акробаты, фокусники, трансформаторы, а со 2-й половины 19 в. также рассказчики, куплетисты, исполнители фарсовых сценок.

    Другим источником Э. стали Дивертисменты— концерты после основного оперно-балетного или драматического спектакля, в которых исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы. С середины 19 в. в дивертисментах участвовали музыканты-солисты, рассказчики, исполнители куплетов, позже арий и дуэтов из оперетт.

    Искусство Э. развивалось и в Мюзик-холлах, которые выросли из народных таверн (особенно распространённых в Англии). Для привлечения посетителей туда приглашались оркестры, хоры, артисты. Исполнялись злободневные куплеты, бытовые танцы, песни улицы. Первые мюзик-холлы были созданы в Лондоне в середине 19 в. В Кабаре-кафе, где собирались артисты, художники и др., на импровизированной эстраде выступали поэты, актёры. Здесь впервые появился Конферансье. Из кабаре, организованного артистами МХТ, вырос, например, один из первых в России театров миниатюр — «Летучая мышь» (1908). В начале 20 в. искусство Э. обогатилось за счёт джазовой музыки (см. Джаз). Выдвинулся ряд музыкальных коллективов: джаз-оркестры под руководством Б. Гудмена, Л. Армстронга, Дюка Эллингтона (США). Позже распространились вокально-инструментальные ансамбли, соединяющие народные песни с современными ритмами. Популярность завоевала публицистическая, антибуржуазная, прежде всего антимилитаристская, песня: Э. Буш (Германия, позже ГДР), П. Робсон, Д. Рид (США) и др. Получили известность эстрадные певцы: Ж. Беккер, Э. Пиаф, М. Шевалье, Ж. Брель (Франция), X. Белафонте, Э. Фицджералд и др. (США), П. Сигеру, Р. Лоретти (Италия); эксцентрики Грок, Димитрий (Швейцария); пантомимист М. Марсо (Франция).

    В эстрадном танце стали использоваться современные ритмы, акробатические трюки, достижения бытового танца. Утвердились новые формы эстрадной хореографии: степ, салонно-бытовой и акробатический групповой ритмический танец «гёрлс». Особое место заняли представления «Балета на льду». В рабочих и студенческих эстрадных театрах и коллективах, руководимых прогрессивными организациями, получили распространение сатирические произведения различных жанров, направленные против буржуазного образа жизни. С первых дней Советской власти в России передовые артисты отдавали своё искусство победившему народу, они выступали на фронтах Гражданской войны 1918—20, в рабочих клубах, в деревнях. На эстрадных подмостках звучали публицистические злободневные монологи, куплеты, сатирические сцены, выдающиеся произведения классики и советских писателей.

    В 1919 был создан Театр революционной сатиры (Теревсат) в Витебске, в 1920 — в Москве, Петрограде, Томске, Баку, Киеве и других городах. Теревсаты, объединившие артистов разных жанров, ставили современные революционные произведения. Эта традиция была продолжена «Синей блузой» (См. Синяя блуза).

    Открытые в различные годы театры миниатюр (Ленинградский под руководством А. И. Райкина, Московский, Саратовский «Микро» и др.) постоянно обращались и обращаются к современным произведениям. Идейность, политическая устремлённость утверждались в борьбе с буржуазной идеологией, пошлостью, низкопробным искусством — наследием дореволюционного прошлого. Свой путь советская Э. нашла в сближении с революционной действительностью, в овладении коммунистической партийностью. Ныне Э. в СССР стала одним из самых массовых искусств.

    Большое распространение на Э. получила песня — русских и других народов СССР, бытовая, публицистическая и лирическая, исполняемая ансамблями и отдельными певцами. Не менее популярны танцы — народные, бытовые, акробатические, эксцентрические и др. Широко представлены эстрадные оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, музыканты-солисты. Ведущее место занимают артисты, обращающиеся к злободневному публицистическому и сатирическому репертуару,— конферансье, исполнители куплетов, фельетонов, юмористических рассказов, кукольных представлений. Всенародное признание получили: певцы — Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, М. И. Бернес, М. М. Магомаев; артисты сатирических жанров — В. Я. Хенкин, Н. П. Смирнов-Сокольский, А. И. Райкин, Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, М. В. Миронова и А. С. Менакер, Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин, Государственный эстрадный оркестр под руководством Л. О. Утесова и многие др. В Москве и Ленинграде имеются стационарные эстрадные театры. Мюзик-холлы работают в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте. Имеются Московский, Ленинградский и Украинский балеты на льду (см. раздел Эстрада в ст. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и «СССР»).

    Значительное развитие получила Э. и в других социалистических странах. В столице ГДР Берлине работают самый большой в Европе эстрадный театр «Фридрихштадт-паласт», театр сатирических миниатюр «Дистль»; в Чехословакии — театр «Пантомима на Забрадли» во главе с Л. Фиалкой, театр-аттракцион «Латерна магика»; несколько театров миниатюр имеется в Польше. Много талантливых эстрадных артистов различных жанров работают в Венгрии, Болгарии, Румынии, Монголии, Югославии.

    Ю. А. Дмитриев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. эстра́да;
    2. эстра́ды;
    3. эстра́ды;
    4. эстра́д;
    5. эстра́де;
    6. эстра́дам;
    7. эстра́ду;
    8. эстра́ды;
    9. эстра́дой;
    10. эстра́дою;
    11. эстра́дами;
    12. эстра́де;
    13. эстра́дах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., итал. помост, возвышенье, и пр. для музыки.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ЭСТРА́ДА, -ы, ж.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Возвышение, помост, площадка для выступления перед публикой артистов (музыкантов, чтецов и т. п.).

    Тихон Павлович увидел эстраду, на ней играл военный оркестр, перед эстрадой — лавочки, на них какие-то темные фигуры. М. Горький, Тоска.

    Публика с криками бросилась с мест к эстраде, придвинулась вплотную, а молодежь полезла даже на самый помост, чтобы приветствовать автора. Телешов, Записки писателя.

    2.

    Искусство малых форм, основным видом которого является концерт, состоящий из сменяющихся отдельных номеров.

    Артист эстрады.

    Музыкальные клоуны Бим-Бом в одинаковой степени принадлежат истории цирка и истории эстрады. Ю. Дмитриев, Русский цирк.

    [франц. estrade]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    подмостки

    Ср. Его безжалостно освистали, так что он тут же, публично, не сойдя с эстрады, расплакался.

    Достоевский. 1, 1, 6.

    Ср. Strasse (нем.), street (англ.) — улица. Estrade (фр.) — дорога, strato (ит.).

    Ср. Strata (лат.) — улица (stratum, мостовая, постель).

    Ср. Sterno (στρώνυμι) — расстилать.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ЭСТРА́ДА, эстрады, жен. (франц. estrade с исп.).

    1. Помост, подмостки, площадка, возвышающаяся над уровнем земли или поля, для выступающих перед публикой исполнителей чего-нибудь (оркестра, хора, музыканта, чтеца и т.п.). Выйти на эстраду. «Его безжалостно освистали, так что он тут же, не сойдя с эстрады, расплакался.» Достоевский. «Прекрасны грации кулис, покуда на эстраде.» Некрасов. Концертная эстрада. Эстрада в летнем саду (открытая сцена).

    2. только ед. Искусство малых форм (см. малый), область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене, эстраде (театр.). Артист эстрады. Искусство эстрады. Советская эстрада.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Помост, сценическая площадка, возвышающаяся над полом и предназначенная для выступления перед публикой оркестра, артистов, чтецов и т.п.

    II

    ж.

    Искусство малых форм, связанное с представлением на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических и т.п. произведений; эстрадное искусство как особый жанр театрального искусства.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ЭСТРАДА (франц. estrade) -..1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в кон. 19 в

    2)] Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Строительный словарь

    постоянная или временная площадка в виде помоста, возвышающаяся над уровнем партера или земли и служащая местом концертных выступлений

    (Болгарский язык; Български) — естрада

    (Чешский язык; Čeština) — estrada; podium

    (Немецкий язык; Deutsch) — Bühne; Estrade; Podium

    (Венгерский язык; Magyar) — esztrádszínház

    (Монгольский язык) — тоглолтын тавцан

    (Польский язык; Polska) — estrada

    (Румынский язык; Român) — estrada

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — estrada

    (Испанский язык; Español) — plataforma

    (Английский язык; English) — open stage; platform

    (Французский язык; Français) — estrade

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  21. Источник: Строительный словарь



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    эстра́да Через нем. Estrade – то же или прямо из франц. estrade "возвышение" от прованс. estrada "дорога", лат. strātа (см. Гамильшег, ЕW 387; Шульц I, 180).

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) platform, stage (площадка) эстрада для оркестра ≈ bandstand
    2) variety (art) (вид искусства) артистка эстрады ≈ variety performer/actressэстрад|а - ж.
    1. (помост) platform;

    2. (вид искусства) variety;
    ~ный variety attr.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    эстрада ж 1. (возвышение) Estrade f c, Podium n 1, pl -di|en, Konzertbühne f c 2. (вид искусства) Unterhaltungskunst f; Variete ( v a r J e '' t e: ] n 1 (варьете) артист эстрады Varietekünstler ( v a r J e '' t e: - ] m 1d

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)(возвышение) Estrade f, Podium n, pl -dien, Konzertbühne f

    2)(вид искусства) Unterhaltungskunst f; Variete n(варьете)

    артист эстрады — Varietekünstler m

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    estrade f

    выйти на эстраду — monter vi (ê.) sur l'estrade

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)(площадка) tablas f pl, tablado m

    2)(вид искусства) variedades f pl

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)(площадка) palcoscenico

    2)(искусство) varietà m

    театр эстрады — teatro di varietà; ср. avanspettacolo

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    舞台

  37. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  38. Энциклопедический словарь

    ЭСТРА́ДА -ы; ж. [франц. estrade]

    1. Возвышение, площадка для выступления перед публикой артистов (музыкантов, чтецов и т.п.). Выйти на эстраду. Открытая, закрытая э. Бросить на эстраду цветы. Э. с микрофоном. Выступать на эстраде.

    2. Вид исполнительского искусства - представление на сцене небольших музыкальных, цирковых и т.п. номеров, обычно сопровождаемое конферансом. Артист эстрады. Театр эстрады. История эстрады. Написать песню для эстрады.

    Эстра́дный, -ая, -ое. Э. жанр. Э. певец. Э-ое ревю. Э-ая песня.

    * * *

    эстра́да

    (франц. estrade), 1) вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в конце XIX в.2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.

    * * *

    ЭСТРАДА

    ЭСТРА́ДА (франц. estrade),

    1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в кон. 19 в.

    2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    (площадка) palcoscenico m

  41. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  42. Юридическая энциклопедия

    7.2.4. Эстрада - часть зрительного зала, предназначенная для эстрадных и концертных выступлений. Эстрада может быть отделена от зрительного зала портальной стеной с открытым проемом или находиться в общем объеме со зрительным залом

    Источник: "Правила устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2" (утв. Минтопэнерго России 06.10.1999)

    Эстрада: возвышение в торцевой части зрительного зала для проведения концертных и эстрадных представлений (без колосников)

    Источник: " СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001"

    (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)

  43. Источник: Юридическая энциклопедия



  44. Большой Энциклопедический словарь

    ЭСТРАДА
    ЭСТРАДА (франц. estrade) -..1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в кон. 19 в

    2)] Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: