Словарь Брокгауза и Ефрона

    (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito — итал., Partitur — нем., Partition — франц., score — англ.) — от итал. слова spartire — разделять. П. в музыке называется запись оркестрового сочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных партий всех инструментов. П. называется также всякая запись сочинения, состоящего из нескольких партий, напр. хоровая П., квартетная П. Распределение партий в П. весьма различно; самое рациональное — по группам, т. е. верхние нотоносцы страницы отводятся для группы духовых деревянных, в которой более высоким инструментам предназначаются верхние нотоносцы, а более низким — нижние, затем помещается группа медных духовых инструментов, затем ударных, после чего следуют добавочные инструменты: арфа, орган, фортепиано, металлофон и пр., затем вокальные партии и, наконец, группа струнных. Партии ударных инструментов без определенной звучности пишутся на нотоносце или на линейках, по одной на каждую партию. Нотоносцы, на которых помещаются партии флейт или фаготов и контрафагота, или тромбонов и тубы, или хора, или первой и второй скрипок, или виолончели и контрабаса, соединяются в начале акколадой. Рядом с итальянскими названиями в П. применяются и французские, немецкие, русские.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итал. partitura, буквально — разделение, распределение, от лат. partio — разделяю, распределяю)

    совместная нотная запись всех голосов вокального, инструментального или вокально-инструментального сочинения, в которой партии голосов (инструментов) размещены построчно таким образом, что начало каждого такта и любых из его долей во всех партиях располагается точно друг над другом. П. позволяет легко охватить взглядом одновременно исполняемые звуки во всех партиях. Такая П. появилась в середине 16 в. в Италии; со временем она стала основной формой записи многоголосных музыкальных сочинений. Для исполнения выписываются (издаются) партии отдельных исполнителей, однако дирижёр (хормейстер) при разучивании и исполнении произведения всегда руководствуется его П. Постепенно установился определённый порядок расположения голосов в П. В вокальной (хоровой) П. голоса располагаются сверху вниз по мере понижения их тесситуры — сопрано, альт, тенор, бас. В П. для симфонического оркестра партии инструментов располагаются по группам (сверху вниз): деревянные духовые, так называемые медные духовые, ударные, арфа (если она имеется), смычковые, а в каждой из групп — по высоте звучания. Партии солирующих инструментов, вокальных голосов и хора помещаются между партиями арфы и смычковых инструментов.

    И. А. Барсова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. партиту́ра;
    2. партиту́ры;
    3. партиту́ры;
    4. партиту́р;
    5. партиту́ре;
    6. партиту́рам;
    7. партиту́ру;
    8. партиту́ры;
    9. партиту́рой;
    10. партиту́рою;
    11. партиту́рами;
    12. партиту́ре;
    13. партиту́рах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПАРТИТУ́РА, -ы, жен. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п.

    | прил. партитурный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    Нотная запись многоголосного музыкального произведения во всей совокупности партий инструментов и голосов.

    Партитура оперы.

    ||

    Нотная книга, содержащая запись всех партий такого

    произведения.

    Партитура симфонии не сшита и в таком виде переслать ее Вам я не решился и отдал в переплет. А. Бородин, Письмо П. И. Юргенсону, 5 ноября 1880.

    [итал. partitura]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПАРТИТУ́РА, партитуры, жен. (итал. partitura) (муз.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. Сложная партитура (см. партия в 6 знач.).

    || Ноты всех партий такого произведения. Дирижировать по партитуре. Следить за исполнением оперы по партитуре.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Совокупность партий многоголосного музыкального произведения (для оркестра, хора или ансамбля).

    2.

    Запись таких партий.

    отт. перен. разг. Программа каких-либо действий.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПАРТИТУРА (итал. partitura - букв. - разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. scoreж. муз. score.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж муз.

    Partitur f

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    партитура ж муз. Partitur f c

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    partition f

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    partitura f

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. муз.

    partitura, spartito m

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    ПАРТИТУ́РА -ы; ж. [итал. partitura] Нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. П. оперы. // Нотная книга, содержащая запись всех партий такого произведения. П. симфонии.

    * * *

    партиту́ра

    (итал. partitura, буквально — разделение, распределение), нотная запись многоголосного (оркестрового, хорового) музыкального произведения, в которой одна над другой выписаны синхронно в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые.Страница партитуры.

    * * *

    ПАРТИТУРА

    ПАРТИТУ́РА (итал. partitura, букв. — разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра(см. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР) следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (итал. partitura, букв. - разделение, распределение, от лат. partio - делю, распределяю; нем. Partitur, франц. partition, англ. score) - нотная запись многоголосного муз. произведения (инструментального, хорового или вокально-инструментального), в к-рой для партии каждого инструмента или голоса отведён отдельный нотоносец. Партии в определённом порядке располагаются одна под другой таким образом, чтобы одинаковые доли такта находились на одной вертикали и зрительно легко было бы охватить возникающие из сочетания голосов созвучия. В процессе эволюции П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием композиторской техники.

    Принцип партитурной организации - вертикальное расположение строк - использовался в орг. табулатуре и в орг. П. (введённая органистами, сопровождающими хоровое исполнение, запись важнейших голосов сочинения; для дисканта и баса отводились отдельные строки, средние голоса или фиксировались в виде табулатуры, или каждый выписывался на отд. строке).

    Ф. Вердело. Мотет. Партитура. (Из книги Лампадия.)

    По свидетельству нем. теоретика Лампадия ("Compendium mu-sicis" - "Краткое руководство по музыке", 1537), П. восходит прибл. к 1500, когда вошли в употребление "Tabulae compositoriae" (букв. - "Композиторские таблицы"). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело - первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи; это - печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух breves. Голоса располагаются в порядке их тесситуры - принцип, прочно утвердившийся в вок. П. Самая ранняя из сохранившихся рукописных П. - "Fantasia di Giaches" (Б-ка Ватикана, рукоп. Chigi VIII, 206) относится к 1560. Появление в 16 в. партитурных записей многогол. и многохорных вок. соч. связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии. Сравнительно с практиковавшейся тогда записью многогол. музыки в отд. голосах (партиях) или в хоральной книге (в к-рой на каждой странице фиксировалось по два голоса 4-голосной фактуры) П. представляла большие удобства, т. к. была наглядна и облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. В партитурной нотации инстр. музыки были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. не фиксировался; для его определения служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus).

    На рубеже 16 и 17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонного стиля, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавичембало практику аккордового сопровождения мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (партии одинаковых по тесситуре инструментов - на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инструментов фиксировалось условно посредством сигнатур. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П.

    Порядок записи инструментов в раннеклассической П. постепенно подчинился организации оркестра по группам, но расположение самих групп заметно отличалось от современного: обычно вверху располагались высокие струнные, под ними - деревянные и медные духовые, внизу - струнные басы.

    Даже в нач. 19 в. дирижёры часто пользовались дирекционом; лишь с появлением дирижёров в совр. значении слова (см. Дирижирование)

    Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестраРусские названия Итальянские названияДеревянные духовые

    Малая флейта Flauto piccolo

    Флейты Flauti

    Гобои Oboi

    Английский рожок Corno inglese

    Кларнеты Clarinetti

    Басовый кларнет Clarinette basso

    Фаготы Fagotti

    Контрафагот Contrafagotto

    Медные духовые

    Валторны Corni

    Трубы Trombe

    Тромбоны Tromboni

    Туба Tuba

    Ударные инструменты

    Литавры Timpani

    Треугольник Triangolo

    Бубен Tamburino

    Малый барабан Tamburo militare

    Тарелки Piatti

    Большой барабан Gran cassa

    Ксилофон Silofonо

    Колокольчики Campanelli

    Челеста Celesta

    Арфа Аrpа

    Струнные инструменты

    1-е скрипки 1 Violini

    2-е скрипки 2 Violini

    Альты Viole

    Виолончели Violoncelli

    Контрабасы Contrabassi

    П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.

    Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).

    Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие - ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:

    Н. А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио. Часть I. Альборада.

    Нек-рые исключения из установившихся правил допускали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Н. Я. Мясковский и др. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), к-рые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от нек-рых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петербургской школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). В 50-70-х гг. 20 в. в П. вошли многочисленные условные способы нотации, связанные с появлением новых видов композиторской техники (алеаторика, соноризм). См. Чтение партитур.

    Литература: Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, "СМ", 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89; Fйtis Fr.-J., Traitй de l'aсcompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., (1829); Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, S. 181-85; Кinsky G., Eine frьhe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, "Acta Musicologica", 1941, Bd 13; Ape1 W., The notation of polyphonic music, 900-1600, Camb., 1942 (нем. пер., Lpz., 1970); Lоwinsky E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, "JAMS", 1948, v. 1; eго жe. Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrobe1 F., Partytura dzisiejsza na tle wspуlczesnej techniki orkiestracyjnej, (wyd. 1), Kr., (1954); Hoke H.G., Studien zur Geschichte der "Kunst der Fuge" von J. S. Bach, Kap. 1- Zur allgemeinen Problematik des Notationsprinzips Partiturs, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1962, Jahrg 4, H. 2; Habe1a J., Zagadnienie reformy tradycyjnej notacji muzycznej, Katowice, 1963; Besse1er H., Gь1ke P., Schriftbild der Mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5); Risatti H., New music vocabulary. A guide to notational signs for contemporary music, Urbana, 1975.И. А. Барсова.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Музыкальный словарь

    Пьесы для рояля или аккордеона записывают на двух строчках: одна для правой руки, другая для левой. Произведения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано пишутся на трех строчках: верхняя для голоса, скрипки, виолончели и т. д., две нижние -- для рояля. Но вот музыку исполняет струнный квартет, оркестр или даже еще больший коллектив: оркестр, хор и несколько солистов. Как быть в таком случае? Нельзя же писать отдельные строчки для каждого исполнителя. Нельзя, да и не нужно. Ведь в каждом оркестре много одинаковых инструментов, например, скрипок или виолончелей, а в хоре -- одинаковых голосов. Для них достаточно одной нотной строчки. Если на нотных строчках написать одну под другой партии разных инструментов, получится то, что мы называем партитурой. На одной странице нотной бумаги в двадцать четыре -- тридцать строк записывается все, что играют вместе инструменты, поет хор. Понятно, что поместиться на такой странице могут лишь несколько тактов. В партитуре партии всех инструментов размещены в строгом порядке. Внизу -- строчки для струнных инструментов, над ними помещается группа ударных, выше -- медные духовые, еще выше -- деревянные. Если в исполнении участвуют хор и солисты, то строчки с их партиями размещаются под ударными, выше струнных инструментов. И внутри каждой группы места тоже строго распределены. Нижние строчки -- для самых низких инструментов группы: контрабасов у струнных, фагота -- у деревянных, тубы -- у медных. Чем выше строка, тем выше «голос» инструмента.

  35. Источник: Музыкальный словарь



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник: