(франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло)
орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме — с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10—12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. начала 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13—14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14—15 вв. искусство В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В. чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют «кабинетные» В. — однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. эпохи «Модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла (См. Органическое стекло), В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960—61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.
Лит.: Минухин Е., Витражи, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951; Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955; Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.
И. М. Глозман.
«Вознесение». Около 1145. Фрагмент. Собор в Ле-Мане. Франция.
Л. Г. Полищук и С. И. Щербина. Витраж в здании Института автоматики и телемеханики в Москве. 1968. Фрагмент.
ВИТРА́Ж, -а, муж. Картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях).
| прил. витражный, -ая, -ое.
-а и -а́, м.
Картина или узор из цветных стекол (в окнах, дверях и т. п.).
Лучи январского солнца пронизывали цветные стекла витражей. Никулин, России верные сыны.
[франц. vitrage]
м.
Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
ВИТРАЖ (франц. vitrage - от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.
Вставленная в оконный или дверной проем, либо в самостоятельную раму декоративная композиция, выполненная из кусков (в большинстве случаев разноцветного) стекла. В современной архитектуре - обширное остекление фасада крупноразмерными стеклами, закрепленными в металлических рамах.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминов
орнаментальная или сюжетная композиция из цветных стёкол в переплётах световых проёмов
(Болгарский язык; Български) — витраж
(Чешский язык; Čeština) — vitráž
(Немецкий язык; Deutsch) — Vitrage; undurchsichtiger Fenstervorhang
(Венгерский язык; Magyar) — fényáteresztő határoló szerkezet; üvegablak
(Монгольский язык) — өнгөт шилэн шигтгээ зураг
(Польский язык; Polska) — witraż
(Румынский язык; Român) — vitraliu
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — vitraža
(Испанский язык; Español) — vidriera; vitral
(Английский язык; English) — vitrage; stained glass window; vitrail
(Французский язык; Français) — vitrage; vitrail
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
муж. stained-glass windowм. stained-glass window.
stained glass, leaded light
витраж м Glasmalerei f c
м
Glasmalerei f
м.
vitrail m
м.
vidriera de colores, vitral m
м.
vetrata f; редко vetriata f
ВИТРАЖ, цветное СТЕКЛО, используемое для украшения окон. Встречаются, главным образом, в церквях. Самый старый из сохранившихся образцов витражей находится в соборе г. Аугсбурга, в Германии и датируется приблизительно 1100 г. Витражи делаются из стекла, в которое при его производстве добавляют окрашивающие металлические оксиды. Получившиеся листы цветного стекла нарезаются на небольшие кусочки необходимой формы, из которых потом выкладывают задуманный узор или картину. Эти кусочки соединяются и держатся гибкими полосками свинца, которые образуют темные выразительные контуры. Детали рисуются на поверхностях стекла ЭМАЛЬЮ и подвергаются тепловой обработке. Другие методы изготовления витражей включают применение цветных покрытий на прозрачном стекле. Сложные изображения могут быть выгравированы на поверхности. В современных витражах кусочки стекла иногда соединяются не свинцовыми полосками, а клейким веществом.
ВИТРА́Ж -а и -а́; м. [франц. vitrage] Картина или орнаментальная композиция из цветных стёкол (в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно).
◁ Витра́жный, -ая, -ое. В-ое стекло.
* * *
витра́ж(франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (например, в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.
* * *
ВИТРАЖВИТРА́Ж (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.
(франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло) - орнаментальная или сюжетная композиция нэ стекла или др. материала, пропускающего свет. Размещаются обычно в оконных проёмах, дверях, перегородках, иногда в виде самостоят. панно (см. рис.). В древности изготовлялись из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображения и скреплённых алебастром, с 10 в. - свинцовыми полосками (распространены в готич. храмах), или создавались как живопись по стеклу. Совр. В. создают также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или ж.-б., из органич. стекла и др. В совр. стр-ве В. наз. также сложное остекление фасада или его части в зданиях и сооружениях.
Витраж
stained glass, leaded light
* * *
витра́ж м.stained glass, stained-glass panel
* * *
stained glass
м.
vetr(i)ata f, invetriata f