(греч.) — более удобопонятное изложение текста литературного сочинения в его целом или отдельных частях, с краткими разъяснениями. П. занимает как бы среднее место между метафразой, буквально воспроизводящей текст, и комментарием, где предлагается пространное толкование данного литературного труда.
Парафраза (в музыке) — описание, распространение, иллюстрация мелодии. В П., как сочинении чисто салонном и виртуозном, мелодия является разукрашенной, варьированной; это — не строгое переложение какого-нибудь музыкального оригинала. П. писали для фортепиано Лист и многие виртуозы первой половины XVIII ст.
ПАРАФРА́ЗА, парафразы, жен. (греч. paraphrasis).
1. Выражение, представляющее собой описательную, распространенную передачу смысла другого выражения, напр. "пишущий эти строки" вместо "я" в речи автора (лит.).
2. Музыкальная фантазия, обычно виртуозного характера, на тему, заимствованную из другого музыкального произведения (муз.). Парафраза Листа на темы "Фауста" Гуно.
ж.; = парафра́зис
1.
Передача чего-либо своими словами; пересказ.
2.
Инструментальная пьеса виртуозного характера на тему, заимствованную из другого музыкального произведения, или на народную мелодию.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
ПАРАФРАЗА (греческое paraphrasis, от глагола paraphrazo - говорить то же самое, но другими словами), инструментальная концертная пьеса большей частью для фортепьяно, основанная на темах популярных песен и оперных арий. Распространена в 19 в. в репертуаре пианистов-виртуозов (Ф. Лист).
жен.;
муз. лит. paraphraseпарафраз|а - ж. лит., муз. paraphrase;
~ировать несов. и сов. (вн.) лит., муз. paraphrase (smth.).
парафраза ж лит., муз. Umschreibung f c, Periphrase f c, Paraphrase f c
ж лит., муз.
Umschreibung f, Periphrase f, Paraphrase f
ж. лит., муз.
paraphrase f
ж. лит., муз.
paráfrasis f
ж. лит. муз.
parafrasi f
ПАРАФРА́З -а; м.;ПАРАФРА́ЗА, -ы; ж. [от греч. paraphrasis - пересказ]
1. Лит. Передача другими словами или в другой форме содержания чего-л. П. комедии. П. строфы. Сценический п. книги.
2. Муз. Музыкальная инструментальная пьеса, написанная обычно на оперные темы или народные мелодии. П. Листа на темы оперы Верди "Риголетто".
◁ Парафрасти́ческий (см.).
* * *
парафра́запарафраз (от греч. paráphrasis — пересказ), 1) инструментальная концертная пьеса, главным образом для фортепиано, основана на темах популярных песен, оперных арий и др. Классические образцы — в творчестве Ф. Листа.2) Сокращённое изложение (адаптация) больших художественных произведений (издания для детей «Дон Кихота» М. Сервантеса) или переложение текста другими словами (часто — прозы в стихи или стихов в прозу); не путать с перифразом.
* * *
ПАРАФРАЗАПАРАФРА́ЗА (от греч. paraphrasis — пересказ),
1) виртуозная сольная музыкальная пьеса, написанная на оперные темы или народные мелодии. Близка фантазии(см. ФАНТАЗИЯ (музыкальная пьеса)). Известность приобрели многие фортепьянные парафразы Ф. Листа(см. ЛИСТ Ференц).
2) Сокращенное изложение (адаптация) больших художественных произведений (издания для детей «Дон Кихота» М. Сервантеса) или переложение текста другими словами (часто — прозы в стихи или стихов в прозу).
(от греч. paraprasis - пересказ).
1) Распространённое в 19 в. обозначение инстр. виртуозной фантазии, гл. обр. для фп., на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в П. значит. преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть П. принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых П. создан Ф. Листом (три П. на швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника"; П. на песню Gaudeamus igitur; на темы оперы Верди "Риголетто"; на полонез из оперы Чайковского "Евгений Онегин" и др.).
2) Обозначение, применявшееся X. Риманом, А. Шерингом и Ж. Гандшином для обработок хоральных мелодий в полифонич. сочинениях 13-16 вв., в к-рых оригинальная мелодия выступала в упрощённом и "обобщённом" виде.
Литература: Friedlдnder E., Wagner-Liszt und die Kunst der Klavierbearbeitung, Detmold, 1922; Rresser D., Die Opernbearbeitungen des 19. Jahrhunderts, "AfMw", 1955, Jahrg. 12, H. 3; Handsсhin J., Zur Frage der melodischen Paraphrasierung im Mittelalter, "ZfMw", 1928, Jahrg. 10, H. 9/10.