(итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка)
твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (Катрена) и 2 трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах — 2 или 3. Наиболее обычны 2 типа расположения рифм: 1) «итальянский» — катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cde; 2) «французский» — abba abba и ccd eed или ccd ede. Стих С. — 11-сложник в итальянской и испанской поэзии, 12-сложник — во французской, 5-стопный ямб в английской, 5- и 6-стопный ямб — в немецкой и русской поэзии. От классической схемы возможны разнообразные отклонения: изменение порядка рифм (abab baab, «Поэту» А. С. Пушкина), введение лишних рифм (abba cddc и т.п.), введение лишних строк (С. с кодой (См. Кода) и т.п.), вольный порядок катренов и терцетов, использование нетрадиционных размеров и т.д. Из таких «вольных форм» канонизирован до некоторой степени лишь «английский С.» шекспировского типа (abab cdcd efef gg). Чёткое внутреннее членение С. позволяет подчеркнуть диалектическое развитие темы: уже ранние теоретики предусматривали «правила» не только для формы, но и для содержания С. (паузы, точки на границах строф; ни одно значащее слово не повторяется; последнее слово — смысловой ключ всего стихотворения и пр.); в новое время развёртывание темы по 4 строфам С. не раз осмыслялось как последовательность «тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез», «завязка — развитие — кульминация — развязка» и т.п.
Из всех твёрдых стихотворных форм европейской поэзии только С. получил широкое и свободное применение в лирике. С. возник в Италии в 1-й половине 13 в.. классическую форму получил во Флоренции в конце 13 в. (Данте), широчайшую популярность завоёвывает благодаря Ф. Петрарке (См. Петрарка)(317 сонетов о Лауре), господствует в лирике итальянского Возрождения и барокко, с 16 в. переходит в Испанию, Португалию, Францию, Англию (Л. де Вега, Л. Камоэнс, П. Ронсар, Дю Белле, У. Шекспир, Дж. Донн и др.), в 17 в. достигает Германии, в 18 в. — России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков). Романтизм возрождает интерес к С., упавший в эпоху классицизма и Просвещения; центром культуры С. являются Германия (А. Шлегель, Н. Ленау, А. Платен), Англия (У. Вордсворт, Э. Б. Браунинг, Д. Г. Россетти), отчасти слав. страны (Я. Коллар, А. Мицкевич, в России — А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев) и Франция (Ш. Бодлер, Ж. Эредиа). С. культивировала поэзия символизма и модернизма — П. Верлен, П. Валери, Г. Д'Аннунцио, С. Георге, Р. М. Рильке, В. И. Иванов, В. Я. Брюсов и др.; из поэтов, преодолевших модернизм, — И. Бехер, но ни для одного из них эта форма не стала основной в его творчестве. В сов. поэзии с формой С. экспериментировали И. Сельвинский, С. Кирсанов и др.
Лит.: Гроссман Л., Поэтика русского сонета, в его кн.: Борьба за стиль, М., 1927; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Мороз О. Н., Етюди про сонет, Київ, 1973 (лит.); Monch W., Das Sonett. Gestalt und Geschichte, Hdlb., 1955 (лит.).
М. Л. Гаспаров.
СОНЕ́Т, -а, муж. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Сонеты Петрарки.
| прил. сонетный, -ая, -ое.
-а, м.
Стихотворная форма в четырнадцать строк, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.
Сонеты Шекспира.
□
Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал. Пушкин, Сонет.
венок сонетов лит. произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собою таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.
[итал. sonetto]
СОНЕ́Т, сонета, муж. (итал. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. «Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал.» Пушкин. Венок сонетов (произведение из 15 сонетов, из которых 14 написаны так, что каждый последующий начинается последним стихом предшествующего, а 14-ый кончается начальным стихом первого сонета, причем начальные стихи всех 14 сонетов образуют собой заключительный 15-ый сонет).
м.
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух четверостиший и двух трехстиший.
СОНЕТ (итал. sonetto) - твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - "Поэту" А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют "венком сонетов".
СОНЕТ (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия - катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия - терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" - abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - "Поэту" А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется "венком сонетов".
соне́т род. п. -е́та. Из ит. sonetto – то же от ст.-франц. sоnеt "песенка", sоn "звук", лат. sonus "звук" (Гамильшег, ЕW 808; Преобр. II, 355).
муж. sonnetм. лит. sonnet.
м лит.
Sonett n
сонет м лит. Sonett n 1a
м. лит.
sonnet m
м. лит.
soneto m
м. лит.
sonetto
(итал. sonetto, от итал. sonare – звучать), твёрдая форма, лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на две рифмы и двух терцетов (трёхстиший) на три, реже – на две рифмы. Эту форму изобрёл в сер. 13 в. сицилийский стихотворец Якопо да Лентини, а прославили её знаменитые итальянские поэты Возрождения Данте, Ф. Петрарка, Т. Тассо. Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Форма повлияла на романоязычную поэзию: во Франции 16 в. – П. деРонсар, в Португалии 16 в. – Л. ди Камоэнс, в Испании 17 в. – Л. де Гонгора-и-Арготе. В середине 16 в. в Англии Г. Ховард, граф Суррейский, разработал сонет со схемой рифмовки abab cdcd efef gg. Эту упрощённую форму популяризовал и сделал образцовой У. Шекспир («Сонеты»), поэтому её называют шекспировским сонетом. Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов – одну из наиболее трудных литературных форм.
Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским (1735). Трижды обращался к известной форме А. С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна»). Регулярно сочинял сонеты А. А. Фет. Форма заняла центральное место в лирике поэтов начала 20 в.: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, И. А. Бунин.
СОНЕ́Т [не́] и [нэ́], -а; м. [итал. sonetto] Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк - двух четверостиший и двух трёхстиший.
◊ Венок соне́тов. Лит. Произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.
◁ Соне́тный, -ая, -ое. С-ая композиция.
* * *
соне́т(итал. sonetto), твёрдая форма стихотворения из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в XIII в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют венком сонетов («Венок сонетов» В. А. Солоухина).
* * *
СОНЕТСОНЕ́Т (итал. sonetto), твердая форма(см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ): стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма(см. РИФМА)); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
«СОНЕТ», стих. Л. (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой, с характерным для ивановского цикла мотивом неразделенной любви. Элегически-медитативная интонация находит адекватное мелодич. выражение в протяженности стиха (6-стопный ямб) и в самой форме сонета (единственный у Л. случай обращения к этой форме).Стих. положили на музыку В. А. Задонский, В. В. Желобинский.Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 21. Датируется по положению в тетради.Лит.: Андроников (13), с. 140; Пейсахович (1), с. 430.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.