Большая Советская энциклопедия

    (укр., от гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать)

    украинский народный танец, главным образом мужской. Включает прыжки, присядки, вращения, нередко имеет величавый, героический характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы. Народные мелодии или жанр Г. использованы во многих произведениях русских и украинских композиторов — в операх «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Мазепа» Чайковского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, в балетах «Конёк-Горбунок» Пуньи, «Тарас Бульба» Соловьева-Седого, «Гаянэ» Хачатуряна, «Маруся Богуславка» Свечникова и др. Название Г. носит одна из частей симфонической картины «Памяти Леси Украинки» Штогаренко.

    А. И. Гуменюк.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. гопа́к;
    2. гопаки́;
    3. гопака́;
    4. гопако́в;
    5. гопаку́;
    6. гопака́м;
    7. гопа́к;
    8. гопаки́;
    9. гопако́м;
    10. гопака́ми;
    11. гопаке́;
    12. гопака́х.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ГОПА́К, -а, муж. Украинская народная пляска, а также музыка в ритме этой пляски. Плясать гопака.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -а́, м.

    Украинская народная пляска, а также музыка к этой пляске.

    [Сашка] ухарски топнул ногой и закричал: — Гопака! Раздались подмывающие отчаянные звуки запорожского танца. Скиталец, Огарки.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ГОПА́К, гопака, муж. (укр.). Украинская народная пляска. Плясать гопак или гопака.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Украинский народный танец.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ГОПАК - украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    гопа́к укр. танец, укр. гопа́к, производное от межд. гоп (Гоголь), укр. гоп, польск. hop от нем. hopp, hops (связанного с hüpfen "прыгать"); см. Клюге-Гётце 259; Голуб 64.

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    gopak m(danse ukrainienne)

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    gopak m(baile popular ucraniano)

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    gopak(danza popolare ucraina)

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    ГОПА́К -а́; м.

    1. Украинский народный танец. Сплясать г. Плясать гопака.

    2. Музыка такого танца. Раздались звуки гопака.

    * * *

    гопа́к

    (укр., от гоп — восклицания во время танца), украинский народный танец с прыжками. Варианты гопака: сольный, парный, групповой. Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Возник в быту войска Запорожского.

    * * *

    ГОПАК

    ГОПА́К, украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Музыкальная энциклопедия

    (укр., от гоп - восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати - прыгать) - укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей. В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. - сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста (

    ).

    В зап. областях, Украины существует "Гопак-коло" исполняемый замкнутой в круг группой танцоров.

    К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский ("Сорочинская ярмарка", песня "Гопак"), П. И. Чайковский ("Черевички", "Мазепа"), Н. А. Римский-Корсаков ("Майская ночь"), С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем"), В. П. Соловьёв-Седой ("Тарас Бульба"), А. И. Хачатурян ("Гаянэ"), А. Г. Свечников ("Маруся Богуславка"), А. Я. Штогаренко (сюита "Памяти Леси Украинки") и другие.

    А. И. Гуменюк.

  25. Источник: Музыкальная энциклопедия



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: