Словарь Брокгауза и Ефрона

    испанский танец, сочиненный в конце XVI стол. Вследствие необузданного и соблазнительного характера С. была изгнана со сцены. Танцевали ее с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой. Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном виде, получив более благородный и величественный характер. Темп в обновленной С. медленный, счет в 3/4, форма двухколенная (каждое колено в восемь тактов). Повторения колен были варьированы, вследствие чего С. имела одну или две вариации, или так назыв. doubles. С. сопровождалась кастаньетами.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (исп. zarabanda)

    старинный испанский народный танец. В литературных источниках впервые упоминается в 1583. Музыкальный размер 3/4, 3/2. Танец исполнялся очень темпераментно. В 17 в. во Франции С. подверглась переработке, её начали танцевать, подобно Менуэту, парами, в величественной манере. В 17—18 вв. С. становится придворным танцем; вводят её в балетные партитуры («Триумф любви» Люлли и др.). Как музыкальная форма входила в инструментальную сюиту 18 в.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. сараба́нда;
    2. сараба́нды;
    3. сараба́нды;
    4. сараба́нд;
    5. сараба́нде;
    6. сараба́ндам;
    7. сараба́нду;
    8. сараба́нды;
    9. сараба́ндой;
    10. сараба́ндою;
    11. сараба́ндами;
    12. сараба́нде;
    13. сараба́ндах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Старинный испанский танец трехдольного размера, а также музыка к этому танцу.

    2.

    Музыкальное произведение в ритме этого танца.

    [исп. zarabanda]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    САРАБА́НДА, сарабанды, жен. (исп. sarabanda). Медленный и плавный испанский народный танец.

    || Музыка к этому танцу, часто входящая в состав симфонических сюит (муз.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж. устар.

    1.

    Испанский танец, исполняемый в медленном темпе.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    САРАБАНДА (исп. zarabanda) - старинный испанский народный танец. В 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    САРАБАНДА (испанское zarabanda), 1) старинный испанский народный танец (3-дольный). С 17 в. придворный танец в странах Европы. 2) Часть инструментальной сюиты.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. saraband

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. муз.

    sarabande f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. муз.

    zarabanda f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    САРАБА́НДА -ы; ж. [исп. zarabanda]

    1. Старинный испанский танец трёхдольного размера; музыка к этому танцу.

    2. Музыкальное произведение в ритме этого танца.

    * * *

    сараба́нда

    (исп. zarabanda), 1) старинный испанский народный танец (трёхдольный). В XVII—XVIII вв. распространился в Западной Европе как бальный танец.2) Часть инструментальной сюиты.

    * * *

    САРАБАНДА

    САРАБА́НДА (исп. zarabanda), старинный испанский народный танец. В 17—18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Музыкальная энциклопедия

    (испан. zarabanda) - старинный танец, известный с 16 в. Этимология названия не установлена; вероятно, С. происходит от.одного из видов андалусского танца урожая. Лит. форма традиц. танц.-песенных текстов, известных под назв. С, близка заджал - строфич. форме с рефреном (Refrainform) арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с 11 в. Ранние испан. документы свидетельствуют также о связи С. с лат.-амер. (в частности, мексиканским) танц. фольклором.

    Ранние формы С., очевидно, различались по образному строю, характеру; так, напр., в классич. испан. лит-ре (М. де Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Ортиц, Э. Наварро) она определяется как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет, а в "Ramo de la Inquisition" содержится указание, что С., созданная П. де Фреджо в 1569, пелась во время погребальной церемонии (за это её автор был привлечён инквизицией к ответственности); в 1583 пение С. в Испании было запрещено.

    В источниках С. нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей. Первый печатный образец С. содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж. Монтесардо (Флоренция, 1606). В 1612 М. Преториус опубл. большое число С. в сб. инстр. пьес "Терпсихора".

    Сарабанда из сборника "Терпсихора".

    В 1618 в Испании С. стала, несмотря на запрет, придв. танцем и приобрела торжеств., величеств. характер; позднее её танцевали при дворах др. европ. королей (с 1625 - во Франции). Изменение её характера особенно заметно на примере франц. С. (зaravanda francesa, в отличие от зaravanda espaсola), к-рая первоначально была подвижным танцем, а в дальнейшем (с сер. 17 в.) танцевалась подобно придворному менуэту.

    Постепенное распространение С. как инстр. пьесы (клавирной, ансамблевой), а также как номера в опере и балете способствовало кристаллизации её жанровых признаков, однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (напр., в творчестве А. Вивальди). В Англии С. появилась в начале 17 в., причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца; в нем. источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной С. относится к более раннему времени.

    С сер. 17 в. С. становится постоянной частью инстр. танц. сюиты, в к-рой она занимает место перед заключит, жигой. Важнейшие признаки жанра - медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта. Наивысшими достижениями в этом жанре являются С. из инстр. сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха:

    И. С. Бах. Французская сюита E-dur. Сарабанда.

    В 20 в. образцы С. встречаются в инстр. произв. ряда композиторов, в творчестве к-рых заметны неоклассич. тенденции (сюита "Pour le piano", 1901, "Образы", 1905, Дебюсси; балет "Агон" Стравинского, 1957).

    И. Ф. Стравинский. "Агон", Saraband-step.Литература: Sachs С., World history of the dance, N. Y., 1937, p. 367-71; Stevenson R., The sarabande, a dance of american descent, "Inter-American music bulletin", 1962, No 30, p. 1 - 13; его же, The mexican origins of the sarabanda, там же, 1963, No 33.Т. Л. Ляхова.

  27. Источник: Музыкальная энциклопедия



  28. Этнографический словарь

  29. Источник:



  30. Большой Энциклопедический словарь

    САРАБАНДА
    САРАБАНДА (исп. zarabanda) - старинный испанский народный танец. В 17-18 вв. распространился в Зап. Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  31. Источник: