лирическая народная песня румын и молдаван. Возникновение Д. относится к эпохе раннего феодализма. Примерно с 20—30-х гг. 19 в. и особенно в 20 в. развитие Д. в Румынии и Молдавии шло параллельно. Д. делятся на вокальные и инструментальные, исполняющиеся на флуере, чимпое, нае, скрипке и др. инструментах. При исполнении вокальных Д. участие инструмента необязательно. Мелодии Д. развёртываются как импровизация: они отличаются богатством ладовой основы, ритмической свободой. Д. говорят о жизни и борьбе народа на разных этапах истории. Первоначально Д. была пастушеской песней, первая часть которой представляла жалобу пастуха, а вторая, танцевального характера, выражала его радость по поводу возвращения стада домой. Со временем сложился целый цикл пастушеских Д. К 17 — началу 19 вв. относится формирование цикла знаменитых гайдуцких Д. о повстанцах, борцах против турецкого и феодального гнёта. Широко представлены любовные, рекрутские, революционные Д. Современные молдавские и румынские Д. выражают мысли и чувства строителей новой жизни. Мотивы и образы Д. использовали поэты-классики (В. Александри, М. Эминеску, Дж. Кошбук), композиторы (Ч. Порумбеску, Г. Музическу, Дж. Энеску, С. Драгой, Ш. Няга, Е. Кока и др.). Среди коллективов, исполняющих Д., известностью пользуются молдавская капелла «Дойна», румынский Государственный народный оркестр им. Барбу Лэутару.
Тексты: Фолклор молдовенескэ, Кишинэу, 1956; Поезие популарэ молдовеняскэ, Кишинэу, 1960; Flori alese din poezia populară, Buc., 1960; в рус. пер. — Молдавский фольклор. Песни и баллады, М., 1953; Румынские народные песни и сказки, М., 1963.
Лит.: Аксьонова Л. А., Кынтекул популар молдовенеск, Кишинэу, 1958; Tocilescu Gr. G., Balade şi doine, Buc., 1958; Folclor din Transilvania, t. 1—2, Buc., 1962.
ж.
1.
Народная лирическая песня у румын и молдаван.
2.
Музыкальное произведение для инструментального оркестра в стиле такой песни.
"ДОЙНА" - (Doina), хоровая капелла Молдавии, первый молдавский профессиональный хор. "Дойна" организована в 1930 в Тирасполе дирижером К. К. Пигровым; в 1940 переведена в Кишинев. С 1977 академическая.
ДОЙНА - лирическая народная песня у румын и молдаван.
ДО́ЙНА -ы; ж.
1. У румын и молдаван: лирическая народная песня. Протяжная и грустная молдавская д.
2. Музыкальное инструментальное произведение в стиле этой песни.
* * *
до́йна(рум. doină), жанр (вокального, инструментального, вокально-инструментального) молдавского и румынского фольклора. Преобладает 2-частная форма, где первая часть основана на мелодике широкого дыхания, вторая часть — подвижная, танцевального характера (хора, сырба). Название «Дойна» носит Государственная академическая хоровая капелла Республики Молдова, основана в 1930.
(рум. doina) - жанр (вок., инстр., вок.-инстр.) молд. муз. фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова "Д." существуют разл. мнения: одни исследователи считают, что оно происходит от лат. doleo - страдаю; другие связывают его с назв. старинной литов. песни "Дайна"; третьи полагают, что слово "Д." слав. происхождения и ведёт начало от слова "дуть", "дунуть". Возникновение Д. восходит к старинной нар. легенде: пастух, разыскивая потерявшихся овечек, поёт скорбную песню либо играет грустную мелодию на флуере (свирели) или чимпое (волынке). Найдя стадо, он выражает свою радость танцем и играет быструю зажигательную мелодию. Так родилась двухчастная - наиболее распространённая форма Д., где 2-я часть ("хора", "сырба", "чобэняска") - всегда подвижная танц. мелодия (в народе существуют также одночастные и даже трёхчастные Д.). Мелодии Д. импровизационны. Они могут иметь пасторальный, элегич., лирич., лирико-эпич. или скорбный характер. Им свойственны широкое дыхание, контрастные сопоставления (плавного движения со взлётами на большие интервалы, долгих звуков с короткими, напевности с речитативами), метроритмич. свобода; пунктирная и синкопированная ритмика чередуется в Д. с ровным движением. Обычно мелодии Д. украшены трелями, мордентами, фиоритурами, каденционными пассажами. В основе Д. лежат диатонич. лады мажорного и минорного наклонений с преобладанием гармонич. и дважды гармонич. минора, дорийского лада с высокой IV ступенью, дважды гармонич. мажора, переменного мажора-минора. Инструментальные Д. часто начинаются характерным гаммообразным запевом:
Опираясь на образцы нар. Д., композиторы Сов. Молдавии создали ряд произв. в форме Д. Среди них: дойны С. Няги для лирико-колорат. сопрано и фп., для гобоя в сопровождении оркестра, "Дойна ноуэ" ("Новая дойна") Е. Коки, песни "Дойна", "Флуераш" С. В. Златова, "Молдавские эскизы" А. П. Каменецкого для симф. оркестра и др. Название "Д." носит Молд. гос. хоровая капелла (организована в 1930).Литература: Корчинский В., Молдавские наигрыши и песни, М., 1937; Лебедева Е. Н., Молдавские народные песни, М.-Л., 1951; Аксенова Л., Молдавские народные песни, Кишинев, 1958 (на молд. яз.).Л. А. Аксёнова.