«Маяк»

Маяк в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Маяк»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Словарь символов
  13. Строительный словарь
  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  15. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  16. Англо-русский словарь технических терминов
  17. Русско-английский словарь математических терминов
  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  19. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  21. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  23. Сельскохозяйственный словарь-справочник
  24. Научно-технический энциклопедический словарь
  25. Энциклопедия Кольера
  26. Энциклопедический словарь
  27. Геологическая энциклопедия
  28. Энциклопедия кино
  29. Большой энциклопедический политехнический словарь
  30. Большая политехническая энциклопедия
  31. Русско-английский политехнический словарь
  32. Dictionnaire technique russo-italien
  33. Русско-украинский политехнический словарь
  34. Русско-украинский политехнический словарь
  35. Українсько-російський політехнічний словник
  36. Лермонтовская энциклопедия
  37. Большой Энциклопедический словарь
  38. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    — высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов — для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса. Предостерегательные М. указывают опасные места фарватера. Портовые М. помещаются при входе в порт, на головах портовых молов. Знаменитейший из всех М. древности был М. александрийский, на острове Фаросе, вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем для М. вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света. Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г. по Р. Х., существовал еще в 1317 г. Не меньшей известностью пользовался в древности маяк Родосский (Родосский колосс). К известнейшим маякам позднейшего времени принадлежит построенный в 1584-1610 г. кордуанский маяк. М. вангерокский и скагенский, на северной оконечности Ютландии, существуют более 300 лет. По трудностям, представившимся при его постройке, замечателен М. эдистонский (I, фиг. 1), и М. на скале Инч-кап, или Бель-рок (см.). Из современных самым старинным считается М. Коруния, построенный императором Траяном, возобновленный в 1634 г. и недавно снабженный проблесковым освещением. К наиболее смелым новейшим сооружениям принадлежит построенный несколько лет тому назад ротерзандский М. в устье р. Везер. Днем М. легко распознаются по внешнему очертанию их и окраске, а также по характеру окружающей местности. Для возможности же различения М. и в темное время и для предотвращения весьма опасных ошибок в этом отношении, необходимо каждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой цели цветные стекла фонарей не всегда могут быть применяемы, так как на больших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие маячных огней достигается переменами света. Для этого установлено следующее подразделение.

    МАЯКИ I.

    1. Эдистонский маяк. 2. Свинемюнденский маяк. 3. Переменный огонь. 4. Постоянный огонь. 5. Катодиоптрический аппарат.

    Постоянный огонь

    (фиг. 4) показывает непрерывающийся, равномерный, одноцветный свет. Вертящийся — показывает через правильные промежутки времени проблески и затмения попеременно, причем сила света в каждом проблеске сначала увеличивается постепенно до его наибольшей яркости и затем таким же образом уменьшается до его затмения. На некоторых М. проблески соединяются в отдельные группы по два и по три, быстро следующих один за другим, с возрастающей и уменьшающейся яркостью, после чего следует более продолжительное затмение. У вертящихся огней затмения, за небольшими исключениями, более продолжительны, чем проблески. Мерцающий — с весьма частыми проблесками, причем в ясную погоду и на близком расстоянии между проблесками заметен слабый свет. Постоянный с проблесками — представляет постоянный огонь, через правильные промежутки времени прерывающийся одним или несколькими проблесками. Проблески эти или имеют значительно большую яркость, чем постоянный между ними огонь, или же они другого цвета. Проблесковый огонь показывается вдруг в полной силе, виден весьма непродолжительное время и затем таким же образом затмевается, также на непродолжительное время. В настоящее время на русских М. находятся в употреблении следующие проблесковые огни: а) равномерно-проблесковый, белый или красный, показывает правильно повторяющийся, белый или красный свет, продолжительностью около одной секунды и последуемый затмением той же продолжительности; б) однопроблесковый, белый или красный, показывает правильно повторяющийся белый или красный свет, продолжительностью около одной секунды, последуемый затмением в четыре приблизительно секунды; в) двупроблесковый показывает два правильно повторяющихся и непосредственно один за другим следующих проблеска, последуемых затмением около четырех секунд; г) трехпроблесковый и т. д. Отличием этих последних огней служит уже не продолжительность затмений и проблесков, а число проблесков. Переменный огонь имеет постоянную силу, но цвет огня через правильные промежутки времени из белого переходит в красный или зеленый и обратно — без промежутков затмений. Этот тип употребляется почти исключительно при огнях, освещаемых бензином или газолином и приводящих аппарат в движение посредством подымающегося от них нагретого воздуха, причем цвет огня меняется от 20 до 50 раз в минуту. Перемены света производятся различного рода вращающимися абажюрами??? или же вращением самих фонарей (т. I, фиг. 3). Источником света для маячных огней в настоящее время служат большей частью лампы с несколькими концентрическими светильнями, с полным притоком воздуха между ними и полным сгоранием масла, обыкновенно сурепного. Из минеральных масел, которые в последнее время входят в употребление вследствие их дешевизны, применяют бензин и керосин; минеральные масла, однако, портят стекла, которые тускнеют. Такое же влияние имеют китовый жир и спермацет, которые весьма употребительны для маячного освещения в Америке. Для равномерного горения употребляются лампы наподобие аргантовых, с притоком масла сверху, или же масло накачивается в лампу из запасного резервуара с помощью насоса, который приводится в действие часовым механизмом. Газовое освещение удобно лишь в тех случаях, когда М. расположен на берегу вблизи города, в котором имеется газовое освещение (портовые огни). Электрическое освещение стали вводить на многих М. в последнее время, и в этом отношении достигнуты отличные успехи, в особенности во Франции (Ла-Гев и др.). Для освещения М. употребляются две системы аппаратов, отражательная, или катоптрическая, и преломляющая, или диоптрическая, известная также под именем френелевой. Отражательная система представляет в применении к большим М. следующие неудобства: 1) рефлекторы или зеркала поглощают более половины лучей света; 2) медные, посеребренные зеркала скоро тускнеют и 3) прибор имеет значительный вес, вследствие чего трудно устроить часовой механизм достаточной силы для вращения его. Поэтому в настоящее время повсюду отражательные аппараты заменяются френелевыми, в которых сплошные плосковыпуклые стекла заменены ступенчатыми, составленными из отдельных призм. Для собирания же в этой системе лучей света, идущих вверх и вниз, минуя стекла, помещаются сверху и снизу плоские или параболические отражательные зеркала, и тогда получается соединение отражательной системы с диоптрической, которое носит название катодиоптрической системы (фиг. 5). В этой системе Френелем сделано усовершенствование, состоящее в том, что зеркала заменены также призмами, с полным внутренним отражением Самый сильный огонь горит в настоящее время на М. Ла-Гев, близ Гавра. Свет его виден на 50 морских миль [Подробнее об устройстве осветительных маячных аппаратов и о силе освещения ими на расстоянииa, в зависимости от разных обстоятельств см. в статьях Освещение маячное, Ступенчатые стекла, рефракторы и рефлекторы]. Еще более сильный огонь устанавливается теперь французским правительством на мысе Пенмарк, близ Бреста. Для содержания М. и наблюдения за ними во всех государствах существуют особые учреждения. Большая часть M. y берегов наших морей состоит в ведении морского мин. М. на внутренних водных путях, озерах (Ладожском и др.), а также многие огни в портах содержатся министерством путей сообщения. Наши М. зажигаются при захождении и гасятся при восходе солнца. Береговые М. Черного и Азовского морей и большая часть каспийских маяков освещаются круглый год. Большая часть М. Балтийского моря, а также почти все М. Восточного океана освещаются в продолжение всей навигации. М. Белого моря, по причине светлых ночей, освещаются с 20 июля до 1 ноября, за исключением М. жижгинского и соловецкого, которые прекращают освещение 16 ноября. В Финском и Ботническом заливах все малые маячные огни (с переменным огнем), освещаемые нефтяным маслом, горят день и ночь и зажигаются ежегодно со вскрытия фарватеров от льда по 19 мая включительно, затем освещение их прекращается и начинается вновь с 19 июля; некоторые огни — в Аспенских шхерах, у Свеаборга, в Ганге, в Ледзунде и в Мариенхамне — зажигаются 14 июля. Часто при М. находятся спасательные станции и приспособления для подачи туманных сигналов. На всех наших береговых М. во время тумана, метели, вьюги и пасмурности производится двухударный звон колокола, с перерывами не более 3-х минут, наподобие того, как на судах бьют склянки, но интервалы между двумя ударами несколько короче. На плавучих М. производится трехударный звон, или рында, с остановками до 2-х минут. В зависимости от дальности освещения М. и от напряжения огня, М. разделяются на разряды (у нас принято четыре разряда). Система устройства М. зависит от места его установки и цели, для которой М. предназначается. Разряд огня, система аппарата, высота огня над уровнем моря определяются требуемой дальностью освещения и местными условиями. М., устраиваемые в открытом море или на небольших скалах, через которые перекатываются волны, должны быть обеспечены против разрушения волнами. Поэтому маяки эти должны быть особенно тяжелыми, части их должны быть прочно связаны между собой и с основанием. Так как внутри М. необходимо расположить жилое помещение для маячной прислуги, склады для материалов, цистерны для пресной воды и пр., то их необходимо строить в виде толстых башен из тесаного камня, возможно больших размеров, а с притеской их таким образом, чтобы все камни были связаны между собой даже без раствора, представляя как бы нераздельную монолитную массу (т. I, ф. 1 и 2). В береговых М. строение для смотрителя возводится обыкновенно отдельно от башни, которая делается круглой (т. II, ф. 1), четырехугольной (II, ф. 2) или восьмиугольной.

    МАЯКИ II.

    1. Общий тип круглой маячной башни. 2. Маяк Верхне-Дагерортский на острове Даго. 3. Толбухин маяк, у входа на Б. Кронштадтский рейд. 4. Маяк Магнусхольм в устье реки Западная Двина. 5. Маяк Мессарагоцем в Рижском заливе. 6. Маяк Руно на острове того же имени.

    При Толбухином М. (II, ф. 3) помещение для смотрителя и маячной прислуги устроено в связи с маячной башней. На фиг. 4 представлен тип чугунной башни. В связи с башней находится чугунная же, внутри обшитая деревом, пристройка, для помещения двух человек маячных служителей. Такого рода башни ставятся на концах дамб или в воротах гаваней. На фиг. 5 и 6 представлены два типа железных башен. В первой из них центральная труба из котельного железа содержит винтовую лестницу. Она поддерживается 8 наружными контрфорсами из таврового железа и несколькими рядами горизонтальных связей из такого же железа. Во втором типе центральная труба из котельного железа, содержащая спиральную лестницу, поддерживается четырьмя железными подпорами, представляющими тонкие трубы, также из котельного железа. Они соединены между собой и с центральным цилиндром несколькими рядами горизонтальных связей. Иногда применяются также деревянные маячные башни, главным образом при неимении средств для постройки каменных и преимущественно на внутренних водных путях (М. Ладожского озера). Описания русских М., по отдельным морям, издаются главным гидрографическим управлением морского министерства. В этих описаниях помещаются: географическое положение каждого М., число, вид и цвет огней, промежуток между проблесками, освещаемое пространство, горизонт огня, цвет М., высота огня и пр. сведения, характеризующие М.

    Ср. профессор А. Г. Нюберг, "Курс портовых сооружений" (СПб., 1896); контр-адм. Баженов, "Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы" (СПб., 1884).

    А

    . Таненбаум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Мая́к

    сооружение башенного типа, служащее ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигационной опасности.

    М. оборудуются светооптическими системами, а также другими техническими средствами сигнализации: акустическими воздушными (Наутофон, диафон, сирена и др.) или подводными (подводный колокол, Осциллятор); радиотехническими (см. Радиомаяк); радиоакустическими (приёмно-передающее устройство радиомаяка, синхронно работающее с наутофоном или осциллятором).

    М. обычно устанавливаются на выступающих в море частях берега, при входе в порты, заливы или устья рек, иногда на скалах, рифах или отмелях. Для предупреждения о расположенных в море (в отдалении от берега) опасностях или в качестве приёмных при подходе к портам используются плавучие М., представляющие собой суда специальной конструкции, устанавливаемые на якорях и несущие на себе маячное оборудование. Для уверенного опознавания каждому М. присваиваются световые, акустические и радиосигналы определённого характера.

    Основные характеристики М.: отличительная архитектура башни, сектор освещения, высота огня над уровнем моря, цвет огня и его характер (непрерывный ровный свет, одинарные проблески или группы проблесков через равные промежутки времени, затмевающийся свет, постоянный огонь, усиливающийся через равные промежутки времени и др.). Характеристики радиомаяков — рабочая частота, расписание их работы и кодовый сигнал. Акустические сигналы также характеризуются расписанием (обычно работают только при плохой видимости) и кодом.

    Дальность действия М. (км): светящих 20—50, радиомаяков 30—500 и более, с воздушными акустическими сигналами от 5 до 15, гидроакустическими до 25.

    Использование М. началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, разжигаемые на высоких точках берега, а затем искусственные сооружения. Одно из «семи чудес» древнего мира — Александрийский, или Фаросский, светящий М. высотой 143 м, сооруженный из белого мрамора в 283 до н. э., просуществовал около 1500 лет. В России первые светящие М. были построены в 1702 в устье реки Дон и в 1704 на Петропавловской крепости в Петербурге.

    Светооптическая система М. состоит из источников света, оптического аппарата и фонарного сооружения, предохраняющего оптического устройства от атмосферных воздействий. Источниками света служат электрические лампы накаливания, газосветные трубки, импульсные лампы; используются также ацетиленовые (реже керосино-калильные) лампы.

    Оптический аппарат включает систему отражательных или преломляющих линз, концентрирующую излучаемый источником света поток в пучок с небольшим углом рассеяния.

    Данные о М. приводятся в так называемых описательных книгах, Лоциях и на морских навигационных картах.

    Лит.: Мартынов К. Б., Навигационное оборудование морских путей, М., 1962.

    В. Л. Ондзуль.

    II

    Мая́к

    посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 2 км от железнодорожной станции Ливенка (на линии Макеевка — Иловайское). Молочно-овощеводческий совхоз.

    III

    Мая́к («Мая́к»)

    круглосуточная информационно-музыкальная радиопрограмма в СССР; 2-я программа Всесоюзного радио (См. Всесоюзное радио). Впервые её позывные (музыкальная фраза из песни В. П. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера») прозвучали в эфире 1 августа 1964. Расписание «М.» позволяет информировать слушателей с максимальной оперативностью. Через каждые 30 мин передаются 5-минутные информационные выпуски. Кроме того, с 06.00 до 08.30 по московскому времени (кроме отрезка 07.05—07.30), как правило, каждые 10—12 мин в эфир идут дополнительные 2-минутные выпуски новостей. «М.» информирует о событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни страны и за рубежом, ежедневно знакомит с основными материалами газет «Правда», «Известия», «Советская Россия», передаёт заметки о спорте, сведения о погоде, а также ведёт прямые трансляции и репортажи с места события. Музыкальная часть «М.» в отрезках времени между информационными выпусками содержит сборные и тематические концертные программы, репортажи из концертных и театральных залов. Волновое расписание предусматривает устойчивый приём передач «М.» для разных районов страны.

    Л. В. Гюне.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. мая́к;
    2. маяки́;
    3. маяка́;
    4. маяко́в;
    5. маяку́;
    6. маяка́м;
    7. мая́к;
    8. маяки́;
    9. маяко́м;
    10. маяка́ми;
    11. маяке́;
    12. маяка́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    МАЯК, см. маячить.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    МАЯ́К, -а, муж. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки. Береговой м. Плавучий м. (на якорях).

    | уменьш. маячок, -чка, муж. Проблесковый м. (мигающий световой фонарь на специальных автомашинах).

    | прил. маячный, -ая, -ое. М. смотритель. М. огонь.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    -а́, м.

    Высокое сооружение башенного типа с сигнальными огнями, а также с другими средствами сигнализации (звуковой, радиотехнической, радиоакустической, воздушной или подводной), служащее навигационным ориентиром для судов.

    Тринадцатого сентября увидели огонь маяка. Маяк то вспыхивал, то погасал. Соколов-Микитов, К Земле Северной.

    || перен.; чего или какой.

    То, что является символом, знаком чего-л.

    [Москва] привлекает к себе теперь внимание народов мира. Над башнями ее Кремля маяками свободы светятся рубиновые звезды. Телешов, Записки писателя.

    Для всех этот дом был маяком мысли, культуры, знания. Никулин, У Горького.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    МАЯ́К, маяка, муж.

    1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов.

    2. Символ, эмблема надежды (книжн., ритор.). Спасительный маяк.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов.

    2.

    Деревянный столб с фонарём, указывающий переход фарватера от одного берега реки к другому; перевальный знак, веха I 2..

    3.

    Светосигнальное устройство, указывающее лётчику местоположение аэродрома.

    II

    м.

    Кто-либо или что-либо, являющиеся символом передового, прогрессивного.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    МАЯК - сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк, Радиолокационный маяк).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) и др. Маяки использовались с древних времен. Александрийский, или Фаросский, маяк высотой 143 м, построенный из белого мрамора в 283 году до нашей эры, известен как одно из "семи чудес света".

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Словарь символов

    Олицетворяет предупреждение и сообщение.

  23. Источник: Словарь символов



  24. Строительный словарь

    навигационный ориентир в виде башни с источником света, звука или радиосигналов, служащий для опознавания берегов, определения местонахождения судна в море, фарватера на реке, озере

    (Болгарский язык; Български) — фар

    (Чешский язык; Čeština) — maják

    (Немецкий язык; Deutsch) — Leuchtturm; Leuchtfeuer

    (Венгерский язык; Magyar) — világítótorony

    (Монгольский язык) — гэрэлт цамхаг; тэгшлүүр

    (Польский язык; Polska) — latarnia nawigacyjna [morska]

    (Румынский язык; Român) — far

    (Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — svetionik

    (Испанский язык; Español) — faro

    (Английский язык; English) — beacon; lighthouse

    (Французский язык; Français) — balise; phare

    Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  25. Источник: Строительный словарь



  26. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    мая́к род. п. -а́. От ма́ять, ма́ю; см. Мi. ЕW 180; Бернекер 2, 7. Созвучие с др.-инд. mауūkhаs "свая", нов.-перс. mēχ, осет. mieχ – то же (о котором см. Хюбшман, Osset. Еt. 49) объясняется случайностью; см. Мейе, Symbola Rozwadowski 1, 105 и сл.

  27. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  28. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. lighthouse;
    beacon прям. и перен.;
    leading light перен. проблесковый свет маяка ≈ flash-light плавучий маякм. lighthouse;
    beacon (тж. перен.).

  29. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  30. Англо-русский словарь технических терминов

    beacon, plaster ground,(для штукатурных работ) ground, gage,(в каменных работах) lead, light, lighthouse

  31. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  32. Русско-английский словарь математических терминов

    m.beacon, lighthouse

  33. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  34. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    маяк м Leuchtfeuer n 1d; Leuchtturm m 1a* (башня) плавучий маяк Feuerschiff n 1a

  35. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  36. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Leuchtfeuer n; Leuchtturm m (умл.)(башня)

    плавучий маяк — Feuerschiff n

  37. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  38. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    phare m

    плавучий маяк — bateau-phare m (pl bateaux-phares), bateau-feu m (pl bateaux-feux)

  39. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  40. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    faro m (тж. перен.)

    плаву́чий мая́к — buque-faro m

    про́блесковый мая́к — faro de destellos

    радиолокацио́нный мая́к — faro (de) radar

    поса́дочный мая́к — faro de pista de aterrizaje

  41. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  42. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)faro

    плавучий маяк — faro galleggiante

    2)перен. faro, guida f

  43. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  44. Сельскохозяйственный словарь-справочник

    лучшее крупное дерево, оставленное на корню во время рубки леса. Цель оставления М.-получить в будущем крупные сортименты древесины и пополнить порослевые деревья семенными.

  45. Источник: Сельскохозяйственный словарь-справочник



  46. Научно-технический энциклопедический словарь

    МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или ином месте имеются скалы или подводное течение. Раньше работнику маяка приходилось не спать всю ночь, но в настоящее время маяки оснащены дистанционным управлением, позволяющим не использовать человеческий труд. Свет может подаваться в виде прямого или вращающегося луча, а также вспышки, иногда разных цветов. Моряки распознают маяк по способу подачи света. Расположение маяка помогает им ориентироваться в море и определять собственный курс. Если свет маяка не виден с моря, об опасности судна предупреждает сирена. Кроме того, со многих маяков передаются радиосигналы, на которые реагируют специальные устройства по поиску правильного направления, установленные на корабле. В настоящее время маяки потеряли свое былое значение для судоходства, так как многие судна сейчас оснащены средствами для связи с ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ НАВИГАЦИИ, спутниковой системой высокой точности.

    Маяк. Изображенный на рисунке Эддистоунскйй маяк был четвертым по счету и последним из ряда сменявших друг друга на этом месте маяков. Строительство его завершилось 18 мая 1882 г. Его фокальная плоскость расположена в 40 м над уровнем прилива, а построен он из каменных блоков с прямоугольными выступами, которые обеспечивают максимальную прочность кладки. Современные маяки сконструированы таким образом,что для управления ими не нужны люди, все операции производятся при помощи компьютера.

  47. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  48. Энциклопедия Кольера

    сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ.

    ВНЕБЕРЕГОВОЙ МАЯК Береговой охраны США в заливе Баззардс (шт. Массачусетс) - тип маяка, устанавливаемого теперь в местах, которые прежде считались слишком глубокими для возведения обычных подводных опор. Станция закреплена на скальном основании и обслуживается суточной сменой из пяти человек. Мелкие грузы доставляются вертолетами, для которых предусмотрена посадочная площадка. Крупные грузы, например топливо, перевозятся судами Береговой охраны США. Жилые и рабочие помещения находятся на высоте 20 м (примерно семиэтажного дома) над уровнем моря. Главный светильник создает луч мощностью 10 млн. кд. Высота конструкции от уровня моря до предупредительного авиационного огня на вершине антенны радиомаяка 52 м.

    ВНЕБЕРЕГОВОЙ МАЯК Береговой охраны США в заливе Баззардс (шт. Массачусетс) - тип маяка, устанавливаемого теперь в местах, которые прежде считались слишком глубокими для возведения обычных подводных опор. Станция закреплена на скальном основании и обслуживается суточной сменой из пяти человек. Мелкие грузы доставляются вертолетами, для которых предусмотрена посадочная площадка. Крупные грузы, например топливо, перевозятся судами Береговой охраны США. Жилые и рабочие помещения находятся на высоте 20 м (примерно семиэтажного дома) над уровнем моря. Главный светильник создает луч мощностью 10 млн. кд. Высота конструкции от уровня моря до предупредительного авиационного огня на вершине антенны радиомаяка 52 м.

    СТАРИННЫЙ МАЯК Фаро в Марселе.

    СТАРИННЫЙ МАЯК Фаро в Марселе.

    МАЯК на мысе Фанад (Ирландия).

    МАЯК на мысе Фанад (Ирландия).

    ЛИТЕРАТУРА

    Политехнический словарь. М., 1976

  49. Источник: Энциклопедия Кольера



  50. Энциклопедический словарь

    МАЯ́К -а́; м.

    1. Высокое сооружение башенного типа, оборудованное сильным источником света, предназначенное для навигационного ориентирования судов в ночное время. Береговой м. Плавучий м. (на якорях).

    2. Устройство, оборудованное звуковой, световой или радиотехнической сигнализацией для навигационного ориентирования судов, самолетов и т.п., для предупреждения кого-, чего-л. об опасности, для определения местонахождения кого-, чего-л. и т.п. Маяки взлетной полосы аэродрома. Установить звуковой м.

    3. чего или какой. В СССР: о том, кто или что является примером для кого-л., символом, знаком чего-л. Вы наш м.! Маяки производства. М. перестройки.

    Маячо́к (см.). Мая́чный, -ая, -ое (1 зн.). М-ые огни. М-ая башня.

    * * *

    мая́к

    сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также другими средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк, Радиолокационный маяк).

    * * *

    МАЯК

    МАЯ́К, сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк(см. РАДИОМАЯК), Радиолокационный маяк(см. РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ МАЯК)).

  51. Источник: Энциклопедический словарь



  52. Геологическая энциклопедия

    (a.light house, beacon; н.Leuchtfeuer, Leuchtturm; ф.phare; и.faro) - средство навигац. оборудования, служащее для опознавания берегов, ориентирования судов, определения места плавсредств и ограждения навигац. опасностей. B мор. горн. деле применяются стационарные, плавучие и донные M. для маркировки границ выемочных полей, эксплуатац. участков, препятствий, подводного технол. оборудования (напр., устьев скважин, донных машин) и др.C. Ю. Истошин.

  53. Источник: Геологическая энциклопедия



  54. Энциклопедия кино

    «МАЯК», Эстония-Франция, NIKODEMUS FILM/TNS PRODUCTION, 2001, цв., 30 мин.

    Сказка для взрослых.

    На острове живет семья смотрителя маяка: муж, жена и маленькая дочка. Однажды к берегу причаливает лодка с фотографами и моделями…

    В ролях: Марья Якобсон, Рихо Кютсар, Кристи Сула, Роберт Гутман, Даниэль Таскер, Эрки Лаур, Мари Ланер.

    Режиссер: Тоомас Сула.

    Автор сценария: Тоомас Сула.

    Оператор: Майт Мяекиви (см. МЯЕКИВИ Майт).

    Художник-постановщик: Яагуп Роомет.

    Композитор: Андрес Валконен.

    Звукорежиссер: Мяарт Отса (см. ОТСА Мяарт).

    Монтаж: Тоомас Сула.

    Продюсер: Тоомас Сула.

  55. Источник: Энциклопедия кино



  56. Большой энциклопедический политехнический словарь

    навигац. ориентир в виде башни, служащей для опознавания берегов, для определения местонахождения судна в море, фарватера на реке, озере. Сооружают М. (см. рис.) на берегу или на мелководье, иногда устанавливают на якорях (плавучие М.). М. оборудуют, кроме маячных огней, видимых на большом расстоянии, устройствами для подачи звуковых сигналов в тумане, радиосигналов, спасат. станциями и др. См. также Радиомаяк,

    Маяк

    Маяк

    Маяк (поперечный разрез): 1 - кессон (фуодамент), заполненный песком, цистерны питьевой воды; 2 - машинный зал, аккумуляторная, котельная, мастерские, склады горючего, продовольствия и т. д.; 3 - машинный зал для преобразовательных агрегатов радиомаяка, склады, гостиная, ванная, прачечная, сушилка; 4 нижняя галерея, вестибюль, склады, каюты; 5 - кухня, столовая, читальный зал, каюты; 6 - контора, каюты; 7 - верхняя галерея, подъёмный кран для моторного катера; 8 - установка для кондиционирования воздуха; 9 - нижнее вахтенное помещение; 10 - склады; 11 - верхнее вахтенное помещение; 12 - фонарное сооружение и галерея

    Маяк (поперечный разрез): 1 - кессон (фуодамент), заполненный песком, цистерны питьевой воды; 2 - машинный зал, аккумуляторная, котельная, мастерские, склады горючего, продовольствия и т. д.; 3 - машинный зал для преобразовательных агрегатов радиомаяка, склады, гостиная, ванная, прачечная, сушилка; 4 нижняя галерея, вестибюль, склады, каюты; 5 - кухня, столовая, читальный зал, каюты; 6 - контора, каюты; 7 - верхняя галерея, подъёмный кран для моторного катера; 8 - установка для кондиционирования воздуха; 9 - нижнее вахтенное помещение; 10 - склады; 11 - верхнее вахтенное помещение; 12 - фонарное сооружение и галерея

    Плавучий маяк

    Плавучий маяк

  57. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  58. Большая политехническая энциклопедия

    МАЯК — (1) навигационное оборудование, служащее для определения местоположения судна, его ориентирования и обеспечения безопасности плавания в море, на большом озере или реке в любое время суток и в различных метеорологических условиях. М. представляет собой высокое сооружение в гавани, на скалах, банках, рифах, мелководье или на побережье, обычно снабженное сильным источником света, видимым на большом расстоянии как индивидуальный световой сигнал. Иногда М. устанавливают в открытом море в виде специального, удерживаемого якорем устройства, способного выдерживать сильные штормы. Данные о М. приводятся в лоциях, сборниках «Огни и знаки» и на морских картах. Кроме маячных огней, М. оборудуют средствами подачи звуковых сигналов, радиотехническими и гидроакустическими устройствами; (2) М. проблесковый — устройство световой сигнализации на борту некоторых транспортных средств (самолёт, судно и др.), подаваемой в виде вспышек света, чередующейся с периодами темноты. Белые или цветные сигналы-импульсы служат для предотвращения столкновений в воздухе, на земле и воде; (3) М. радиолокационный — навигационная приёмопередающая радиостанция, расположенная в определённом географическом месте и работающая в качестве ответчика совместно с бортовыми радиолокационными станциями (самолёта, судна и др.), передавая по их запросу кодированные сигналы для определения местоположения и расстояния до неё; (4) радиомаяк — навигационная передающая радиостанция с точно известными координатами, которая действует самостоятельно или входит в состав радионавигационной системы. Принимая сигналы радиомаяка на борту движущегося объекта, можно определить направление на радиомаяк (пеленг), а при пеленгации одновременно двух или более радиомаяков, расположенных в разных точках земной поверхности, — определить своё точное местоположение.

    а) маяк; б) поперечный разрез маяка

    1 — кессон (фундамент), заполненный песком, цистерны питьевой воды; 2 — машинный зал, аккумуляторная, котельная, мастерские, склады горючего, продовольствия и т. д.; 3 — машинный зал для преобразовательных агрегатов радиомаяка, склады, гостиная, ванная, прачечная, сушилка; 4 — нижняя галерея, вестибюль, склады, каюты; 5 — кухня, столовая, читальный зал, каюты; 6 — контора, каюты; 7 — верхняя галерея, подъёмный кран для моторного катера; 8 — установка для кондиционирования воздуха; 9 — нижнее вахтенное помещение; 10 — склады; 11 — верхнее вахтенное помещение; 12 — фонарное сооружение и галерея

  59. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  60. Русско-английский политехнический словарь

    beacon, plaster ground,(для штукатурных работ) ground, gage,(в каменных работах) lead, light, lighthouse

    * * *

    мая́к м.

    lighthouse, beacon

    аэродро́мный мая́к — aerodrome beacon

    аэронавигацио́нный мая́к — aeronautical beacon

    аэропорто́вый мая́к — airport beacon

    бортово́й мая́к — anticollision light

    ведо́мый мая́к — slave beacon

    веду́щий мая́к — master beacon

    враща́ющийся мая́к — revolving beacon

    ги́псовый мая́к (в штукатурных работах) — screed

    двухкурсово́й мая́к — two-course beacon

    двухлучево́й мая́к — two-beam [double-modulation] beacon

    деревя́нный мая́к стр. — ground

    деревя́нный мая́к со ско́шенными края́ми стр. — splayed ground

    затмева́ющий мая́к — occulting beacon

    звуково́й мая́к — aural radio range, aural-type beacon

    ко́довый мая́к — code beacon

    курсово́й мая́к — course light

    лине́йный мая́к — airway beacon

    маркё́рный мая́к — marker beacon

    маркё́рный, ве́ерный мая́к — fan marker beacon

    маркё́рный, входно́й мая́к — approach marker beacon

    маркё́рный, ко́нусный мая́к — Z-marker beacon

    маркё́рный, пограни́чный мая́к — boundary marker beacon

    многола́мповый мая́к — multiple-bulb [multilamp] beacon

    назе́мный мая́к — ground beacon

    напра́вленный мая́к — directional beacon

    ненапра́вленный мая́к — non-directional beacon

    однопро́блесковый мая́к — single-flash beacon

    ориенти́рный мая́к — landmark beacon

    парашю́тный мая́к — parachute beacon

    плаву́чий мая́к — lightship, light-vessel

    поса́дочный мая́к — landing beacon

    приводно́й мая́к — homing beacon

    про́блесковый мая́к — flashing beacon

    равносигна́льный мая́к — equisignal beacon

    радиолокацио́нный мая́к — radar beacon, racon

    светово́й, загради́тельный мая́к — hazard (light) beacon

    светово́й мая́к захо́да на поса́дку — approach light beacon

    светово́й, про́блесковый мая́к — flashing (light) beacon

    мая́к с враща́ющейся ра́мочной анте́нной — rotating loop beacon

    * * *

    lighthouse

  61. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  62. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    faro m

    - авиационный маяк

    - аэродромный маяк

    - аэронавигационный маяк

    - аэропортовый маяк

    - береговой маяк

    - вращающийся маяк

    - двухлучевой маяк

    - инфракрасный маяк

    - курсовой маяк

    - линейный маяк

    - маркёрный маяк

    - опознавательный маяк

    - ориентирный маяк

    - плавучий маяк

    - посадочный маяк

    - проблесковый маяк

    - путевой маяк

    - радиолокационный маяк

    - световой маяк

    - маяк с затмевающимся огнём

    - маяк с постоянным огнём

    - электрический маяк

  63. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  64. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    мая́к, -ка́

    - аварийный маяк

    - навигационный маяк

    - плавучий маяк

    - радиолокационный маяк

    - световой маяк

  65. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  66. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    мая́к, -ка́

    - аварийный маяк

    - навигационный маяк

    - плавучий маяк

    - радиолокационный маяк

    - световой маяк

  67. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  68. Українсько-російський політехнічний словник

    техн. мая́к

  69. Источник: Українсько-російський політехнічний словник



  70. Лермонтовская энциклопедия

    «МА́́ЯК»Маяк современного просвещения и образованности»), ежемесячный «учено-лит. журнал», изд. в Петербурге в 1840—45. Издатель журнала С.А. Бурачок неоднократно выступал на его страницах с религиозно-охранит. позиций против творчества Л.

  71. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  72. Большой Энциклопедический словарь

  73. Источник:



  74. Толковый словарь Даля

  75. Источник: