Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч.) — описание древних или новейших изображений, преимущественно портретных или представляющих те или другие определенные образы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике и т. д.; напр., И. Петра Великого — описание портретов этого государя; И. Геркулеса — описание его изображений в памятниках искусства.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. eikón — изображение, образ и ...графия)

    в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил И. устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (И. богоматери, Христа, «праздников» в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

    В искусствознании И. — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод И. сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 — начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод И. для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул И. как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к И. не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

    В исторической науке И. — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической И. распространяются на фото- и кинодокументы.

    Под И. понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина, декабристов и т. д.). И. называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.

    Лит.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964; История европейского искусствознания, кн. 2, М., 1969; Panofsky Е., Studies in iconology, N. Y., 1939; Réau L., Iconographie de l’art chrétien, v. 1—3, P., 1955—59; Aurenhammer Н., Lexikon der christlichen Ikonographie, W., 1959—67; Wessel K., Reallexikon der byzantinischen Kunst, Stuttg., 1963 —; Grabar A., Christian iconography. A study of its origins, Princeton, 1968.

    К. Г. Богемская.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. иконогра́фия;
    2. иконогра́фии;
    3. иконогра́фии;
    4. иконогра́фий;
    5. иконогра́фии;
    6. иконогра́фиям;
    7. иконогра́фию;
    8. иконогра́фии;
    9. иконогра́фией;
    10. иконогра́фиею;
    11. иконогра́фиями;
    12. иконогра́фии;
    13. иконогра́фиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ИКОНОГРА́ФИЯ, -и, жен. (спец.).

    1. Описание и изучение изображений каких-н. лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов. И. Пушкина.

    2. собир. Совокупность таких изображений.

    3. Правила, к-рых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.

    | прил. иконографический, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Изучение и описание изображений каких-л. определенных лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов), а также выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица.

    2. собир.

    Совокупность таких изображений.

    Иконография А. С. Пушкина.

    3.

    Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определенных, обычно религиозных или мифологических сюжетов и лиц.

    [От греч. ε’ικων — изображение, образ и γράφω — пишу]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ИКОНОГРА́ФИЯ, иконографии, мн. нет, жен. (от греч. eikon образ и grapho - пишу) (научн.).

    1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений.

    2. кого-чего. Систематическое описание изображений какого-нибудь сюжета, лица в живописи, скульптуре. Иконография Пушкина. Иконография Геркулеса.

    3. собир. Совокупность таких изображений. Иконография Пушкина очень богата.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых - обычно религиозных или мифологических - лиц и сюжетов; наука о портрете.

    2.

    Описание и изучение изображений какого-либо лица или сюжета в произведениях живописи и скульптуры.

    3.

    Выяснение документальной достоверности и подлинности портретов какого-либо лица.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon - изображение - образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ИКОНОГРАФИЯ (от икона и...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом и ритуалом и помогает идентификации персонажа или сцены, а также согласованию принципов изображения с определенной теологической концепцией. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем при изображении персонажей или сюжетных сцен. Также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т.д.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. iconographyж.
    1. iconography;

    2. собир. portraits.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    iconographie f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    iconografía f

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    ИКОНОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. eikōn - изображение, образ и graphō - пишу]

    1. Изучение и описание изображений каких-л. определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов); выяснение документальной достоверности и подлинности портретов данного лица. Заниматься иконографией. Портретная и.

    2. собир. Совокупность таких изображений. И. А.С.Пушкина.

    3. Совокупность правил, которых должен придерживаться художник при изображении определённых, обычно религиозных или мифологических, сюжетов и лиц. Традиции иконографии.

    Иконографи́ческий, -ая, -ое. И-ое издание. И-ие документы.

    * * *

    иконогра́фия

    (от греч. eikōn — изображение, образ и...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен, как правило, связанных с религиозной тематикой. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.

    * * *

    ИКОНОГРАФИЯ

    ИКОНОГРА́ФИЯ (от греч. eikon — изображение, образ и «графия»), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Орфографический словарь-справочник

  29. Источник:



  30. Большой Энциклопедический словарь

  31. Источник: