(укр., от гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать)
украинский народный танец, главным образом мужской. Включает прыжки, присядки, вращения, нередко имеет величавый, героический характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы. Народные мелодии или жанр Г. использованы во многих произведениях русских и украинских композиторов — в операх «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Мазепа» Чайковского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, в балетах «Конёк-Горбунок» Пуньи, «Тарас Бульба» Соловьева-Седого, «Гаянэ» Хачатуряна, «Маруся Богуславка» Свечникова и др. Название Г. носит одна из частей симфонической картины «Памяти Леси Украинки» Штогаренко.
А. И. Гуменюк.
ГОПА́К, -а, муж. Украинская народная пляска, а также музыка в ритме этой пляски. Плясать гопака.
-а́, м.
Украинская народная пляска, а также музыка к этой пляске.
[Сашка] ухарски топнул ногой и закричал: — Гопака! Раздались подмывающие отчаянные звуки запорожского танца. Скиталец, Огарки.
ГОПА́К, гопака, муж. (укр.). Украинская народная пляска. Плясать гопак или гопака.
м.
1.
Украинский народный танец.
2.
Музыка к такому танцу.
3.
Музыкальное произведение в ритме такого танца.
ГОПАК - украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.
гопа́к укр. танец, укр. гопа́к, производное от межд. гоп (Гоголь), укр. гоп, польск. hop от нем. hopp, hops (связанного с hüpfen "прыгать"); см. Клюге-Гётце 259; Голуб 64.
м.
gopak m(danse ukrainienne)
м.
gopak m(baile popular ucraniano)
м.
gopak(danza popolare ucraina)
ГОПА́К -а́; м.
1. Украинский народный танец. Сплясать г. Плясать гопака.
2. Музыка такого танца. Раздались звуки гопака.
* * *
гопа́к(укр., от гоп — восклицания во время танца), украинский народный танец с прыжками. Варианты гопака: сольный, парный, групповой. Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Возник в быту войска Запорожского.
* * *
ГОПАКГОПА́К, украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.
(укр., от гоп - восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати - прыгать) - укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей. В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. - сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста (
). В зап. областях, Украины существует "Гопак-коло" исполняемый замкнутой в круг группой танцоров.К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский ("Сорочинская ярмарка", песня "Гопак"), П. И. Чайковский ("Черевички", "Мазепа"), Н. А. Римский-Корсаков ("Майская ночь"), С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем"), В. П. Соловьёв-Седой ("Тарас Бульба"), А. И. Хачатурян ("Гаянэ"), А. Г. Свечников ("Маруся Богуславка"), А. Я. Штогаренко (сюита "Памяти Леси Украинки") и другие.
А. И. Гуменюк.