«Пастораль»

Пастораль в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Пастораль»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    (франц. pastorate, от лат. pastoralis — пастушеский)

    литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная Буколика, посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга); 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16—17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо — Италия; Х. де Монтемайор — Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер — Англия; О. д'Юрфе — Франция), а в России — в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.— характерный жанр аристократического Барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

    Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16—17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию Сентиментализма(идиллии (См. Идиллия)С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

    В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17—18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский воссоздал П. «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в Кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).

    Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.— Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.— Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

    И. В. Шталь (П. в литературе).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. пастора́ль;
    2. пастора́ли;
    3. пастора́ли;
    4. пастора́лей;
    5. пастора́ли;
    6. пастора́лям;
    7. пастора́ль;
    8. пастора́ли;
    9. пастора́лью;
    10. пастора́лями;
    11. пастора́ли;
    12. пастора́лях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПАСТОРА́ЛЬ, -и, жен. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

    | прил. пасторальный, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    Жанр в европейской литературе и искусстве 14—18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы, а также произведение этого жанра.

    [франц. pastorale]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПАСТОРА́ЛЬ, пасторали, жен. (от лат. pastoralis - пастушеский).

    1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит.).

    2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.

    2.

    Соответствующий жанр в литературе и искусстве.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale - от лат. pastoralis - пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).

    2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

    3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ПАСТОРАЛЬ (французское pastorale, от латинского pastoralis - пастушеский), 1) условное обозначение литературных жанров 14 - 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанных с идиллическим мировосприятием (смотри также Буколика, Идиллия). 2) Опера, балет, вокальная или инструментальная пьеса, содержание которой связано с идиллическим изображением природы, сельской жизни.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    пастора́ль ж. (Мельников). Через нем. Раstоrаl(е), с XVII в. (Шульц–Баслер 2, 412), или непосредственно из франц. раstоrаlе от лат. pastōrālis "пастушеский".

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) лит. pastoral
    2) муз. pastoraleж.
    1. лит. pastoral;

    2. муз. pastoralе ( pl. -li, -s).

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    пастораль ж муз., лит. Pastorale n 1, pl -s

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж муз., лит.

    Pastorale n, pl -s

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз., лит.

    pastorale f

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. лит., муз.

    pastoral f, pastorela f, bucólica f

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. лит. муз.

    pastorale f

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Литературная энциклопедия

    Пастораль

    ПАСТОРАЛЬ. — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI—XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П.

    П. XVI—XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI—XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати.

    Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см.), реализуя его основные художественно-идеологические принципы.

    Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI—XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда — присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же — своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями.

    Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр.

    Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см.). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см.), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах.

    Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» — «Sacrificia» — Беккари (Beccari A., 1554)), то комедии («Аретуза» — «Aretusa» — Лоллио (Lollio А., 1563)), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» — «Egle», 1545 — Джиральди (Giraldi G.)).

    Последняя и знаменитейшая ренессансная П. — «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) — возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. Сентиментальный идеализм, изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля.

    Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» — «Pastor fido», 1590 — Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко — пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» — «La Dafne» — 1594, изд. в 1600)) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры.

    За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» — «Diana», 1558 — Монтемайора (Montemayor), см.).

    Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см.).

    Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (D’Urfe H., L’Astree..., 1610—1625)). Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века). Только классицизм кладет этому конец. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627—1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа.

    Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Большую дань пасторали отдал также Опиц.

    Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см.), использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Но поскольку пастушеские маски являлись в XVIII в. совершенно застывшими и условными, пользование ими не всегда означало солидаризацию с реакционно-аристократическими тенденциями П. (см. «Итальянская литература»). Совершенно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» — «Die Launen des Verliebten» — 1768). Однако по мере укрепления самосознания восходящей буржуазии отмирает постепенно даже такая чисто условная пасторальная тематика, противоречащая реалистическим тенденциям литературы XVIII века.

    В России пасторальная поэзия получила распространение в дворянской литературе XVIII века, гл. обр. у сентименталистов и их предшественников.

    Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др.). Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется. Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см.) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др.). Приближалась к так наз. драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др.). Пасторальную поэзию в более широком смысле найдем и в произведениях первой четверти XIX века у писателей того же лагеря. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет.Библиография:

    Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876; Тикнор, История испанской литературы, перев. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886; Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897; Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888; Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Bonafous N., etudes sur l’Astree, P., 1846; Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895; Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905; Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909; Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.

  33. Источник: Литературная энциклопедия



  34. Энциклопедический словарь

    ПАСТОРА́ЛЬ -и; ж. [франц. pastorale] Жанр в европейской литературе и искусстве 14 - 18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы; произведение этого жанра.

    * * *

    пастора́ль

    (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV—XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

    * * *

    ПАСТОРАЛЬ

    ПАСТОРА́ЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17—18 вв. наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

    Истоки жанра

    Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита(см. ФЕОКРИТ)), но называли ее по-разному — буколика(см. БУКОЛИКА), идиллия(см. ИДИЛЛИЯ), эклога(см. ЭКЛОГА (в литературе)). В своих истоках (у Феокрита) пастораль — словесная имитация античного мима(см. МИМ) — «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса(см. ДАФНИС). У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане — как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров(см. САТИРЫ)», главное занятие которых — любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Отсюда — сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.

    Мир пасторали

    Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: городсельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственнаяестественная жизнь, цивилизацияприрода, толпауединение, волнениепокой, тяжелый трудсозерцательная праздность, ненавистьлюбовь, враждадружба, отчуждениесочувствие, сложность простота, хаос гармония.

    Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, — так называемое «приятное место» (locus amoenus) — окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние — вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами(см. СИЛЬВАН), храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами — составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир — это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия(см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)).

    На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени — времени природному (его идеальное воплощение — знойный летний полдень), а также — прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог.

    Эволюция пасторали

    По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 в. — героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.

    Столь же динамичен и протеистичен герой жанра — пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и барокко(см. БАРОККО) пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения — на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра. У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам — буколикам и «георгикам» — дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.

    Образ «пастуха» в христианской (особенно западной) традиции нередко отождествлялся с Христом — «добрым пастырем» (в частности, у Луиса Понсе де Леон, «пастух» — одно из имен Христа). Сакрализация образа пастуха происходила и на почве рождественских действ. Линия развития христианизированной пасторали в Средние века подпитывалась фольклорной традицией (песни, связанные с весенно-летними обрядами), а также такими жанрами куртуазной лирики, как пастурель, альба, блазон.

    Пастораль в эпоху Возрождения

    Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки(см. ПЕТРАРКА Франческо) (между 1346 — 1348 гг.); пасторальная аллегория Дж. Боккаччо(см. БОККАЧЧО Джованни) «Амето» (ок.1341—42), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (ок.1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро(см. САННАДЗАРО Якопо). На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор(см. МОНТЕМАЙОР Хорхе де), написавший первый пасторальный роман — «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло(см. ПОЛО Гаспар Хиль), Сервантес(см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де), Лопе де Вега(см. ВЕГА Лопе де), Ф. Сидни(см. СИДНИ Филип), О. д"Юрфе(см. ЮРФЕ Оноре д`). Пасторальный роман — существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

    Пастораль барокко

    Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко(см. БАРОККО) (эклоги Гарсиласо де ла Вега(см. ВЕГА Гарсиласо де ла) и Камоэнса(см. КАМОЭНС Луиш ди), пасторальные романсы и сонеты Гонгоры(см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де), К. Маро(см. МАРО Клеман), А. Барклая, поэмы Т. Тассо(см. ТАССО Торквато) («Аминта», 1573), Э. Спенсера(см. СПЕНСЕР) («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры(см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана(см. СЕНТ-АМАН), стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона(см. МИЛТОН Джон).

    Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир(см. ШЕКСПИР Уильям), Лопе де Вега(см. ВЕГА Лопе де), Кальдерон(см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро) и другие испанские драматурги «золотого века(см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе))». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б. Гварини(см. ГВАРИНИ Баттиста) «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили(см. ЛИЛИ Джон), пасторальная «маска» Дж. Флетчера(см. ФЛЕТЧЕР Джон) «Верная пастушка» (1608—1609).

    Пастораль в век Просвещения

    Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия — «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа(см. ПОП Александр), 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726—1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В. Гете(см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг).

    В русской литературе 18 века, проходящей этап ускоренного развития, пасторальные темы и жанры играют важнейшую роль (барочно-классицистические «идиллические» оды М. В. Ломоносова(см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), эклоги и песни А. П. Сумарокова(см. СУМАРОКОВ Александр Петрович), поэзия М. М. Хераскова(см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), сентиментальные буколики М. Муравьева, И. И. Дмитриева(см. ДМИТРИЕВ Иван Иванович)).

    Пастораль в 19—20 вв.

    В 19 в. пасторальная топика сохраняется преимущественно в опере и в балете. Функциональной заменой пасторали в литературе этого времени становится тема «детства», романтическая идеализация жизни архаических народов (американских индейцев и др.). Однако в романе 19 в., в том числе — и особенно — в романе реалистическом, сориентированном на жанровую полифонию, остается место и для иронически и даже патетически трактованных пасторальных тем и эпизодов (мир поместья Лариных в «Евгении Онегине», «Сон Илюши» в «Обломове», «мир» в «Войне и мире», «золотой век» у Достоевского).

    Возрождение интереса к классической пасторали наблюдается в искусстве начала 20 в. (пастораль у художников-«мирискусников(см. МИР ИСКУССТВА)», в поэзии и прозе Андрея Белого(см. БЕЛЫЙ Андрей)). По канонам пасторального жанра создаются многие образцы советского искусства социалистического реализма(см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) (фильм «Кубанские казаки». Но к пасторали часто обращались и русские писатели совсем иных мировоззренческих и эстетических ориентаций (Б. Пастернак(см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), Б. Окуджава(см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович), А. Битов(см. БИТОВ Андрей Георгиевич)).

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Музыкальная энциклопедия

    (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский).

    1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии ("Эклоги" и "Буколики" Вергилия, Петрарки, Боккаччо, "Аминта" Тассо). Пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт ("Бастьен и Бастьенна", 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо ("Деревенский колдун", 1752) и др.

    2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как "доброго пастыря" (в кантате Баха "Ты, пастух Израиля" - Du Hirte Israel, в оратории "Мессия" Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17-18 вв. П. "Искренность пастушки" включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы "Пиковая дама". Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., "Сцена в полях" из "Фантастической симфонии" Берлиоза), иногда - целые циклы ("Времена года" Вивальди, "Пасторальная симфония" Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как "Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни", и др.).

    Литература: Marsan J., La pastorale dramatique en France а la fin du XVIe et au commencement du XVIIe siиcle, P., 1905; Sandberger A., Zu den geschichtlichen Voraussetzungen zur Pastoralsinfonie, в его кн.: Ausgewдhlte Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bd 2, Mьnch., 1924; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Sсhmidt G. Fr., Die frьchdeutsche Oper..., Bd 2, Die Pastoral-Opern, Regensburg, 1943.

  37. Источник: Музыкальная энциклопедия



  38. Энциклопедия кино

    «ПАСТОРАЛЬ», СССР, Грузия-фильм, 1976, ч/б, 100 мин.

    Художественный киноочерк.

    Сюжет фильма чрезвычайно прост: приезд музыкантов из города в деревню, отдых, репетиции, знакомство с местными жителями и отъезд — единственные опорные столбы киноповествования, которые и заданы как темы для вариаций. Два закрытых, отделенных друг от друга мира встретились и, не поняв друг друга, разошлись. Смысл этих встреч и прощаний не открыт персонажам: одни проживают дни в делах и заботах, в спорах с соседями, в мелких обманах властей, в заботах о хозяйстве, другие — в отдыхе, записи старинных песнопений, в прогулках и подготовке к очередному концерту. Они плохо понимают даже язык друг друга: мингрельское наречие непонятно приезжим, и режиссер сохраняет эту непонятность и для зрителя, не допустив перевода. Смысл происходящего открывается в авторской композиции, обнаруживающей драму невстречи, композиции, которая оказывается доминантной по отношению к сюжету, развитию действия, частным перипетиям. Ощущение кантиленности рождается сразу из размеренного чередования кадров, описательная полнота и достоверность которых важна не сама по себе, а в едином, словно бы заторможенном, замедленном знакомстве с этим затерянным миром. Только стороннему взгляду может открыться красота природы, которую не замечают селяне. Только детям — волшебство и гармония классической музыки. Прагматика победила, даже традиционное грузинское многоголосье забывается, становится музейным реквизитом. В строй фильма естественно входят комедийные элементы — последнее прибежище фольклорного духа. Но и они приобретают характер цирковых аттракционов, как, к примеру, самозащита крестьянина, выкашивающего траву на колхозном поле, от охранника. Закупоренность жизни ведет к иссяканию энергии, к каторжному существованию. Не без доли иронии, но внятно дает режиссер комментарий уже случившейся беде: уезжает поезд, увозящий музыкантов в город, на полях трудятся крестьяне, из репродуктора звучит моцартовский дуэт Дон-Жуана и Церлины: «Дай руку мне, красотка. » Не возникли связи, контакты, привязанности, та родственная зависимость, без которой не может быть естественной полноты жизни живущих не земле. Только талант и воля художника собирают распавшееся целое воедино, чтобы оповестить людей о трагизме происходящего. Не услышали — и пророчество сбылось. Пастораль оказалась последней.

    В ролях: Нана Иоселиани, Тамара Габарашвили, Михаил Нанейшвили, Нукри Давиташвили, Байя Мацаберидзе, Резо Чархалашвили, Нестор Пипия, Ксения Пипия, Лиа Джугели, Лери Зардиашвили (см. ЗАРДИАШВИЛИ Лери).

    Режиссер: Отар Иоселиани (см. ИОСЕЛИАНИ Отар Давидович).

    Авторы сценария: Отар Иоселиани (см. ИОСЕЛИАНИ Отар Давидович), Реваз Инанишвили (см. ИНАНИШВИЛИ Реваз Константинович), Отар Мехришвили, Малхаз Бебуришвили (см. БЕБУРИШВИЛИ Малхаз), Яков Трипольский (см. ТРИПОЛЬСКИЙ Яков Владимирович).

    Оператор: Абесалом Майсурадзе (см. МАЙСУРАДЗЕ Абесалом).

    Художник-постановщик: Вахтанг Руруа (см. РУРУА Вахтанг).

    Используемая музыка: Куперен, Йоганнес Брамс, Людвиг ван Бетховен.

    Звукорежиссер: Екатерина Попова (см. ПОПОВА Екатерина Джоновна).

    Премия ФИПРЕССИ, особое упоминание экуменического жюри для внеконкурсного фильма МКФ в Западном Берлине-82: Форум молодого кино.

  39. Источник: Энциклопедия кино



  40. Шекспировская энциклопедия

  41. Источник:



  42. Большой Энциклопедический словарь

  43. Источник: