Большая Советская энциклопедия

    лирическая народная песня румын и молдаван. Возникновение Д. относится к эпохе раннего феодализма. Примерно с 20—30-х гг. 19 в. и особенно в 20 в. развитие Д. в Румынии и Молдавии шло параллельно. Д. делятся на вокальные и инструментальные, исполняющиеся на флуере, чимпое, нае, скрипке и др. инструментах. При исполнении вокальных Д. участие инструмента необязательно. Мелодии Д. развёртываются как импровизация: они отличаются богатством ладовой основы, ритмической свободой. Д. говорят о жизни и борьбе народа на разных этапах истории. Первоначально Д. была пастушеской песней, первая часть которой представляла жалобу пастуха, а вторая, танцевального характера, выражала его радость по поводу возвращения стада домой. Со временем сложился целый цикл пастушеских Д. К 17 — началу 19 вв. относится формирование цикла знаменитых гайдуцких Д. о повстанцах, борцах против турецкого и феодального гнёта. Широко представлены любовные, рекрутские, революционные Д. Современные молдавские и румынские Д. выражают мысли и чувства строителей новой жизни. Мотивы и образы Д. использовали поэты-классики (В. Александри, М. Эминеску, Дж. Кошбук), композиторы (Ч. Порумбеску, Г. Музическу, Дж. Энеску, С. Драгой, Ш. Няга, Е. Кока и др.). Среди коллективов, исполняющих Д., известностью пользуются молдавская капелла «Дойна», румынский Государственный народный оркестр им. Барбу Лэутару.

    Тексты: Фолклор молдовенескэ, Кишинэу, 1956; Поезие популарэ молдовеняскэ, Кишинэу, 1960; Flori alese din poezia populară, Buc., 1960; в рус. пер. — Молдавский фольклор. Песни и баллады, М., 1953; Румынские народные песни и сказки, М., 1963.

    Лит.: Аксьонова Л. А., Кынтекул популар молдовенеск, Кишинэу, 1958; Tocilescu Gr. G., Balade şi doine, Buc., 1958; Folclor din Transilvania, t. 1—2, Buc., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. до́йна;
    2. до́йны;
    3. до́йны;
    4. до́йн;
    5. до́йне;
    6. до́йнам;
    7. до́йну;
    8. до́йны;
    9. до́йной;
    10. до́йною;
    11. до́йнами;
    12. до́йне;
    13. до́йнах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Народная лирическая песня у румын и молдаван.

    2.

    Музыкальное произведение для инструментального оркестра в стиле такой песни.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    "ДОЙНА" - (Doina), хоровая капелла Молдавии, первый молдавский профессиональный хор. "Дойна" организована в 1930 в Тирасполе дирижером К. К. Пигровым; в 1940 переведена в Кишинев. С 1977 академическая.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ДОЙНА - лирическая народная песня у румын и молдаван.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    ДО́ЙНА -ы; ж.

    1. У румын и молдаван: лирическая народная песня. Протяжная и грустная молдавская д.

    2. Музыкальное инструментальное произведение в стиле этой песни.

    * * *

    до́йна

    (рум. doină), жанр (вокального, инструментального, вокально-инструментального) молдавского и румынского фольклора. Преобладает 2-частная форма, где первая часть основана на мелодике широкого дыхания, вторая часть — подвижная, танцевального характера (хора, сырба). Название «Дойна» носит Государственная академическая хоровая капелла Республики Молдова, основана в 1930.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    (рум. doina) - жанр (вок., инстр., вок.-инстр.) молд. муз. фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова "Д." существуют разл. мнения: одни исследователи считают, что оно происходит от лат. doleo - страдаю; другие связывают его с назв. старинной литов. песни "Дайна"; третьи полагают, что слово "Д." слав. происхождения и ведёт начало от слова "дуть", "дунуть". Возникновение Д. восходит к старинной нар. легенде: пастух, разыскивая потерявшихся овечек, поёт скорбную песню либо играет грустную мелодию на флуере (свирели) или чимпое (волынке). Найдя стадо, он выражает свою радость танцем и играет быструю зажигательную мелодию. Так родилась двухчастная - наиболее распространённая форма Д., где 2-я часть ("хора", "сырба", "чобэняска") - всегда подвижная танц. мелодия (в народе существуют также одночастные и даже трёхчастные Д.). Мелодии Д. импровизационны. Они могут иметь пасторальный, элегич., лирич., лирико-эпич. или скорбный характер. Им свойственны широкое дыхание, контрастные сопоставления (плавного движения со взлётами на большие интервалы, долгих звуков с короткими, напевности с речитативами), метроритмич. свобода; пунктирная и синкопированная ритмика чередуется в Д. с ровным движением. Обычно мелодии Д. украшены трелями, мордентами, фиоритурами, каденционными пассажами. В основе Д. лежат диатонич. лады мажорного и минорного наклонений с преобладанием гармонич. и дважды гармонич. минора, дорийского лада с высокой IV ступенью, дважды гармонич. мажора, переменного мажора-минора. Инструментальные Д. часто начинаются характерным гаммообразным запевом:

    Опираясь на образцы нар. Д., композиторы Сов. Молдавии создали ряд произв. в форме Д. Среди них: дойны С. Няги для лирико-колорат. сопрано и фп., для гобоя в сопровождении оркестра, "Дойна ноуэ" ("Новая дойна") Е. Коки, песни "Дойна", "Флуераш" С. В. Златова, "Молдавские эскизы" А. П. Каменецкого для симф. оркестра и др. Название "Д." носит Молд. гос. хоровая капелла (организована в 1930).

    Литература: Корчинский В., Молдавские наигрыши и песни, М., 1937; Лебедева Е. Н., Молдавские народные песни, М.-Л., 1951; Аксенова Л., Молдавские народные песни, Кишинев, 1958 (на молд. яз.).Л. А. Аксёнова.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Этнографический словарь

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: