(греч.) — описание древних или новейших изображений, преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике и т. д.; напр., И. Петра Великого — описание портретов этого государя; И. Геркулеса — описание его изображений в памятниках искусства.
(от греч. eikón — изображение, образ и ...графия)
в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И. богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании И. — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 — начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.
В исторической науке И. — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической И. распространяются на фото- и кинодокументы.
Под И. понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.
Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939; Réau L., Iconographie de l’art chrétien, v. 1—3, P., 1955—59; Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959—67; Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 —; Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968.
К. Г. Богемская.
ИКОНОГРА́ФИЯ, -и, жен. (спец.).
1. Описание и изучение изображений каких-н. лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов. И. Пушкина.
2. собир. Совокупность таких изображений.
3. Правила, к-рых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.
| прил. иконографический, -ая, -ое.
-и, ж.
1.
Изучение и описание изображений каких-л. определенных лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов), а также выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица.
2. собир.
Совокупность таких изображений.
Иконография А. С. Пушкина.
3.
Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.
[От греч. ε’ικων — изображение, образ и γράφω — пишу]
ИКОНОГРА́ФИЯ, иконографии, мн. нет, жен. (от греч. eikon образ и grapho - пишу) (научн.).
1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений.
2. кого-чего. Систематическое описание изображений какого-нибудь сюжета, лица в живописи, скульптуре. Иконография Пушкина. Иконография Геркулеса.
3. собир. Совокупность таких изображений. Иконография Пушкина очень богата.
ж.
1.
Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых - обычно религиозных или мифологических - лиц и сюжетов; наука о портрете.
2.
Описание и изучение изображений какого-либо лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры.
3.
Выяснение документальной достоверности и подлинности портретов какого-либо лица.
ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon - изображение - образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
ИКОНОГРАФИЯ (от икона и...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом и ритуалом и помогает идентификации персонажа или сцены, а также согласованию принципов изображения с определенной теологической концепцией. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем при изображении персонажей или сюжетных сцен. Также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т.д.
жен. iconographyж.
1. iconography;
2. собир. portraits.
ж.
iconographie f
ж.
iconografía f
ИКОНОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. eikōn - изображение, образ и graphō - пишу]
1. Изучение и описание изображений каких-л. определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов); выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица. Заниматься иконографией. Портретная и.
2. собир. Совокупность таких изображений. И. А.С.Пушкина.
3. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических, сюжетов и лиц. Традиции иконографии.
◁ Иконографи́ческий, -ая, -ое. И-ое издание. И-ие документы.
* * *
иконогра́фия(от греч. eikōn — изображение, образ и...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен, как правило, связанных с религиозной тематикой. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
* * *
ИКОНОГРАФИЯИКОНОГРА́ФИЯ (от греч. eikon — изображение, образ и «графия»), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.