интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства — прозы, драматургии, поэзии, песен, оперных и балетных либретто. Сразу же после своего возникновения искусство кинематографа использовало литературные сюжеты и образы. Первый русский игровой фильм «Стенька Разин и княжна» (1908, др. назв. «Понизовая вольница») — Э. песни «Из-за острова на стрежень». До 1917 в России было создано около 100 фильмов по романам и повестям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и др. Широко экранизировались произведения литературы и за рубежом («Гамлет» Шекспира и др.). После Октябрьской революции 1917 освоение и развитие реалистических традиций классической и современной литературы значительно способствовало становлению советского киноискусства. С появлением звукового кино неизмеримо обогатились выразительные и жанровые возможности киноискусства — были созданы кинороман, киноповесть и т.д. Среди крупнейших Э. советского кино: «Мать» по М. Горькому (1926, реж. В. И. Пудовкин), «Бесприданница» по А. Н. Островскому (1936, реж. Я. А. Протазанов), «Пётр I» по А. Н. Толстому (1937—38, реж. В. М. Петров), «Детство Горького», «В людях» и «Мои университеты» по Горькому (1938—40, реж. М. С. Донской), «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1948, реж. С. А. Герасимов), «Отелло» по У. Шекспиру (1956, реж. С. И. Юткевич), «Тихий Дон» (1957—58, реж. Герасимов), «Судьба человека» (1959, реж. С. Ф. Бондарчук) — обе по М. А. Шолохову; «Гамлет» по Шекспиру (1964, реж. Г. М. Козинцев), «Война и мир» по Л. Н. Толстому (1966—67, реж. Бондарчук), «Братья Карамазовы» по Достоевскому (1969, реж. И. А. Пырьев), «А зори здесь тихие...» по Б. Л. Васильеву (1972, реж. С. И. Ростоцкий). В зарубежных Э. широко распространён приём переноса действия классического произв. в другую временную (главным образом современную) эпоху. Особенно широко применяется Э. в телевизионном искусстве (сериалы — советский — «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому; английский — «Сага о Форсайтах» по Дж. Голсуорси и мн. др.).
Лит.: Эйзенштейн С. М., Американская трагедия, в его кн.: Избр. статьи, М., 1956; его же, Диккенс, Гриффит и мы, там же; Ромм М., О кино и о хорошей литературе, в его сб.: Беседы о кино, М., 1964; Вайсфельд И., Грани жизни, в его кн.: Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Маневич И. М., Кино и литература, М., 1966.
М. С. Шатерникова.
ЭКРАНИЗА́-ИЯ, -и, ж.
-и, ж.
Создание фильма на основе какого-л. произведения театрального искусства или литературы, не предназначенного специально для кино.
Экранизация романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Экранизация оперы.
□
Я узнал, что на киностудии Ленфильм готовится экранизация пьесы Максима Горького «Враги». Гардин, Воспоминания.
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ, экранизации, мн. нет, жен. (неол. кино). Приспособление чего-нибудь для показывания в кинематографе, на экране. Экранизация новеллы.
ж.
Создание кино- или телефильма на основе литературного произведения.
ЭКРАНИЗАЦИЯ - интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
жен.
1) filming, screening
2) screen versionэкраниз|ация - ж. filming, screening;
film version;
~ оперы filming of an opera;
~ ировать несов. и сов. (вн.) film (smth.), make* a film version (of).
ж
Verfilmung f
экранизация ж Verfilmung f c
ж.
adaptation f à l'écran(или pour la television - телефильм)
удачная экранизация романа — adaptation réussie à l'écran d'un roman
ж.
adaptación cinematográfica
ж. кино
versione / riduzione cinematografica; adattamento cinematografico
съёмка кино– или телефильма на основании произведения другого вида искусства (литературы, театра и т. д.). Режиссёр экранизации может отказаться от побочных сюжетных линий, деталей, эпизодических героев и т. д., ввести в сценарий эпизоды, которых не было в тексте, но которые лучше передают основную идею средствами кинематографа. Например, в экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» сцена с танцующим во время научного доклада Шариковым введена режиссёром В. Бортко. Экранизация может быть полемической по отношению к тексту: так, фильм «Последнее искушение Христа» М. Скорсезе, следуя в основном за текстом Евангелия, настолько противоречит официальной церкви своей трактовкой событий Священной истории, что запрещён к показу во многих странах.
ЭКРАНИЗА́ЦИЯ -и; ж.
1. к Экранизи́ровать. Э. романа Э. оперы. Эта новелла не поддаётся экранизации.
2. Фильм, созданный на основе литературного произведения, пьесы, спектакля и т.п. Удачная э. рассказа. Старая э. "Идиота" Достоевского. Новая э. Шекспира.
* * *
экраниза́цияинтерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
* * *
ЭКРАНИЗАЦИЯЭКРАНИЗА́ЦИЯ, интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
ж.
riduzione f cinematografica, adattamento m cinematografico
техн.
екраніза́ція
техн.
екраніза́ція
Большой Энциклопедический словарь. 2000.