Большая Советская энциклопедия

    филантропинизм (от греч. philanthropía – человеколюбие), прогрессивное буржуазно-педагогическое течение в Германии, получившее развитие в конце 18 – начале 19 вв., в котором прослеживается влияние идей естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Основоположник течения И. Б. Базедов создал первый филантропии – закрытое воспитательное учреждение (интернат). Последователи Базедова Г. Блаше, И. К. Гутс-Мутс, К. Г. Зальцман, И. Г. Кампе и др.) открывали филантропины и развивали свои педагогические идеи с учётом общественно-экономического развития Германии того времени, потребностей нарождавшейся нем. буржуазии. Филантропинисты выступили с критикой господствовавших в школе зубрёжки, словесного обучения, формализма, засилья древних языков, жестокости к детям, религиозной нетерпимости.

    Филантропины были платными заведениями и предназначались главным образом для детей состоятельных родителей. В них наряду с древними языками стали преподаваться и новые (франц., англ., итал.), большое внимание уделялось естественнонаучным знаниям, искусству, гимнастике, плаванию, играм, верховой езде, с.-х. и ремесленному труду. В обучении использовались различные виды наглядности. В ряде филантропинов вводилось преподавание некоторых предметов по выбору учащихся (бухгалтерия, технология и др.), что давало возможность подготовки воспитанников не только в университет, но и к практической (торговой и промышленной) деятельности. Филантропинисты способствовали в педагогике совершенствованию методов обучения, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, развитию теории физического и трудового воспитания. Ф. оказал влияние на т. н. новое воспитание (см. А. Ферьер).

    Лит.: Крупская Н, К., Пед. соч., т. 1, М., 1957, с. 258–60; Пискунов А. И., Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики кон. XVIII – нач. XIX вв., М., 1960; Allgemeine Revision des gesammten Schul- und Erziehungswesens von einer Gesellschaft praktischer Erzieher, hrsg. von J. H. Campe, Tl 1–16, Hamb., 1785-92; Salzmann Ch., Ausgewählte Schriften, Bd 1–2, Langensalza, 1897–1901.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. филантропи́зм;
    2. филантропи́змы;
    3. филантропи́зма;
    4. филантропи́змов;
    5. филантропи́зму;
    6. филантропи́змам;
    7. филантропи́зм;
    8. филантропи́змы;
    9. филантропи́змом;
    10. филантропи́змами;
    11. филантропи́зме;
    12. филантропи́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Направление в педагогике, представители которого призывали к идее естественного воспитания Ж.Ж. Руссо (в Германии XVIII - XIX вв.).

    II

    м.

    Занятие филантропией.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ФИЛАНТРОПИЗМ

    (от греч. philein любить и anthropos – человек)

    система воспитания дружественных отношений между людьми, примененная Базедовом в Ин-те воспитания в Дессау (основан в 1774), названном им «Филантропии». Эта система, в соответствии с принципами Руссо, состояла в воспитании детей согласно законам природы с помощью собственных методов, приспособленных к психике молодежи.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    ФИЛАНТРОПИ́ЗМ -а; м.

    1. В Германии 18 - 19 вв.: направление в педагогике, в котором призывали к идее естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.

    2. Занятие филантропией.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Энциклопедия социологии

    - англ. philant - ropism; нем. Philanthropismus. Либеральное педагогическое течение в Германии XVIII-XIX вв., считавшее необходимым сочетание обучения с производственным трудом. Ф. выступал против формализма в обучении и воспитании, за приближение обучения к потребностям реальной жизни.

  11. Источник: Энциклопедия социологии



  12. Толковый словарь по социологии

    -англ. philantropism; нем. Philanthropismus. Либеральное педагогическое течение в Германии XVIII-XIX вв., считавшее необходимым сочетание обучения с производственным трудом. Ф. выступал против формализма в обучении и воспитании, за приближение обучения к потребностям реальной жизни.

  13. Источник: Толковый словарь по социологии