(Madonna) — сокращение итальянских слов mia donna, т. e. "моя госпожа". С давнего времени употребляется в Италии преимущественно как наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенных обращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон и изваяний. В этом втором, художественном значении слово М. перешло из итальянского языка и в другие западноевропейские языки. Самые древние изображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим в стенной живописи римских первохристианских катакомб, которая представляет ее то в виде оранты (молельщицы) — женщины с покрывалом на голове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда с Младенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св. Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленях младенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются в катакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках, принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста, конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в., и св. Марцеллина и Петра, III в.). В V в. изображения Богородицы размножаются и переходят из подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, но и мозаичной работой (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонение волхвов" на триумфальной арке црк. Санта-Мариа-Маджоре, в Риме). Распространение и усиление культа Приснодевы были причиной появления в следовавшие затем столетия множества ее икон не только в храмах, но и в домах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии и остальной Зап. Европе находилось в упадке и художественная деятельность процветала еще только в Вост. империи, то образа М. писались повсюду либо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствие чего имели вполне византийский характер и суровый, иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить от этого типа, был Чимабуе, который, своей знаменитой М., написанной около 1270 г. для флорентийской црк. С.-Мариа-Новелла, указал последующим итальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматери большей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждения внимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображения все более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшись одной из любимейших задач художественного творчества, получают все большее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себе индивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую пору Возрождения достигают высокого совершенства: Богоматерь является в них идеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения, молитвенного умиления, родительской нежности — то скромной матерью, всецело погруженной в заботы о своем малютке-Сыне, то юной девою, объятою священным экстазом, то величественной, но кроткой царицей, милосердно взирающею на прибегающих к ее заступничеству. В средние века нередко представляли ее в костюме горожанок того времени, в конце же этой эпохи и в XVI ст. стали изображать чаще всего в алой, широкорукавной тунике, плотно облегающей тело, и в широкой синей мантии, накинутой иногда не только на плечи, но и на голову, и украшенной по борту золотым шитьем и драгоценными каменьями. Порою на ее челе лежит венок, сплетенный из лилий или роз, как эмблема непорочности и любви; другие многочисленные символические атрибуты, заимствованные преимущественно из церковных песнопений о Богородице, сопровождают ее на иконах: солнце и луна, нимб или лучезарное сияние вокруг головы, полумесяц под ногами, звезда на головном покрывале, двенадцать звезд в виде венца над головой, лилия или роза в руке, нередко целая беседка из роз на заднем плане иконы. По большей части М. изображается сидящей и держащей на своих коленях или подле себя, Младенца-Христа, одетого в белую сорочку или совершенно нагого; обычными атрибутами его служат земной шар (эмблема вседержительства), яблоко или плод гранатового дерева (эмблема искупления человечества от грехопадения), колосья пшеницы и голубь (эмблема хлеба и вина в таинстве евхаристии), какая-либо птичка, преимущественно щегленок, агнец и др. произвольно выбранные художником животные и плоды. На больших алтарных образах, художники любили изображать Богоматерь в славе (М. da gloria), стоящей на облаках, то с Младенцем на руках, то без него, окруженной сиянием или мандорлою (см.) и сопровождаемую двумя, четырьмя архангелами или целым сонмом коленопреклоненных ангелов, поклоняющихся М. или прославляющих ее пением и музыкой (как, напр., на знаменитой картине Фра Анджелико во флорентийской галерее Уффици), а также представителями Ветхого и Нового Заветов. Еще чаще М. является на алтарных иконах в виде Небесной Царицы, с короной на голове и Младенцем на коленях: она сидит на троне, по сторонам которого стоят ангелы или отцы Церкви и другие святые; к этим побочным фигурам порою присоединяются младенец Иоанн Креститель со своей эмблемой, агнцем, св. Екатерина, которой Спаситель надевает на палец обручальное кольцо, ангелы, сидящие у подножия трона и играющие на музыкальных инструментах, коленопреклоненные заказчики иконы и т. д. Кроме вышеозначенных типов изображений, можно указать на М., осеняющую страждущих и скорбящих своей мантией, полы которой поддерживают ангелы (M. della misericordia), M. плачущую и стенящую над телом Спасителя, снятым со креста (Piet à), M. с мечом или семью мечами, вонзенными в ее грудь (Mater dolorosa), M., возносящуюся на небо (l'Assunto), M. в виде юной девы, парящей среди облаков в лучезарном сиянии и окруженной сонмом маленьких ангелов и херувимов (M. Immaculata, "Беcсеменное зачатие") и т. д. Вообще художники эпохи Возрождения, изобретая новые мотивы для изображения М. и делая ее главным предметом более или менее сложных композиций, давали полную волю своей фантазии, вследствие чего эти композиции бесконечно разнообразны и в конце эпохи порой совершенно утрачивают религиозный характер. Превосходнее всех других олицетворял Пресв. Деву великий Рафаэль Санцио, с поразительным совершенством воплощавший в своих М. и "Св. Семействах" идеал чистейшей женской красоты и удивительно тонко передававший в них чувства молодой матери, всецело ушедшей в любовь к своему дитяти, счастливой им или задумавшейся об ожидающей его участи. Всех картин подобного рода, несомненно принадлежащих Рафаэлю или приписываемых ему современной художественной критикой с большим или меньшим основанием, насчитывается 54. Они известны или по аристократическим фамилиям, которым некогда принадлежали (напр. М. домов Конестабилле-Стаффа, Альба, Солли, Темпи, Колонна, Ансидеи, Альдобрандони, Террануова), или по некоторым изображенным на них аксессуарам и особенностям их композиции (напр. М. с безбородым Иосифом, со щегленком, с диадемой, с рыбой, с окном, заклеенным бумагой, с розой, со светильниками, под дубом, на кресле, под балдахином, на прогулке). Кроме того, всесветной знаменитостью пользуются Рафаэлевские М. под названиями: "Великогерцогская", "Фонтенеблоская" (или Франциска I), "Орлеанская", "из Фолиньо", "Прекрасная Садовница" и "Жемчужина". Но ни в одной из них гений художника не выразился с таким блеском и полнотой, как в "Сикстинской М." — лучшем перле Дрезденской картинной галереи.
МАДОННА СИКСТИНСКАЯ Рафаэля (в Дрезденской галерее)
Из прочих живописцев Италии своими М. наиболее прославились Сандро Боттичелли, Филиппо и Филиппино Липпи, Л. да Винчи, Б. Луини, Фр. Франчья, Корреджо (М. со св. Севастианом, М. со св. Георгием, М. с раковиной), Джов. Беллини, Тициан (М. семейства Пезаро), Пальма Старший и нек. др. Между М., вышедшими из-под кисти неитальянских художников, особенно уважаются многочисленные "Бессеменные зачатия" испанца Мурильо (одно из них, находящееся в музее дель Прадо в Мадриде, воспроизведено в картинке, приложенной к настоящей статье) и произведения немцев Л. Кранаха Ст. (М. с виноградной лозой, в мюнхенск. пинакотеке) и Г. Гольбейна Мл. (М. семейства Мейера, оригинал в Дармштадтской, копия в Дрезденской галерее).
МАДОННА Г. Гольбейна Младшего (в Дармштадтской картинной галерее)
МАДОННА Б.-Э. Мурильо (в мадридском музее дель Прадо)
Ср. Anna Jameson, "Legendes of the Madonna" (Лондон, 3 изд. 1863); Rohault de Fleary, "La Sainte Vierge" (Пар., 1878); Eckl, "Die Madonna als Gegenstand christlicher Kunstmalerei und Sculptur" (1883).
в христианской мифологии то же, что Мария, богородица.
МАДО́ННА, -ы, жен. В католицизме: Богородица.
-ы, ж. У католиков:
богоматерь, а также ее скульптурное или живописное изображение.
Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом печально выглядывала из его [ясеня] ветвей. Тургенев, Ася.
[итал. madonna]
(иноск.) — женщина божественной красоты с возражением кротости и целомудрия, напоминающая мадонн выдающихся живописцев
Ср. Если бы ему предсказали, что он загорится когда-нибудь желанием целовать руки, глаза, прильнуть к губам этой "мадонны ", он в ужасе отвергнул бы это предсказание.
Станюкович. Первые шаги. 11.
Ср. Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А.С. Пушкин. Мадонна.
Ср. В чертах у Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 3, 5.
Мадонна — в прямом смысле — образа или картины с изображением Богородицы.
Ср. Madonna (ит.) — mia donna (лат. mea domina, моя госпожа).
МАДО́ННА, мадонны, жен. (итал. madonna, букв. моя госпожа). Название богоматери у католиков.
|| Изображение богоматери (преим. в произведениях зап.-европейских скульпторов и художников). Сикстинская мадонна (произведение Рафаэля).
ж.
Наименование Богоматери (у католиков).
МАДОННА (Madonna; наст. имя Мадонна Луиза Вероника Чикконе - Ciccоnе) (р. 1958), американская поп-певица, киноактриса, продюсер. Одна из наиболее известных и скандальных фигур шоу-бизнеса 1990-х гг., имидж которой связан с постоянно подчеркиваемой сексуальностью. Выпустила магнитные альбомы "Мадонна", "Как девственница", "Эвита" и др. В кино создает образы сильных духом, целеустремленных "роковых", но способных к самопожертвованию женщин ("Дик Трейси", "Опасная игра", "Тело-улика"). Снялась в фильме С. Сейдельман "Отчаянно ищу Сьюзен" (1985), героиня которого во многом напоминает саму певицу; в мюзикле А. Паркера "Эвита" (1996) исполнила роль жены аргентинского президента Перрона. В документальной картине "В постели с Мадонной" открыла закулисную жизнь своей группы.
МАДОННА (итал. Madonna) - то же, что Богоматерь (см. Мария).
МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей частью с младенцем Иисусом Христом). Происходит от старинного обращения к женщине в Италии (mia donna - моя госпожа).
1) у католиков дева-богородица; то же, что Мария;
мадо́нна "изображение богородицы в живописи". Из ит. madonna "богоматерь".
жен. madonnaж. madonna.
ж
Madonna f, pl -nnen
мадонна ж Madonna f, pl -nnen
ж.
madone f
ж.
Nuestra Señora
ж.
1)madonna
2) тж. перен. una bellissima donna; madonna
рязанские мадонны — le bellezze di Riazan'
МАДО́ННА -ы; ж. [исп. madonna - госпожа моя]
1. [с прописной буквы] У католиков: Богоматерь. Обет Мадонне. Святая М. Обратиться с молитвой к Мадонне.
2. Высок. О женщине, являющейся предметом поклонения кого-л., любви. * Творец мне ниспослал, тебя, моя Мадонна (Пушкин).
* * *
МадоннаI
(итал. Madonna), то же, что Богоматерь (см. Мария).
II
(Madonna) — сценическое имя; настоящие имя и фамилия Мадонна Луиза Вероника Чиччоне (Ciccone) (р. 1958), американская эстрадная певица и киноактриса. С 1978 выступала в танцевальной группе в Нью-Йорке; играла в бродвейских театрах. Среди наиболее известных альбомов (всего свыше 10) — «Мадонна», «Подобно девственнице». Снималась в фильмах: «Тело как улика», «Эвита» (по мюзиклу Э. Ллойда Уэббера) и др.
* * *
МАДОННАМАДО́ННА (итал. Madonna), то же, что Богоматерь (см. Мария(см. МАРИЯ (Богородица))).
(полн. имя и фам. Мадонна Луиза Чикконе, по др. данным Каччионе; р.1960) – амер. певица. Поет в стиле «софт-рок». Помимо концертной деятельности, М. снимается в кино. Наиболее значит. альбомы: «Madonna» (1983), «Like a prayer» (1989), «I`m breathless» (1990) и др.
МАДОННА (Madonna) (р. 16. 08. 1958), американская певица, исполнительница поп- и рок-музыки, актриса кино, театра и телевидения. Настоящие имя и фамилия Мадонна-Луиза Чикконе.
Родилась в Бей-Сити, штат Мичиган, в многодетной семье иммигрантов итальянского и франко-канадского происхождения. Училась в музыкальной школе при Мичиганском университете, затем в одной из танцевальных школ Нью-Йорка, куда переехала в 1976. Карьеру в шоу-бизнесе начала с профессии фотомодели, затем участницы и солистки поп- и рок-групп. В 1981 снялась в малобюджетном эротическом триллере «Определенная жертва» (A Certain Sacrifice) (режиссер Ст. Левицки, в прокат вышел в 1985).
Незаурядное комическое дарование Мадонны проявилось в ленте «В отчаянии ищу Сьюзен» (Desperately Seeking Susan, 1985, режиссер С. Сайделмен), однако последующие выступления эксцентричной поп-звезды на кинематографическом («Шанхайский сюрприз» (Shanghai Surprise, 1986, режиссер Дж. Годдард); «Кто эта девушка?» (Who"s That Girl?, 1987, режиссер Дж. Фоули, и др. ) и театральном поприще удостаивались резко негативных оценок критики. Исключениями явились роли Богини Махони в реанимирующем персонажей популярного комикса пародийном детективе У. Битти «Дик Трейси» (Dick Tracy, 1990) и Сэры/Клер в препарирующем амбивалентную магию кинопроцессора психоаналитическом триллере Э. Феррары «Опасная игра» (Dangerous Game, 1993); эффект обеих отчасти определялся созвучием экранного замысла с рекламным имиджем Мадонны — воплощением агрессивного феминизма и нонконформистской контркультуры. Убедительные свидетельства интеграции последней в русло коммерческой американской поп-культуры — призванная шокировать аудиторию полудокументальная лента «Правда или вызов?»/«В постели с Мадонной» (Truth Or Dare/Madonna Truth Or Dare, 1991, режиссер Алек Кешишян) — о кругосветном концертном турне певицы и ее группы; с треском провалившаяся мелодрама «Тело-улика» (Body Of Evidence, 1993, режиссер Ули Эдел), повторяющая главные сюжетные ходы «Основного инстинкта» (Basic Instinct, 1992) Пауля Верхувена, а также позднейшая экранная работа Мадонны — титульная роль в мюзикле «Эвита» (Evita, 1996, режиссер Элан Паркер) по одноименной рок-опере Э. Л. Уэббера, по сути продемонстрировавшем капитуляцию исполнительницы перед традиционными стандартами голливудской зрелищности. Впрочем, «феномен Мадонны», настойчиво акцентирующей свое сходство с Мэрилин Монро, Марлен Дитрих и в то же время остающейся самой высокооплачиваемой женщиной в американском шоу-бизнесе, в значительной мере выходит за собственно кинематографические рамки.
Николай Пальцев
1985 ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЖЕРТВА / A CERTAIN SACRIFICE исполнитель
1985 В ОТЧАЯНИИ ИЩУ СЬЮЗЕН / DESPERATELY SEEKING SUSANпесни, исполнитель
1985 VISION QUEST песни, исполнитель
1986 В УПОР (1985) / AT CLOSE RANGEпесни
1986 ШАНХАЙСКИЙ СЮРПРИЗ / SHANGHAI SURPRISEисполнитель
1987 WHO"S THAT GIRL? песни, исполнитель
1989 BLOODHOUNDS OF BROADWAY исполнитель
1990 ДИК ТРЕЙСИ / DICK TRACYисполнитель
1991 TRUTH OR DARE/MADONNA TRUTH OR DARE исполнительный продюсер
1991 TRUTH OR DARE/MADONNA TRUTH OR DARE исполнитель
1992 ИХ СОБСТВЕННАЯ ЛИГА / A LEAGUE OF THEIR OWNпесня
1992 SHADOWS AND FOG исполнитель
1993 ТЕЛО-УЛИКА / BODY OF EVIDENCEисполнитель
1993 ОПАСНАЯ ИГРА / DANGEROUS GAMEисполнитель
1994 WITH HONORS песня, исполнитель песни
1995 BLUE IN THE FACE исполнитель
1995 Четыре комнаты / FOUR ROOMS (см. ЧЕТЫРЕ КОМНАТЫ) исполнитель
1996 ДЕВУШКА N 6 / GIRL 6 (см. ДЕВУШКА НОМЕР ШЕСТЬ)исполнитель
1996 Эвита / EVITA исполнитель
1999 Остин Пауерс: Шпион, который меня соблазнил / AUSTIN POWERS: THE SPY WHO SHAGGED ME (см. ОСТИН ПАУЭРС-2) песни
2000 MUSIC (V) песни
2000 SNATCH: PIGS AND DIAMONDS песни
2000 WONDERLAND TV SERIES песни
2000 NEXT BEST THING, THE песни
2000 NEXT BEST THING, THE исполнитель
2001 WHAT IT FEELS LIKE FOR A GIRL (V) исполнитель, песни
2001 Пароль «Рыба-меч» / SWORDFISH (см. ПАРОЛЬ «РЫБА-МЕЧ») песни
2002 Swept Away исполнитель
2002 Умри, но не сейчас / Die Another Day (см. УМРИ, НО НЕ СЕЙЧАС) песни
2003 Tulse Luper Suitcases, The исполнитель