(tempo) — в музыке определяет скорость движения частей такта, обозначенных в ключе предстоящим знаком. Для означения разных степеней скорости употребляются разные итальянские термины, а для абсолютного определения движения служит метроном (см.). Для медленного Т. существуют следующие термины: Largo — широко, Grave — тяжело, медленно, Adagio — спокойно (буквальный перевод — по-стариковски), Lento — медленно. Для умеренно медленного: Larghetto — менее медленно, Andante — плавно, спокойно, Sostenuto — сдержанно, Commodo — удобно, спокойно, Andantino — менее спокойно. Для среднего движения: Moderate — умеренно, Allegretto — менее скоро, чем Allegro, довольно оживленно. Для скорого движения: Allegro — скоро, весело, Allegro molto — очень весело, Allegro con fuoco — скоро, с огнем, Allegro agitato — скоро, беспокойно, с волнением, Allegro appassionato — со страстью, Animate — с одушевлением. Для очень быстрого движения: Allegro assai — очень скоро, Vivace — живо, Vivacissimo — очень живо, Presto — быстро, Presto assai — очень быстро, Prestissimo — чрезвычайно быстро. Кроме того, есть Т., находящиеся в зависимости от характера пьесы: Tempo di ballo — в танцевальном движении, Tempo di marcia, или di Polacca, или di Minuetto — в Т. марша или полонеза, менуэта. К менее ясным определениям Т. относятся термины: Tempo giusto, требующий движения сообразно характеру пьесы, или Tempo a piacere — по вкусу исполнителя. Tempo rubato — см. Среди пьесы встречаются термины, требующие уклонения от обозначенного в начале ее Т. Термины для ускорения движения: accelerando, stringendo, affretando, incalzando, stretta. Термины для замедления движения: meno mosso, ritardando, rallentando, tardando, slentando, largando. Латинский термин Tempus perfectum обозначает трехдольное деление в мензуральной теории, imperfectum — двухдольное. Французские термины temps fort и temps faible обозначают сильное и слабое время (см. Такт).
Н. С.
I
(итал. tempo, от лат. tempus — время)
1) степень скорости, быстроты движения, осуществления чего-либо. 2) В физических упражнениях — определённая частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например шагов при ходьбе, беге и т. п. См. также Темп в музыке, Темпы роста, Темпы эволюции.
IIв музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные Т. (в порядке возрастания): Ларго, Ленто, Адажио (медленные), Анданте, Модерато (умеренные), Аллегро, Виваче (виво), Престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро — буквально «весело»); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго — «широко»). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто — «очень», ма нон тропло — «но не слишком»). Иногда композитор обозначает Т. и на другом языке (своём родном) — немецком, французском, русском и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (например, «в темпе марша», «в темпе вальса»). Обозначение Т. может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.).
Словесные обозначения Т. приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся Т. Метроном позволяет вполне точно указывать Т. Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один Т., он выдерживается «в среднем», тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика).Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), Раллентандо, Ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т. обозначается словами темпе примо.
Различия в Т. и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).
Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965.
муж., лат., франц. мера времени, в дробных частях, размер; в музыке: такт, мера;
| военное прием ружьем, раз или разы. На-караул делали прежде в три, а теперь в два темпа. Темпистое ружье, ловкое для метанья, приемов.
ТЕМП, -а, муж.
1. Степень быстроты в исполнении музыкального произведения, а также в движениях, в исполнении чего-н., в чтении. Быстрый, медленный т. Потеря темпа в игре.
2. Степень быстроты в осуществлении чего-н., в исполнении какого-н. дела, задания. Быстрые темпы строительства.
• В темпе (разг.) быстро, энергично. Игра проходит в темпе.
| прил. темповый, -ая, -ое (к 1 знач.).
-а, м.
1.
Степень быстроты исполнения музыкального произведения.
Увертюра в быстром темпе. Темп арии.
□
— Русскую! Андрюша заиграл. — Скорее, это не похоронный марш, — крикнул ему Борейко и, когда темп ускорился, вдруг, свистнув, пустился в пляс. Степанов, Порт-Артур.
|| спорт.
Степень быстроты мерных или повторяющихся движений, действий.
Темп бега. Темп стрельбы. Футбольная игра в быстром темпе.
□
Раз я ушел вперед, теперь не нагонят. Надо только сохранить эту дистанцию. Чуть сбавлю темп и в этом темпе к финишу. Горбатов, Алексей Гайдаш.
2.
Быстрота осуществления, протекания чего-л.
Темпы развития промышленности. Темпы сева. Темпы вооружения.
□
На четвертый день всем стало ясно, что темп атаки сильно ослабел. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.
[Тимошин] покидал цех, только убедившись, что работа пошла в нужном темпе. Рыбаков, Водители.
в темпе {(делать что)} быстро, энергично.
[итал. tempo от лат. tempus — время]
в размер, в шаг, в такт
Ср. Ломоносов оглянулся. Мимо него, в темп, поспевая за товарищами, с ружьем на плече... быстро шагал в пыли раскрасневшийся, длинноногий Державин.
Данилевский. Мирович. 20.
ТЕ́МП [тэмп], темпа, муж. (от лат. tempus - время).
1. Степень быстроты, с какой исполняется музыкальное произведение (муз.). Быстрые темпы (престо, аллегро). Медленные темпы (ленто, адажио). Ускорить темп. Замедлить темп.
|| То же - в применении к другим видам исполнительского искусства (театру, декламации и т.п.). Разыграть комедию в быстром темпе. Найти нужный темп.
|| То же - в спорте (спорт.). Лошадь сбилась с темпа.
2. перен. Степень скорости осуществления, выполнения чего-нибудь. «…По темпам роста наша социалистическая промышленность стоит на первом месте в мире.» Сталин. Борьба за темпы в строительстве. Работа кипит бешеным темпом. Большевистские темпы. Нагнать темп. Сдать темп (см. сдать в 5 знач.).
м.
1.
Степень быстроты исполнения чего-либо (музыкального произведения, произнесения слов в потоке речи, движений, из которых состоит какое-либо спортивное упражнение, и т.п.).
2.
Скорость осуществления, протекания или интенсивность развития чего-либо (действия, процесса, явления).
ТЕМП (итал. tempo - от лат. tempus - время),..1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо
2)] В физических упражнениях - определенная частота повторения выполняемых многократных движений (напр., темп шагов при ходьбе).
ТЕМП - в музыке - скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.
род. п. -а, впервые у Петра I; см. Смирнов 289. Через нем. Теmро или непосредственно из ит. tеmро от лат. tempus, род. п. -oris.
муж. rate, speed, pace;
time муз.;
tempo прям. и перен. темпы роста ≈ rate of growth в ускоренном темпе ≈ briskly, rapidly;
at a brisk/rapid pacem with increased speed медленным темпом ≈ at a slow pace, slowly бешеный темп ≈ furious pace в темпе ≈ in short order, promptly быстрый темп ≈ up-tempo ускорять темп замедлять темп темп наступлениям. pace, rate;
tempo (тж. муз.);
~ арии tempo of an aria;
~ бега speed;
~ы развития промышленности rate of industrial development;
ускорять ~ы quicken the pace;
замедлять ~ы slacken the pace, slow down.
jerk, pace, time
m.rate, speed, frequency, tempo; ускорить темп, v., accelerate
темп м Tempo n 1, pl -s и -pi (тж. муз.) темп роста Wachstumstempo n; эк. тж. Wachstumsrate f c ускоренным темпом in beschleunigtem Tempo ускорять темп das Tempo beschleunigen
м
Tempo n, pl -s и -pi(тж. муз.)
темп роста — Wachstumstempo n, эк. тж. Wachstumsrate f
ускоренным темпом — in beschleunigtem Tempo
ускорять темп — das Tempo beschleunigen
м.
1)муз. rythme m, temps m, mouvement m
2)перен. rythme m, cadence f, allure f
медленным темпом — à petite allure
в ускоренном темпе — à un rythme accéléré
м.
ritmo m (тж. перен.); tiempo m, ritmo m
замедля́ть темп — disminuir el ritmo
в уско́ренном, в бе́шеном темпе — a ritmo acelerado, frenético
не снижа́ть темпа (темпов) — mantener el ritmo
•
•
в темпе (делать что-либо) разг. — hacer algo con rapidez (con energía)
м.
1) муз. лит. ritmo, cadenza f, misura f
темп речи — cadenza / ritmo del discorso
2)разг.(быстрота) ritmo, tempo; intensita f
бешеный темп — ritmo travolgente / frenetico
темпы развития промышленности — i ritmi il tasso dello sviluppo dell'industria
темпы вооружения — ritmi della corsa agli armamenti
в темпе — rapidamente, con rapidità
в бешеном темпе — a ritmo frenetico / sfrenato / forsennato
замедленными темпами — a rilento; a passi di lumaca
ускорить темпы — stringere i tempi; accelerare il ritmo
вторым темпом спорт. — in seconda battuta
ТЕМП [тэ], -а; м. [итал. tempo от лат. tempus - время]
1. Степень быстроты в исполнении музыкального произведения, а также в движении, в исполнении чего-л., в чтении. Замедленный, бешеный т. Нужный, хороший т. Вальсовый, маршевый т. Т. бега, стрельбы. Т. речи, чтения. Сбавить, замедлить т. Снизить, ускорить, прибавить т. Потерять, взять т. Сбиться с темпа. Играть, бежать в каком-л. темпе.
2. обычно мн.: те́мпы, -ов. Быстрота осуществления, протекания чего-л. Ударные, высокие темпы. Темпы развития промышленности. Темпы сева. Темпы вооружения. Темпы жилищного строительства. Бешеный т. занятий. Наращивать, увеличивать темпы.
◁ В те́мпе, в зн. нареч. Быстро, энергично. Играть на пианино в темпе. Марш в магазин - и в темпе! Те́мповый, -ая, -ое. Т-ые указания в клавире. Т-ые особенности танца. Т-ая тренировка, игра (производимая в быстром темпе). Т-ое упражнение (на отработку темпа).
* * *
темпI
(итал. tempo, от лат. tempus — время), 1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо.2) В физических упражнениях — определенная частота повторения выполняемых многократных движений (например, темп шагов при ходьбе).
II
(музыкальн.), скорость движения (скорость следования метрических счётных единиц). Основные темпы (в порядке возрастания): граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенными темпами. Для точного измерения темпов служит метроном.
(от итал.tempo, от лат.terapus — время) — степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо; ощущение течения времени.
(итал. tempo, от лат. tempus - время) - скорость развёртывания муз. ткани произведения в процессе его исполнения или представления внутр. слухом; определяется числом проходящих в единицу времени осн. метрич. долей. Первоначально лат. слово tempus, как и греч. xronos (хронос), означало отрезок времени определ. величины. В ср.-век. мензуральной музыке tempus - длительность brevis, к-рая могла быть равной 3 или 2 semibrevis. В 1-м случае "Т." назывался совершенным (perfectum), во 2-м - несовершенным (im-perfectum). Эти "Т." сходны с более поздними понятиями нечётного и чётного тактовых размеров; отсюда англ. термин time, обозначающий размер, и применение мензурального знака С, указывающего на несовершенный "Т.", для обозначения наиболее обычного чётного размера. В сменившей мензуральную ритмику тактовой системе Т. (итал. tempo, франц. temps) - первоначально осн. тактовая доля, чаще всего четверть (semiminima) или половинная (minima); 2-дольный такт по-французски наз. mesure а 2 temps - "такт в 2 темпа". Т. понимался, т. о., как длительность, величина к-рой определяет скорость движения (итал. movimento, франц. mouvement). Перенесённое в др. языки (в первую очередь, немецкий), итал. слово tempo стало означать именно movimento, и это же значение получило рус. слово "Т.". Новое значение (к-рое относится к старому, как понятие частоты в акустике к понятию величины периода) не меняет смысла таких выражений, как L'istesso tempo ("тот же Т."), Tempo I ("возвращение к начальному T."), Tempo precedente ("возвращение к предшествующему Т."), Tempo di Menuetto и др. Во всех этих случаях вместо tempo можно поставить movimento. Но для указания вдвое более быстрого Т. необходимо обозначение doppio movimento, т. к. doppio tempo означало бы вдвое большую длительность тактовой доли и, следовательно, вдвое более медленный Т.
Изменение значения термина "Т." отражает новое отношение к времени в музыке, характерное для тактовой ритмики, сменившей на рубеже 16-17 вв. мензуральную: представления о длительности уступают место представлениям о скорости. Длительности и их соотношения теряют определённость и подвергаются изменениям, обусловленным выразительностью. Уже К. Монтеверди отличал от механически ровного "Т. руки" ("... tempo de la mano") "T. аффекта души" ("tempo del affetto del animo"); требующая такого Т. часть была издана в виде партитуры, в отличие от др. частей, напечатанных по традиции отд. голосами (8-я книга мадригалов, 1638), т. о., явно выступает связь "выразительного" Т. с новым вертикально-аккордовым мышлением. О выразит. отклонениях от ровного Т. пишут многие авторы этой эпохи (Дж. Фрескобальди, М. Преториус и др.); см. Tempo rubato. T. без таких отклонений в тактовой ритмике не норма, а особый случай, нередко требующий спец. указаний ("ben misurato", "streng im ZeitmaЯ" и др.; уже Ф. Куперен в нач. 18 в. пользуется указанием "mesurй"). Математич. точность не предполагается даже при указании "a tempo" (ср. "в характере речитатива, но in tempo" в 9-й симфонии Бетховена; "a tempo, ma libero" - "Ночи в садах Испании" М. де Фалья). "Нормальным" следует признать Т., допускающий отклонения от теоретич. длительности нот в пределах нек-рых зон (H. A. Гарбузов; см. Зона); однако чем эмоциональнее музыка, тем легче нарушаются эти пределы. В романтич. стиле исполнения, как показывают измерения, затактная
может превзойти по длительности следующую за ней (такие парадоксальные соотношения отмечены, в частности, в исполнении А. Н. Скрябиным собств. произв.), хотя указаний на изменения Т. в нотах нет, и слушатели обычно их не замечают. От этих незамечаемых отклонений указанные автором отличаются не по величине, а по психологич. смыслу: они не вытекают из музыки, а предписываются ей.Как указанные в нотах, так и не указанные в них нарушения равномерности лишают темповую единицу ("счётное время", нем. Zдhlzeit, tempo в первонач. значении) постоянной величины и позволяют говорить лишь об её средней величине. В соответствии с этим метрономич. обозначения, на первый взгляд определяющие длительность нот, в действительности указывают их частоту: бульшее число (
= 100 по сравнению с = 80) указывает меньшую длительность. В метрономич. обозначении существенно число ударов в единицу времени, а не равенство промежутков между ними. Обращающиеся к метроному композиторы часто отмечают, что они не требуют механич. равномерности метронома. Л. Бетховен к первому своему метрономич. указанию (песня "Север или юг") сделал примечание: "Это относится лишь к первым тактам, ибо чувство имеет свой собственный такт, который не может быть вполне выражен этим обозначением"."Т. аффекта" (или "Т. чувства") уничтожил свойственную мензуральной системе определ. длительность нот (integer valor, к-рая могла быть изменена пропорциями). Это вызвало потребность в словесных обозначениях Т. Вначале они относились не столько к скорости, сколько к характеру музыки, "аффекту", и были довольно редкими (т. к. характер музыки мог быть понят и без спец. указаний). В сер. 18 в. устанавливаются определ. соотношения между словесными обозначениями и скоростью, измеряемой (как и в мензуральной музыке) нормальным пульсом (ок. 80 ударов в минуту). Указания И. Кванца и др. теоретиков могут быть переведены на метрономич. обозначения след. образом:
Промежуточное положение занимают allegro и andante: К нач. 19 в. эти соотношения названий Т. и скорости движения перестали выдерживаться. Возникла потребность в более точном определителе скорости, к-рой ответил сконструированный И. Н. Мельцелем метроном (1816). Большое значение метрономич. указаниям (как общему ориентиру в Т.) придавали Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз и др. Эти указания, подобно определениям Кванца, не всегда относятся к осн. темповой единице: в скорых Т. счёт б. ч. идёт более крупными длительностями ( вместо в С, вместо в ), в медленных - более мелкими ( и вместо в С, вместо в ). В классич. музыке в медленных Т. означает, что следует считать и дирижировать на 4, а не на 8 (напр., 1-я часть сонаты для фп. ор. 27 No 2 и вступление в 4-й симфонии Бетховена). В послебетховенскую эпоху такое отклонение счёта от осн. метрич. долей представляется излишним, и обозначение в этих случаях выходит из употребления (Берлиоз во вступлении "Фантастической симфонии" и Шуман в "Симфонических этюдах" для фп. заменяют первоначальное знаком С). Метрономич. указания Бетховена, относящиеся к (в т. ч. в таких размерах, как 3/8), всегда определяют не осн. метрич. долю (темповую единицу), а её подразделение (счётную единицу). Позднее понимание таких указаний было утрачено, и нек-рые Т., указанные Бетховеном, стали казаться слишком скорыми (напр., = 120 во 2-й части 1-й симфонии, где Т. следует представлять как . = 40).Соотношения названий Т. со скоростью в 19 в. далеки от однозначности, предполагавшейся Кванцем. При том же названии Т. более тяжёлые метрич. доли (напр.,
по сравнению с ) требуют меньшей скорости (но не вдвое; можно считать, что = 80 приблизительно соответствует = 120). Словесное обозначение Т. указывает, т. о., не столько на скорость, сколько на "количество движения" - произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтич. музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и др. нотные величины). Характер Т. зависит не только от осн. пульса, но и от внутридолевой пульсации (создающей своего рода "темповые обертоны"), величины такта и др. Метрономич. скорость оказывается лишь одним из множества создающих Т. факторов, значение к-рого тем меньше, чем эмоциональнее музыка. В сер. 19 в. композиторы обращаются к метроному реже, чем в первые годы после изобретения Мельцеля. У Шопена метрономич. указания имеются лишь до ор. 27 (и в изданных посмертно юношеских произв. с ор. 67 и без op.). Вагнер отказался от этих указаний начиная с "Лоэнгрина". Почти не пользуются ими Ф. Лист и И. Брамс. В кон. 19 в., очевидно как реакция на исполнит. произвол, эти указания вновь становятся более частыми. П. И. Чайковский, не пользовавшийся метрономом в ранних произв., тщательно обозначает с его помощью темпы в поздних сочинениях. У ряда композиторов 20 в., преим. неоклассич. направления, метрономич. определения Т. часто преобладают над словесными и иногда полностью их вытесняют (см., напр., "Агон" Стравинского).Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в кн.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940; Гарбузов Н. A., Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965; его же, О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Xарлап М. Г., Ритмика Бетховена, в кн.: Бетховен, сб. ст., вып. 1, М., 1971; его же, Тактовая система музыкальной ритмики, в кн.: Проблемы музыкального ритма, сб. ст., М., 1978; Дирижёрское исполнительство. Практика, история, эстетика. (Ред.-составитель Л. Гинзбург), М., 1975; Quantz J. J., Versuch einer Anweisung die Flцte traversiere zu spielen, В., 1752, 1789, факсим. переизд., Kassel - Basel, 1953; Berlioz H., Le chef d'orchestre, thйorie de son art, P., 1856 (рус. пер. в кн.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 510-524); Wagnеr В.., Ьber das Dirigieren, Lpz., 1870 (рус. пер. - "РМГ", 1899, No 38, 39, 41-47, 49, 51-52); Weingartner P. F., ьber das Dirigieren, В., 1896 (рус. пер. - Вейнгартнер Ф., О дирижировании, Л., 1927); Weber К. М. v., Metronomische Bezeichnungen zur Oper "Euryanthe" nebst einigen Bemerkungen ьber die Behandlung der ZeitmaЯe, Sдmtliche Schriften, В., 1908, Lpz., 1921; Tetzel E., Rhythmus und Vortrag, В., 1926; Steg1iсh R., Das Tempo als Problem der Mozart-Interpretation, в кн.: Bericht ьber die musikwissenschaftliche Tagung der internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg August 1931, Lpz., 1932; Кolisch H., Tempo und Charakter in Beethoven's Musik, "MQ", 1943, No 4; Вre1et G., Le temps musical, P., 1949; Sachs C., Rhythm and tempo. A study in music history, L., 1953; Вeсk H., Bemerkungen zu Beethovens Tempi, в кн.: Beethoven-Jahrbuch, Jahrg. 1955-1956, Bonn, 1956; Вadura-Skоda E. und P., Mozart-Interpretation, Lpz., 1957 (рус. пер. - Бадура-Шкодa E. и П., Интерпретация Моцарта. Приложение: Л. Баренбойм, Как исполнять Моцарта?, М., 1972); Rothschild F., Musical performance in the times of Mozart and Beethoven, L., 1961; Stadlen P., Beethoven and the metronome I, "ML", 1967, v. 48, No 4; Donington R., A performer's guide to Baroque music, N. Y., 1973; Wolf W., Werden Beethovens Sinfonien richtig interpretiert?, "Musik und Gesellschaft", 1975, No 6.M. Г. Харлап.Это слово не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что означает оно скорость движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы. Вы могли прочесть об этом, в частности, в строчках, посвященных словам Адажио, Аллегро, Анданте. Основные музыкальные темпы -- это: ларго (largo) -- очень медленно и широко; адажио (adagio) -- медленно, спокойно; анданте (andante) -- в темпе спокойного шага; аллегро (allegro) -- быстро; престо (presto) -- очень быстро. Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие их разновидности, как модерато (moderato) -- умеренно, сдержанно; аллегретто (allegretto) -- довольно оживленно; виваче (vivace) -- живо. Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai -- очень; poco -- немного; non troppo -- не слишком.
jerk, pace, time
* * *
темп м.tempo, pace; rate
задава́ть темп — set the pace
темп вы́дачи да́нных — data rate
темп охлажде́ния — rate of cooling
темп прогре́ва — rate of heating
темп разви́тия — pace of development
определя́ть темп разви́тия — set the pace of development
темп(ы) ро́ста — rate of growth
те́мпы ро́ста хозя́йства во мно́гом определя́ются масшта́бом капиталовложе́ний — capital may well determine the rate of growth of the national economy
* * *
tempo
м.
ritmo m; cadenza f; tempo m
- темп обзора
- темп стрельбы- темп строительства
техн.
темп, -пу
- темп процесса
техн.
темп, -пу
- темп процесса
техн. темп
(от лат. tempus - время) - англ. rate; speed; pace; нем. Tempo. Степень быстроты, интенсивности, движения, изменения или осуществления ч.-л.
(от лат. tempus - время) - англ. rate; speed; pace; нем. Tempo. Степень быстроты, интенсивности, движения, изменения или осуществления ч.-л.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
2)] В физических упражнениях - определенная частота повторения выполняемых многократных движений (напр., темп шагов при ходьбе).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.