содранная с дерева кора липы. Л. употребляется или для получения мочала (см. Мочальное производство), или в виде сухого лубка идет на покрышку крыш деревенских строений. Для этой цели предназначают лубки, почему-либо непригодные для сдирки мочала. Их сушат после сдирки все лето в лесу, очищают зимой топором от толстой, растреснувшейся корки, распластывают, для чего приходится распаривать их на огне, сушат после распаривания снова под гнетом и, наконец, обделанными и распрямленными вывозят по зимнему пути из лесу. Толщина лубков колеблется от1/2до 31/2линий, длина от 11/2до 3 арш., ширина бывает около аршина.
В. Д.
народная картинка, произведение графики (См. Графика) (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Л., лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л., исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества (См. Народное творчество), но к Л. обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Л. появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. — в гравюре на дереве. Европейский Л., в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религиозные образы в Л., теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Л. использовался как публицистическое оружие (таковы «летучие листки» времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, Л. эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л. выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Л. 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный Л. (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы Л. были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.
Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1—5 (текст) и 1—3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L. et Saulnier R., L’imagerie populaire, P., 1926.
И. С. Куликов. Лубок на тему ликвидации неграмотности. Гуашь. 1920-е гг.
«Джунг-хой, разрубающий беса». Китай. 19 в. Раскрашенная ксилография.
«Московские сбитенщик и ходебщик». Раскрашенная литография. Россия. 19 в.
«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.
«Охотник медведя колет, а собаки грызут». Россия. 1-я пол. 18 в. Раскрашенная ксилография.
«Битва у пирамид». Раскрашенная литография. Франция. 1-я четв. 19 в.
«Крысиная свадьба». Вьетнам. 20 в. Раскрашенная ксилография.
«Гренадёр». Россия. 2-я четв. 18 в. Ксилография.
«Кот казанский». Россия. 1-я четв. 18 в. Ксилография.
«Филин». Раскрашенная гравюра на меди. Россия. Нач. 19 в.
«Христос — добрый пастырь». Германия. 2-я пол. 15 в. Раскрашенная ксилография.
«Мартин Лютер на молитве». Германия. 1-я пол. 16 в. Раскрашенная ксилография.
«Св. Антоний». Польша. 17 в. Ксилография.
ЛУБО́К, -бка, муж.
1. Кусок луба (во 2 знач.).
2. Твёрдая лечебная повязка [первонач. из луба], шина (во 2 знач.). Наложить л. Рука в лубках.
3. Липовая доска, на к-рой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с поясняющей надписью картинка такого изготовления. Русский л.
4. То же, что лубочная литература.
| прил. лубковый, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.) и лубочный, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).
-бка́, м.
1.
То же, что луб (во 2 знач.).
— [Ларион] лубки в вашем лесу дерет. Чехов, Моя жизнь.
Из липового лубка можно сделать легкую прочную посудину. Солоухин, Третья охота.
2. мед.
Твердая накладка в повязке на место костного перелома.
Наложить лубок. Нога в лубках.
3. спец.
Липовая доска, на которой гравируется картинка для печатания.
4. собир.
Род графического искусства — картинки, печатаемые с таких досок, отличающиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов.
Русский лубок. Китайский лубок. Советский лубок.
|| обычно собир.
Получившая широкое распространение в России с 17 в. разновидность этого искусства — народные картинки, печатавшиеся на отдельных листах в сопровождении пояснительного текста.
Аляповатые лубки изображали их [чертей] в виде маленьких, смешных полуобезьян. Короленко, История моего современника.
5. лит.
Лубочная литература, лубочное издание (см. лубочный в 3 знач.).
ЛУБО́К, лубка, муж.
1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик.» Пришвин.
2. То же - в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках.
3. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания (ист.).
4. Коробка, лукошко из этого материала (обл.).
5. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 знач.).
|| перен. Лубочная литература (см. лубочный в 3 знач.).
I
м.1.
Пласт или лоску́т свежего слоя древесной коры; лыко, луб 2..
2.
разг.Изделие из такого слоя древесной коры; лубочное изделие.
II
м. разг.Несгибающаяся накладка из слоя древесной коры на место костного перелома.
III
м.1.
Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания.
2.
Картинки, печатавшиеся с таких досок и отличавшиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщенностью образов, как род графического искусства; лубочная живопись (получившего широкое распространение в Российском государстве с XVII в.).
3.
Литература, издававшаяся для простого народа и отличавшаяся примитивностью содержания и оформления; лубочная литература.
ЛУБОК (народная картинка) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
I муж.
1) мед. splint накладывать лубок (на кого-л./что-л.) ≈ to splint
2) strip of bast II муж.
1) (лубочная картинка) cheap popular print
2) (лубочная литература) popular literatureлуб|ок - м.
1. мед. splint(s);
накладывать ~ на что-л. splint smth., put* in splints;
2. (доска) wood-block;
3. (картинка) popular print;
~очный: ~очная картинка popular print;
~очная литература cheap literature.
м
1)Baumrinde f, Bastschicht f
2)мед. Schiene f
наложить лубок — Schiene anlegen
положить ногу в лубки — das Bein schienen
3)(лубочная картинка) farbiger Holzschnitt
лубок м 1. Baumrinde f c, Bast|schicht f c 2. мед. Schiene f c наложить лубок Schiene anlegen положить ногу в лубки das Bein schienen 3. (лубочная картинка) farbiger Holzschnitt
м.
1)éclisse f; gouttière f
наложить лубок — mettre des éclisses
положить в лубок — éclisser vt
2)(лубочная картинка) chromo f; image f d'Epinal(во Франции)
русский лубок — chromo russe
м.
1) см.луб 2)
2)мед. entablillado m
наложи́ть лубо́к — entablillar vt
3)(лубочная картинка) xilografía f(тж. о доске), estampa (grabado) popular
4)лит. см.лубочный
м.
1)lubok(stampa popolare russa)
2)мед. stecca f
ЛУБО́К -бка́; м.
1. = Луб (2 зн.). Делать корзину из лубка. Липовый л.
2. Мед. Твёрдая накладка в повязке на место костного перелома. Наложить л. Нога в лубках.
3. Спец. Липовая доска, на которой гравируется картинка для печатания.
4. собир. Род графического искусства - картинки, печатаемые с таких досок, отличающиеся лаконизмом изображения, ясностью и простотой композиции, обобщённостью образов. Русский л. Китайский л. // Картинка, напечатанная на отдельном листе таким способом, с пояснительным текстом (получили широкое распространение в России в 17 - 19 вв.). Купить л. Украсить стены лубками.
* * *
лубо́к(народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполняется в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополняется раскраской от руки.
* * *
ЛУБОКЛУБО́К (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии(см. КСИЛОГРАФИЯ), гравюры на меди, литографии(см. ЛИТОГРАФИЯ) и дополнялся раскраской от руки.
техн.
лубо́к, -бка́
техн.
лубо́к, -бка́
техн. лубо́к