Словарь форм слова

    1. кантиа́нство;
    2. кантиа́нства;
    3. кантиа́нства;
    4. кантиа́нств;
    5. кантиа́нству;
    6. кантиа́нствам;
    7. кантиа́нство;
    8. кантиа́нства;
    9. кантиа́нством;
    10. кантиа́нствами;
    11. кантиа́нстве;
    12. кантиа́нствах.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ушакова

    КАНТИА́НСТВО, кантианства, мн. нет, ср. (филос.). Философское направление, исходящее из идеалистической, т.н. критической, философии Канта (1724-1804 гг.).

  3. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Учение основоположника классической немецкой философии И. Канта (1724 - 1804 гг.).

    2.

    Совокупность учений, примыкающих к учению Канта.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    филос. Kantianism

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    kantisme m

  9. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  10. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. филос.

    kantismo m

  11. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  12. Философская энциклопедия

    КАНТИАНСТВО

    критицизм, 1) учение Канта. 2) Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Появление «критич.» системы Канта вызвало ожесточённую полемику, в ходе которой сложилась группа его сторонников, популяризировавших и защищавших взгляды Канта от обвинений в иррелигиояности и по-литич. радикализме (И. Шульце, X. Шмидт, Г. Меллин, С. Мутшелле и др. в Германии, III. Вилле во Франции, М. Кинкер в Голландии). К. проникает в историю философии (К. Хайденрайх, И. Громан, В. Г. Тенноман) и др. дисциплины: право (Г. Гуфеланд,?. Фейербах), историю (К. фон Роттек, позднее Ф. X. Шлоссер), протестантскую теологию и философию религии (И. Тифакультетрунк, X. Рёр, X. Паулюс). Первые представители К. сочетали взгляды учителя с элементами ходячих филос. и религ. воззрений. Более основат. переработку системы Канта осуществили К. Л. Рейнгольд, «Письма о кантовской философии» (1786—87) которого способствовали распространению и усилению влияния К., С. Век и др., развивавшие К. в направлении более последоват. субъективного идеализма.

    Нач. 19 в., наряду с осн. линией развития классич. нем. философии, даёт побочное направление, получившее название «полукантианства». Его представители Я. Фриз, В. Круг, Ф. Бутервек, позже Е. Апельт, Ф. Бенеке привносят в К. элементы «популярной философии» 18 в., «философии веры» Якоби и философии религии Шлейермахера, а также эмпирич. психологии. К. в их системах переосмысливается в духе идеалистич. антропологизма и психологизма.

    В сер. 60-х гг. 19 в. К. перерастает в неокантианство, что сопровождается усилением критики Канта «справа», с позиций более последоват. идеализма. Всё развитие К. подчинено задаче устранения внутр. противоречий учения Канта за счёт выхолащивания материа-листич. и диалектич. его элементов. Не представляя единой школы, К. существует ныне в виде тенденции, опосредствуясь различными «новейшими» влияниями. Его организац. центр — «Кантовское общество» (с 1904) и журн. «Kant-Studien» (с 1896).

    Галич А., История филос. систем..., [кн. 2], СПБ,1819, § 120—22 (библ. раннего К.); Виндельбанд В., История новой философии, пер. с [нем.], т. 2, СПБ, 19133.

    см. также лит. к ст. Кант.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    КАНТИА́НСТВО -а; м. Философское учение, основанное И. Кантом и признающее существование вещей вне человеческого сознания, недоступных познанию.

    * * *

    КАНТИАНСТВО

    КАНТИА́НСТВО, условное обозначение совокупности философских учений, систем и идей, берущих начало или примыкающих к критической философии Канта.(см. КАНТ Иммануил)

    Появление основных трудов Канта произвело сильнейшее впечатление на современников, на них пишутся многочисленные рецензии, они оживленно обсуждаются на страницах популярных газет и журналов, специализированных периодических изданиях, некоторые из которых (в Йене, Галле) становятся рупорами и пропагандистами кантовских идей. Крупнейшие немецкие философы, ученые, публицисты и поэты сравнивают Канта с Моисеем(см. МОИСЕЙ (пророк)), Сократом(см. СОКРАТ) или Лютером(см. ЛЮТЕР Мартин), а его труды называют «бессмертными», «гордостью и благодатью уходящего столетия» и т.п. Влияние философии Канта вполне определенно просматривается в историко-философских исследованиях (И. Тифтрунк), в теории права (Г. Хуфеланд, А. Фейербах(см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (криминалист))), философии религии (В. Г. Тиннеманн, Х. Паулюс), в эстетике (Ф. Шиллер(см. ШИЛЛЕР Фридрих), И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)) и других дисциплинах. Публикуется значительное число специальных работ, посвященных кантовской философии, ее доступному и популярному изложению, в частности «Разъясняющее изложение «Критики чистого разума» И. Г. Шульца (1784, рус. перевод в 1910), «Письма о кантовской философии» К. Л. Рейнгольда , (1786—1787 гг.), в 80—90 гг. 18 века выходят многочисленные «извлечения», комментарии, примечания и энциклопедические словари терминов Канта (Х. Е. Шмидта, Г. Меллина, Ф. Грилло, С. Мутшелле, А. Месса и др.). Вместе с тем, появление такого рода работ было вызвано не только большим пиететом перед творением Канта, глубиной и оригинальностью его философии, но крайней сложностью и неясностью ее языка, трудностями восприятия ее текста, на что жаловались даже самые пылкие поклонники и друзья мыслителя и с чем вынужден был согласиться он сам. Именно это обстоятельство побудило его к написанию в 1784 сжатого и более доступного изложений содержания «Критики чистого разума» в «Пролегоменах», (первоначально имевших заголовок «Популярное извлечение»), а затем и к созданию второго варианта «Критики...» в 1787, где он помимо внесения ряда содержательных изменений попытался «уменьшить затруднения и неясности» в изложении, улучшить его и сделать более понятным, дабы устранить недоразумения, возникшие даже «со стороны сведущих и беспристрастных судей» и помочь «отважным и светлым умам» овладеть его наукой.

    Тем не менее, опасениям Канта — оказаться не понятым — суждено было сбыться, подтверждением чему стала уже первая рецензия на «Критику...» Хр. Гарве — И. Федера, (1782), где его точка зрения была отождествлена с идеализмом Беркли.(см. БЕРКЛИ Джордж) Но еще более красноречивым свидетельством тому стали многочисленные работы, посвященные кантовской философии и авторы которых считали себя ее последователями, пытаясь «всего лишь» несколько «исправить» ее недостатки, улучшить» некоторые ее принципы и понятия и т. п. Именно таковой пытался представить свою «элементарную философию» К. Л. Рейнгольд, а С. Бек свою работу 1796 года даже назвал как «Единственно возможную точку зрения, с которой должна оцениваться критическая философия». В этих работах, как и в трудах Г. Э. Шульце-Энезидема, С. Маймона(см. МАЙМОН Соломон), раннего Фихте(см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и других немецких философов конца 18 века, если не единственный, то основной недостаток философии Канта усматривался в «догматическом» понятии вещи в себе(см. ВЕЩЬ В СЕБЕ), т. е. в признании объекта, существующего независимо от субъекта и оказывающего на него воздействие согласно закону причинности. Обнаружив ряд проблем и противоречий, действительно имеющих место в составе кантовских построений, эти мыслители радикальным образом меняли их сущность, гносеологическое содержание и смысл критицизма, превращая его в разновидность субъективного или объективного идеализма. Все это вызвало резкий отпор со стороны самого Канта в «Пролегоменах», во втором издании «Критики...» (особенно в специально написанном разделе «Опровержение идеализма»), а также в целом ряде писем и других работ, в том числе и в публичном «Заявлении по поводу Наукоучения Фихте» 1799, где он решительно выступил против своих мнимых сторонников и друзей, а по существу проложил водораздел между своей философией и ее мнимыми последователями, включая будущих представителей немецкой классической философии, «родоначальником» которой стали считать его впоследствии.

    В силу названных и ряда других причин к кантианству в строгом смысле слова можно отнести лишь сравнительно небольшое число комментаторов, составителей примечаний и словарей, а также издателей лекций и незавершенных рукописей престарелого мыслителя по педагогике и логике Ф. Т. Ринка и Г. Б. Еше, философская деятельность которых не имела сколько-нибудь самостоятельного и оригинального характера и не позволяет говорить о кантианстве как сколько-нибудь серьезной и оформившейся философской школе или направлении. По этим же причинам в исследовательской литературе используются термины «полукантианство» или «посткантианство», к которым относят эмпирико-психологические трактовки Канта у Я. Фриза(см. ФРИЗ Якоб Фридрих), В. Круга, Ф. Бенеке в Германии, французского популяризатора кантовской философии Ш. Вилле, спиритуалистический эклектизм В. Кузена,(см. КУЗЕН Виктор) неокритицизм Ш. Ренувье(см. РЕНУВЬЕ Шарль), некоторых поздних представителей шотландской школы «здравого смысла» (так называемый «религиозный агностицизм У. Гамильтона) и др. Во второй половине 19 в. появилась довольно многочисленная плеяда текстологов и издателей наследия Канта, его рукописей, писем и черновиков, представителей так называемой кантофилологии (Х. Файингера, И. Эрдмана, Б. Эрдмана, Э. Адикеса, Р.Райке и др.), деятельность которых во многом способствовала заметному оживлению интереса к кантовской философии, созданию Международного Кантовского общества и журнала «Kant-Studien», возникновению и развитию неокантианства и других философских школ и направлений, так или иначе ориентированных на идеи Канта.

  15. Источник: Энциклопедический словарь