«Наклонение»

Наклонение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Наклонение»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Англо-русский словарь технических терминов
  11. Русско-английский словарь математических терминов
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Литературная энциклопедия
  18. Энциклопедический словарь
  19. Музыкальная энциклопедия
  20. Русско-английский политехнический словарь
  21. Dictionnaire technique russo-italien
  22. Русско-украинский политехнический словарь
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Естествознание. Энциклопедический словарь
  25. Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  26. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  27. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (лат. modus) — особая глагольная форма; выражает тот или другой оттенок (так называемая модальность) действия, означаемого данным глаголом. Модальность действия может быть троякая: 1) логическая, когда в речи обозначается отношение сказуемого к подлежащему: известное действие или состояние (означенное данным глаголом) может быть мыслимо, как признак подтверждаемый, отрицаемый, фактически существующий, возможный, необходимый и т. д.; 2) психологическая, когда обозначается отношение говорящего к речи: говорящий сообщает о чем-либо, спрашивает, восклицает, приказывает или просит, догадывается, опасается, надеется, сомневается и т. д.; 3) социальная, когда в речи отражаются общественные отношения: между равными, низшего к высшему и обратно и т. д., причем сообразно с разницей социального положения связаны и разные способы выражения. Как особая форма, Н. гораздо моложе времен. Еще Гейзе ("System der Sprachwissenschaft", Б., 1856) говорил, что "язык раньше выработал времена, чем Н.". На это, между прочим, указывает отсутствие настоящих Н. в семитических языках, где время и Н. неразделимы: несмотря на большое богатство глагольных видов и залогов, мы находим в еврейском совпадение так называемого "первого Н." с verbum perfectivum, а второго — с v. imperfectivum. В санскрите уже наблюдается различение времени от Н., но вполне оно еще не выработалось: некоторые Н. свойственны здесь только известным временам, а в других не встречаются. Та же первичная неясность и неразграниченность времени и Н. наблюдается и в других индоевропейских языках. Так, например, будущее время, с помощью интонации и данной ситуации (см. Семасиология), может заменять повелительное Н.: ты сейчас же сделаешь это! Это понятно, ибо повелительное Н. обозначает также действие еще не совершившееся, но имеющее совершиться в будущем. В латинском языке будущее время может заменять желательное Н., например у Теренция: sic me di amabunt, ut me tuarum miseritumst fortunarum. В вопросительно-требовательных ("делиберативных") предложениях латинское сослагательное наклонение (например, quid faciamus) по-гречески переводится изъявительным будущего (τί ποιήσομεν). Немецкое будущее время во фразах вроде: das wird sich so verhalten (это, вероятно, будет так) равносильно H. potentialis и т. д. Как в этих случаях будущее получает значение того или другого наклонения, так в латинском древнее сослагательное наклонение превратилось в будущее время и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что первично время и наклонение (как в еврейском) совпадали и лишь впоследствии, с помощью чисто случайных, вероятно, признаков, дифференцировались друг от друга. При этом время господствовало над Н., но уже очень рано употреблялось синтаксически для целей последнего, иногда изменяясь формально. Только тогда и могла выработаться особая семасиологическая категория Н., когда уже возникли формы Н., независимые от временных (ср. Curtius, "Bildung der Tempora und Modi im Griech. und Latein.", Берлин, 1846). Первичное тождество времен и Н. сказывается и в том обстоятельстве, что суффиксальные элементы, служащие для образования основ тех и других, нередко тождественны, как, например, тематический суффикс —e—, —o—, свойственный сослагательному и изъявительному Н. Неотделимы друг от друга также формы инъюнктива (см.) и изъявительного H. (indicativus). Индоевропейский праязык, в эпоху перед разделением своим на отдельные индоевропейские языки, обладал следующими Н.: инъюнктив (см.), сослагательное H. (см.; = лат. conjunctivus), желательное Н. (см.; = лат. optativus) и повелительное Н. (см.; = лат. imperativus). H. изъявительное (см.) не есть в сущности настоящее наклонение и образует свои основы с помощью суффиксов, служащих для образования разных специальных времен. Причисляемое к Н. неопределенное H. (infinitivus) — также вовсе не Н., а отглагольное имя, в разных падежах. То же надо сказать и о так называемом достигательном Н. или супине (см.). Так называемое условное Н. санскрита (conditionalis) представляет собой будущее время с аугментом, а прекатив (см.) или бенедиктив — разновидность желательного Н. (образованного от аориста).

    Литература. Wüllner, "Die Bedeutung der sprachlichen Casus und Modi" (Мюнстер, 1827); Herling, "Vergleich. Darstellung der Lehre vom Tempus und Modus" (Ганновер, 1840); Nägelsbach, "De vera modorum origine" (Эрланген, 1843); Scheuerlein, "Ueber den Charakter der Modi in d. griech. Sprache" (Галле, 1842); Weissenborn, "De modorum apud Latinos natura et usu" (Эйзенах, 1846); Rusén, "Unde notiones modorum verbi sint repetendae" (Упсала, 1855); L. Tobler, "Uebergang zwischen Tempus und Modus" (Lazarus и Steinthal "Zeitschr. f. Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft", т. II); A. Bergaigne, "De conjunctivi et optativi in Indoeurop. linguis informatione etc." (П., 1877); Kohlmann, "Ueber die Modi des griech. und des lat. Verbums etc." (Эйслебен, 1883); W. Büttner, "Vom Optativus und Conjunctivus" (Швейдниц, 1879).

    С. Булич.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Наклоне́ние

    грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности. В разных языках имеется разное число Н. Немаркированное (формально не выраженное специальными признаками) Н., обозначающее, что действие или состояние мыслится говорящим как утверждаемое или отрицаемое и как реальное, называется изъявительным. Из маркированных Н. выделяются Н. типа сослагательного, которыми говорящий выражает отношение к реальности, возможности, желательности излагаемого события: ирреальное (невозможность события), потенциальное (возможность), условное, желательное и др. Др. группу образуют Н., при которых говорящий побуждает кого-либо из участников речевой ситуации к осуществлению излагаемого события: повелительное (иди!), побудительное (пойду-ка я), запретительное (не курить!). Н. может выражаться особыми формами спряжения, аффиксами, просодическими средствами (ударение, тон), сочетаниями с частицами и др. В ряде языков есть согласование по Н.

    II

    в музыке, качество Лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями — большая или малая. Отсюда два основных вида Н.: мажорное (между I и III ступенями большая терция) и минорное. Н. лада связано со специфическими эмоциональным характером: мажорное Н. придаёт ладу светлую окраску, пригодно для передачи радостного, бодрого состояния; минорное, напротив, сообщает ладу мрачную окраску и используется для передачи грустного, меланхолического настроения, трагического душевного состояния. Различие в Н. касается не только двух основных ладов европейской музыки, но и ряда др. диатонических и недиатонических ладов. Например, к группе ладов мажорного Н.относятся лидийский, миксолидийский,к группе минорного — фригийский, дорийский и др. (см. Натуральные лады, Средневековые лады). Н. может сохраняться и оставаться преобладающим и в современной хроматизированной ладотональной структуре с типичным для неё смешением разнородных ладовых признаков.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. наклоне́ние;
    2. наклоне́ния;
    3. наклоне́ния;
    4. наклоне́ний;
    5. наклоне́нию;
    6. наклоне́ниям;
    7. наклоне́ние;
    8. наклоне́ния;
    9. наклоне́нием;
    10. наклоне́ниями;
    11. наклоне́нии;
    12. наклоне́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    НАКЛОНЕ́НИЕ, -я, ср. В грамматике: система форм (парадигма) глагола, выражающих отношение действия к действительности. Изъявительное, повелительное, сослагательное н.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Действие по знач. глаг. наклонить—наклонять и наклониться—наклоняться.

    Вронский низко поклонился и подвинул ей [Анне] стул. Она отвечала только наклонением головы. Л. Толстой, Анна Каренина.

    2. грамм.

    Категория глагола, выражающая отношение к действительности.

    Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение.

    - магнитное наклонение

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    НАКЛОНЕ́НИЕ, наклонения, ср.

    1. Действие по гл. наклонить-наклонять и наклониться-наклоняться.

    2. Форма глагола, выражающая, каким представлено действие - реальным, желаемым, требуемым и т.п. (грам.). Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср. разг.

    Движение тела в гимнастике; наклон 2..

    II

    ср.

    Грамматическая категория глагола, выражающая отношение называемого им действия к внеязыковой действительности (в лингвистике).

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    НАКЛОНЕНИЕ - в музыке - качество лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями - большая (мажорное наклонение) или малая (минорное наклонение). См. Мажор и Минор.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    I ср. inclination II ср.;
    грам. mode, mood изъявительное наклонение ≈ indicative повелительное наклонение условное наклонение сослагательное наклонениес. грам. mood.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Англо-русский словарь технических терминов

    inclination

  19. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  20. Русско-английский словарь математических терминов

    n.inclination

  21. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    наклонение с 1. (действие) Neigen n 1 2. грам. Modus m, sg неизм., pl -di, Aussageform f c изъявительное наклонение Indikativ m 1a повелительное наклонение Imperativ m 1a условное наклонение Konditionalis m, sg неизм., pl -les

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)(действие) Neigen n

    2)грам. Modus m, sg неизм., pl -di, Aussageform f

    изъявительное наклонение — Indikativ m

    повелительное наклонение — Imperativ m

    условное наклонение — Konditionalis m, sg неизм., pl -les

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)(действие) inclinaison f

    2)грам. mode m

    повелительное наклонение — impératif m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)(действие) inclinación f

    2)грам. modo m

    изъяви́тельное наклоне́ние — modo indicativo, indicativo m

    неопределенное наклоне́ние — modo infinitivo, infinitivo m

    повели́тельное наклоне́ние — modo imperativo, imperativo m

    сослага́тельное наклоне́ние — modo subjuntivo, subjuntivo m

    усло́вное наклоне́ние — modo condicional, condicional m



    магни́тное наклоне́ние — inclinación (desviación) magnética

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)грам. modo m

    изъявительное / повелительное / сослагательное наклонение — modo indicativo / imperativo / congiuntivo

    2)(действие, состояние) inclinazione f, pendenza f



    история не знает сослагательного наклонения — la storia non ammette i "se"

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Литературная энциклопедия

    наклоне́ние

    морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Общее значение наклонения – отношение события к действительности. У рус. глагола три наклонения: изъявительное (прихожу/пришёл/приду), условное (пришёл бы) и повелительное (приходи). Формы условного наклонения могут использоваться в значении повелительного (шёл бы ты домой).

  33. Источник: Литературная энциклопедия



  34. Энциклопедический словарь

    НАКЛОНЕ́НИЕ -я; ср.

    1. к Наклони́ть - наклоня́ть и Наклони́ться - наклоня́ться.

    2. Лингв. Категория глагола, выражающая отношение к действительности. Изъявительное н. Повелительное н. Сослагательное н.

    Магнитное наклоне́ние. Физ. Угол, образуемый силовой линией магнитного поля Земли с плоскостью горизонта.

    * * *

    наклонение

    I

    грамматическая категория глагола, формы которой выражают различия в отношении содержания высказывания к действительности или в отношении говорящего к содержанию высказывания (изъявительное, сослагательное, повелительное, условное и другие наклонения).

    II

    (муз.), качество лада, определяющееся тем, какая терция образуется между I и III ступенями — большая (мажорное наклонение) или малая (минорное наклонение). См. мажор и минор.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Музыкальная энциклопедия

    качество, обусловливающее противоположную направленность ладов и аккордов (dur и moll). Генетически понятие "Н." пересекается с др.-греч. по происхождению понятием "род" (genos). Последнее служило для различения трёх осн. типов ладозвукорядных структур (диатонический, хроматический и энармонический роды), а также пропорций и метрич. стоп, позднее он применялся в лат. транскрипции: genus (Боэций I, 21-23). По мере разработки в разл. странах своей нац. муз. терминологии слово genus превратилось в итал. gиnere (Дж. Царлино), франц. genre (M. Мерсенн), нем. Geschlecht (род, пол). При этом термин "род" был перенесён на два осн. лада - с большой, или "твёрдой", терцией (maggiore, dur) и с малой, или "мягкой" (minore, moll). См. Мажор, Минор.

    Гл. понятия, обозначающие два осн. H. - dur и moll, также зародились в Др. Греции. По К. Дальхаузу, термины "dur" и "moll" со времён античности до 17 в. применялись по отношению к разл. муз. противоположностям. К. Птолемей (2 в.) разделял роды тетрахордов на "твёрдые" (syntonon, лат. durum) и "мягкие" (malakon, лат. molle) в зависимости от того, как натянуты средние (в тетрахорде) струны - более "остро" или, наоборот, более "слабо". Следуя Птолемею, Боэций (нач. 6 в.) считал диатон родом более твёрдым и естественным (durius et naturalius), a хрому - имеющей более мягкий характер (mollius). От контраста диатоники и хроматики перешли к "твёрдому" целому тону - как бы представителю диатонизма, и к "мягкому" полутону - хроматизма (у ср.-век. последователей Боэция). Эстетически целый тон истолковывался как интервал "совершенный", ясный, простой, а полутон - как "несовершенный", усложнённый и неясный (о несовершенстве полутона писал ещё Гвидо д'Ареццо). Тем самым dur и moll связывались с выразительностью и ценностью интервалов. По аналогии с этой парой интервалов было понято и различие между большой и малой терцией (Йоханнес Кохлеус, нач. 16 в.: большая терция - tertia dura, a малая терция - tertia mollis).

    Проблема "твёрдого" тона и "мягкого" полутона была особенно острой по отношению к ступени В: в одних случаях это было "острое"

    quadratum или

    durum, в других -"мягкое"

    molle. В "Dialogus de musica" (нач. 11 в.?) оба варианта ступени В появляются как "nоnа prima" - h (h - это знак "квадратного", "твёрдого", В:

    ) и "nоnа secunda" - b. Различие между

    durum (или quadratum,

    carre) и b molle (или b rotundum - "круглое" В), зафиксированное в названиях нотных знаков, сохранилось в терминах "бекар" и "бемоль" (позднее у франц. муз. теоретика Мерсенна

    quarre, b moll; в странах нем. языка и ныне бемоль называется "das Be". Противопоставление h(

    ) и b было распространено и на др. ступени с соответствующими интервальными соотношениями. В системе гексахордов их названия указывают на наличие в звуковом составе ступеней

    (hexachordum durum, g-e1) и b (hexachordum molle f-d1), или на отсутствие той и другой (hexachordum naturale, c-a). Звукоряд с

    durum (=h) получил название cantus duras, H duraliter, a транспонированный звукоряд с b molle (=

    ) - соответственно cantus mollis, H. mollariter (ещё у Я. Свелинка, 17 в.; H. П. Дилецкий называет музыку без ключевых знаков "дуральной", а с бемолями при ключе - "бемолярной").

    В 17 в. термины dur и moll (по К. Дальхаузу) перестали обозначать состав звукоряда (наличие h или b, т. е. в сущности транспозиционную гамму) и стали характеристикой ладового Н., в зависимости от терции лада (в нач. 17 в. у Й. Кеплера понятия genus durum: g-e-d-e-c-H-G и genus molle: g-es-d-c-B-G; в кон. 17 в. у А. Веркмейстера - обозначения Н. в совр. смысле: a-moll, e-moll).

    С кон. 19 в. закрепляется термин, обозначающий смешанное мажорно-минорное H. (M. Гауптман, X. Риман, Ф. О. Геварт, Г. Шенкер, Г. Л. Катуар, И. В. Способин), см. Мажоро-минор.

    Научно-теоретич. объяснение Н. по существу есть обоснование мажора и минора как созвучий и как ладов. Предпосылкой для этого было признание теорией музыки консонантности терции (13 в. - Йоханнес де Гарландиа Старший, Франко Кёльнский; затем Ултер Одингтон). Но лишь в 16 в. Глареан закрепил в теории давно уже (по Глареану - 400 лет) существовавшие в европ. музыке ионийский и эолийский лады (формально совпадающие с мажором и минором) с их плагальными разновидностями. Первая науч. теория двух Н. предложена Дж. Царлино (1558), хотя он ещё рассматривал мажорное и минорное трезвучия (называя их "гармониями") как сочетания интервалов. Мажорное Н. трезвучия он объяснял гармонической пропорцией 15:12:10, а минорное - арифметической 6:5:4; принцип различия между Н. он усматривал в двух разл. положениях терций внутри рамки, образуемой звуками квинты. Царлино подметил связь между структурой "гармонии" и характером выразительности: "Если большая терция помещается в нижних голосах, гармония делается весёлой (allegra), a если помещается в верхних, то делается печальной (mesta)". Царлино первым указал на мажорность и минорность всех существующих ладов в зависимости от большой или малой терции вверх от финалиса и разделил все лады на две группы - с большой терцией и большой секстой (С, F, G) и с малой терцией и малой секстой (D, Е, А). Н. Дилецкий (1681) признавал музыку "по смыслу трегубой" (троякой, т. е. трёхладовой): "весёлой, жалостной и смешанной" (в более ранней редакции своего муз.-теоретич. труда, относящейся к 1677, - "радостной, печальной и смешанной"). Однако в действительности он исходил из представления только о двух противоположных ладах, считая третий объединением двух первых (начальная часть мелодии - "весёлая", заключительная - "жалостная"); в подтверждение этого он приводил примеры из нар. музыки. Основания двух ладов Дилецкий получал путём разделения "надвое" осн. звукоряда ("шести знамений мусикийских"):

    Ж. Ф. Рамо (1722) стремился обосновать два Н. в музыке акустич. закономерностями и выводил мажорный аккорд непосредственно из состава муз. звука, из производимых частями звучащего тела обертонов: "Каждая струна содержит в себе все другие струны, меньшие, чем она сама...". Однако вывести подобным образом трезвучие минорного Н. не удалось ни Рамо, ни последующим теоретикам. Это порождает сомнения в правомерности выведения из натурального звукоряда и мажорного аккорда. Одно из принципиальных достижений Рамо - утверждение найденного уже в практике генерал-баса монолитного единства трёх звуков в accord perfait - консонирующем трезвучии. Для обоснования же двух его Н. в конце концов Рамо обратился к различию тех же двух пропорций (20:25:30 и 20:24:30).

    Новый вклад в учение о Н. внесла нем. наука 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. М. Гауптман (1853) при объяснении мажорного аккорда исходил из того, что "имеется три прямо понимаемых интервала: I - октава, II - квинта, III - терция (большая). Они неизменны". С помощью этих интервалов можно получить только два аккорда, составляющие монолитные единства - мажорное и минорное трезвучия. Объединение интервалов мажора достигается нижним, осн. тоном (C-G, с-е), а минора - тоном квинты (C-F, c-as). Благодаря этому объединяющий созвучие (Klang) тон мажора имеет свою квинту и терцию, а минора, наоборот, имеется у своих квинты и терции. Различие в Н. обосновывается, т. о., как логич. противоположность между состояниями: действительным (активным) "иметь" (das Haben) и страдательным (пассивным) "быть" (das Sein). Поэтому мажорное трезвучие - стремящаяся вверх сила, а минорное - опускающаяся тяжесть. Г. Гельмгольц, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт развили теорию дуализма двух Н., согласно к-рой минорное трезвучие трактуется как зеркально-перевёрнутое отражение мажорного; мажор объясняется обертоновым, а минор - не существующим в природе унтертоновым рядом. Так, напр., Риман обозначал трезвучие C-dur как с+, a c-moll как

    , считая звуки вниз от исходного (у Гауптмана ещё нет такой полярности Н.). Карг-Элерт распространил дуализм Н. и на систему тональных функций. По Г. Шенкеру, выделение двух ладов, ионийского и эолийского (будущих мажора и минора), из системы старых церк. ладов произошло благодаря тому, что в эпоху развития вертикально-аккордовой тенденции только они сохраняли окраску своего Н. на всех трёх осн. ступенях - IV, I и V. Б. Л. Яворский объяснял два Н. трезвучий разл. взаиморасположением одних и тех же двух ладообразующих тритоновых "систем", сцепленных друг с другом тоном совпадения - единичной (разрешающейся в большую терцию:

    и двойной (соответственно разрешающейся в малую терцию:

    Мажорный лад образуется совокупностью единичной системы и вышележащей двойной со своими разрешениями в устой, а минорный - двойной системой и вышележащей единичной со своими разрешениями:

    А. С. Оголевец усматривал противоположность Н. в противонаправленности напряжений звуков тональной системы. От главного устоя лада - тонической квинты - идущие по квинтам вверх тоны обладают восходящим a-напряжением, а идущие по квинтам вниз - нисходящим Я-напряжением:

    Мажорность есть преобладание a-напряжений, минорность - b-напряжений. Напр., мажорное трезвучие С = 1b + 4a + 1a, а минорное с = 1a + 4b + 1b; натуральный мажорный звукоряд простирается в пределах: 2b - 5a, натуральный минорный: 5b - 2a; более чем минорный фригийский лад (при той же тонике): 6b - 1a; просветлённый минор - дорийский: 4b - 3а, и т. д.

    Литература: Дилецкий Н. П., Мусикийская грамматика, 1681, изд. под ред. С. Смоленского, СПБ, 1910; его же, Грамматика музыкална, 1723, факс. изд., К., 1970; Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1876, то же, Полн. собр. соч., т. IIIа, М., 1957; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Rыжкин И. Я., Mазель Л. A., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2, М., 1934-39; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, M.-Л., 1937, M., 1966; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Воеthius, De institutione arithmetica; De institutione muslca..., Lpz., 1867; Glarean H., Dodekachordon, Basel, 1547 (facs. ed., Ann Arbor, 1950); Zarlino G., Le Istitutioni harmoniche, Venetia, 1558 (facs. ed., N. Y., 1965); Mersenne M., Harmonie universelle, P., 1638 (facs. йd., P., 1963); Rameau J. Ph., Traitй de l'harmonie reduite а ses principes naturels, P., 1722 (facs. ed., N. Y., 1965); Hauрtmann M., Die Natur der Harmonik, Lpz., 1853; Oettingen A., Harmoniesystem in dualer Entwickelung, Dorpat-Lpz., 1866; Riemann H., Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890; его же, Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen funktionen der akkorde, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. - Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1901); его же, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905; Karg-Elert S., Polaristische Klang-und Tonalitдtslehre, Lpz., 1932; Dabihaus C., War Zarlino Dualist?, "Die Musikforschung", 1957, Jahrg. 10, H. 2; eго же, Die Termini Dur und Moll, "AfMw", 1955, Jahrg. 12, H. 4; Ghevaillier L., Les theories harmoniques, Encyclopйdie de la musique et dictionnaire de conservatoire, pt. 2, (v. 1), P., 1925 (рус. пер. - История учений о гармонии, М., 1931).Ю. Н. Холопов.

  37. Источник: Музыкальная энциклопедия



  38. Русско-английский политехнический словарь

    inclination

    * * *

    наклоне́ние с.

    inclination

    магни́тное наклоне́ние — dip of the needle, magnetic dip, angle of inclination

    наклоне́ние орби́ты — inclination of the orbit, orbital inclination

    * * *

    1) obliquity; 2) inclination

  39. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  40. Dictionnaire technique russo-italien

    с.

    inclinazione f; pendenza f

    - магнитное наклонение

    - наклонение орбиты

    - наклонение эклиптики

  41. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  42. Русско-украинский политехнический словарь

    1) техн., физ.(действие) нахи́лення, (неоконч. - ещё) нахиля́ння

    2)(наклон) астр., техн., физ. на́хил, -лу, нахи́лення

    - магнитное наклонение

    - наклонение орбиты

  43. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    1) техн., физ.(действие) нахи́лення, (неоконч. - ещё) нахиля́ння

    2)(наклон) астр., техн., физ. на́хил, -лу, нахи́лення

    - магнитное наклонение

    - наклонение орбиты

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Естествознание. Энциклопедический словарь

    грамматич. категория глагола, формы к-рой выражают различия в отношении содержания высказывания к действительности или в отношении говорящего к содержанию высказывания (изъявит., сослагат., повелит., условное и др. Н.).

  47. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  48. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  49. Источник:



  50. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  51. Источник:



  52. Большой Энциклопедический словарь

  53. Источник: