(французское touchе́, от toucher — трогать, прикасаться)
общий характер фортепьянных звуков, зависящий от физиологических особенностей мускульного аппарата исполнителя, свойственной ему манеры звукоизвлечения (различного рода нажим, удар) и от его художественных устремлений. Каждому пианисту присуще индивидуальное Т. Мягким, «бархатным» Т. отличалось исполнение Дж. Филда, З. Тальберга, глубиной и сочностью звучания — С. В. Рахманинова и А. Г. Рубинштейна, нежностью, певучестью звука — К. Н. Игумнова.
ТУШЕ́, нескл., ср. (спец.).
1. Манера прикосновения к клавишам фортепьяно при игре. Мягкое т. Сильное т.
2. В спорте: прикосновение лопатками к ковру как момент поражения борца, а также укол, нанесённый фехтовальщиком сопернику в соответствии с правилами.
нескл., ср.
1. муз.
Манера прикосновения к клавишам музыкального инструмента при игре на нем, влияющая на характер звучания.
Сам Глинка исполнял эту «баркаролу» с мягким, нежным, бархатным туше. А. Серов, Воспоминания о М. И. Глинке.
У нее очень много музыкального вкуса и удивительно мягкое туше. Ковалевская, Воспоминания детства.
2. спорт.
Прикосновение борца к ковру одновременно обеими лопатками, определяющее момент его поражения в борьбе.
[франц. toucher]
ТУШЕ́, нескл., ср. (франц. toucher).
1. Манера прикосновения к музыкальному инструменту при игре на нем, влияющая на характер звучания (муз.). У этого пианиста мягкое туше. Сильное туше.
2. Во французской борьбе - прикосновение лопаток борца к земле как момент поражения (спорт.).
I
нескл. ср.1.
Манера прикосновения - нажим, удар и т.п. - к клавишам музыкального инструмента при игре на нем, влияющая на характер звучания.
2.
Звучание музыкального инструмента при такой манере игры на нем.
II
нескл. ср.Прижатие борца к ковру одновременно обеими лопатками как момент поражения (в спортивной борьбе).
III
нескл. ср.Укол или удар фехтовальщика, нанесенный в соответствии с правилами (в фехтовании).
IV
нескл. ср.Манера наложения штриха и красок в живописи.
ТУШЕ -..1) в борьбе - прикосновение борца лопатками к ковру
2)] В фехтовании - укол (удар), нанесенный в соответствии с правилами.
ТУШЕ (от франц. toucher - трогать - касаться), характер, способ прикосновения (также нажима, удара) к клавишам фортепиано, влияющий на силу и окраску звука.
ср.;
нескл.;
муз. touch
(качество, определяемое наощупь) handle текст.
туше с 1. муз. Anschlag m 1a* 2. спорт. Schulterniederlage f c
с
1)муз. Anschlag m (умл.)
2)спорт. Schulterniederlage f
с. муз.
toucher m
мягкое туше — toucher moelleux
с. нескл.
1)муз. digitación f
2)спорт. puesta de espaldas
с. спорт.
1)фехт. stoccata f
2)(борьба) schienata f
ТУШЕ́ неизм.; ср. [франц. toucher] Спец.
1. Манера прикосновения (нажим, удар) к клавишам музыкального инструмента, влияющая на окраску и выразительность звучания инструмента у разных исполнителей.
2. Манера наложения штриха и красок в живописи.
3. Фехтовальный укол (удар), нанесённый в соответствии с правилами.
4. Прикосновение борца к ковру одновременно обеими лопатками, определяющее момент его поражения, проигрыша.
* * *
тушеI
(от франц. toucher — трогать, касаться), характер, способ прикосновения (также нажима, удара) к клавишам фортепиано, влияющий на силу и окраску звука.
II
1) в борьбе — прикосновение борца лопатками к ковру.2) В фехтовании — укол (удар), нанесённый в соответствии с правилами.
(франц. touche, от toucher - трогать, прикасаться) - характер взаимодействия мясистой части ногтевой фаланги пальца (т. н. подушечки) с клавишей фп. Определяется положением пальца по отношению к клавише, скоростью его движения, массой, глубиной нажатия и др. факторами. По мнению большинства пианистов, от индивидуальных особенностей Т. зависят качество и характер звучания инструмента ("сухое", "жёсткое" или "мягкое", "певучее" Т.). "Бархатным", "сочным" Т. славились, напр., Дж. Филд, З. Тальберг, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, разнообразным по краскам - Ф. Лист, Ф. Бузони. Однако нек-рые теоретики пианизма считают эту зависимость иллюзией, утверждая, что звучание фп. не поддаётся тембровым изменениям и зависит только от силы удара.
Литература: Гат И., Техника фортепианной игры, М.-Будапешт, 1957, 1973; Коган Г., Работа пианиста, М., 1963, 1969; Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М.-Л., 1966; Алексеев A., Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия, К., 1974; Мильштейн Я., К. Н. Игумнов, М., 1975; Hummel J. N., Ausfьhrliche theoretisch-practische Anweisung zum Piano-Forte-Spiel, W., 1828; Thalberg S., L'art du chant appliquй au Piano, Brux., 1830; Kullak A., Die Дsthetik des Klavierspiels, В., 1861, Lpz., 1905; Leimer K., Modernes Klavierspiel nach Leimer-Giese-king, Mainz-Lpz., 1931; Mallhay T., The visible and invisible in pianoforte technique, L.-N. Y., 1960; Gieseking W., So wurde ich Pianist, Wiesbaden, 1963.G. M. Коган.(качество, определяемое наощупь) handle текст.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
2)] В фехтовании - укол (удар), нанесенный в соответствии с правилами.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.