«Кинематография»

Кинематография в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Кинематография»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  9. Англо-русский словарь технических терминов
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  16. Энциклопедический словарь
  17. Русско-английский политехнический словарь
  18. Dictionnaire technique russo-italien
  19. Русско-украинский политехнический словарь
  20. Русско-украинский политехнический словарь
  21. Лермонтовская энциклопедия
  22. Юридическая энциклопедия
  23. Орфографический словарь-справочник
  24. Тезаурус русской деловой лексики
  25. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    (от греч. kínema, род. падеж kinematos — движение и

    ...графия (См. ...графия)

    отрасль культуры и хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю. Как наиболее массовый вид искусства (см. Киноискусство)является важным средством политической и научной пропаганды. К. располагает средствами кинотехники (См. Кинотехника). Производство Фильмов сосредоточено на Киностудиях. Изготовлением киноплёнки и аппаратуры занимается Кинопромышленность. Фильмы демонстрируются в Кинотеатрах, на Кинопередвижках, по телевидению.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. кинематогра́фия;
    2. кинематогра́фии;
    3. кинематогра́фии;
    4. кинематогра́фий;
    5. кинематогра́фии;
    6. кинематогра́фиям;
    7. кинематогра́фию;
    8. кинематогра́фии;
    9. кинематогра́фией;
    10. кинематогра́фиею;
    11. кинематогра́фиями;
    12. кинематогра́фии;
    13. кинематогра́фиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, -и, жен. Искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную плёнку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности, а также отрасли деятельности, связанные с производством кинофильмов.

    | прил. кинематографический, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Искусство съемки и воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.

    Достижения советской кинематографии.

    2.

    Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю.

    Предприятия советской кинематографии.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, кинематографии, мн. нет, жен. Производство фильм для кинематографа и их демонстрация, как искусство и как отрасль промышленности. Заниматься кинематографией. Кинематография сделала гигантские успехи.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки; киноискусство.

    2.

    Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показом их зрителю.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    КИНЕМАТОГРАФИЯ - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства (см. Киноискусство).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. cinematographyж. cinematography, the cinema.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Англо-русский словарь технических терминов

    cinema, cinematography, motion [moving\] picture

  17. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Filmkunst f, Kinematographie f; Filmindustrie f(как промышленность)

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    кинематография ж Filmkunst f, Kinematographie f; Filmindustrie f (как промышленность)

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    cinématographie

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    cinematografía f

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    cinematografia

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    影业

  29. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  30. Энциклопедический словарь

    КИНЕМАТОГРА́ФИЯ -и; ж.

    1. Искусство съёмки и воспроизведения на экране движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Мастера кинематографии.

    2. Отрасль культуры и народного хозяйства, осуществляющая производство кинофильмов и показ их зрителю. Предприятия отечественной кинематографии.

    Кинематографи́ческий (см.).

    * * *

    кинематогра́фия

    отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства (см. Киноискусство).

    * * *

    КИНЕМАТОГРАФИЯ

    КИНЕМАТОГРА́ФИЯ, отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, вид искусства (см. Киноискусство(см. КИНОИСКУССТВО)).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Русско-английский политехнический словарь

    cinema, cinematography, motion [moving] picture

    * * *

    кинематогра́фия ж.

    cinematography, motion pictures

  33. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  34. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    cinematografia f

    - высокоскоростная кинематография

    - документальная кинематография

    - звуковая кинематография

    - любительская кинематография

    - мультипликационная кинематография

    - научная кинематография

    - научно-популярная кинематография

    - научно-техническая кинематография

    - панорамная кинематография

    - прикладная кинематография

    - профессиональная кинематография

    - стереоскопическая кинематография

    - узкоплёночная кинематография

    - учебная кинематография

    - художественная кинематография

    - цветная кинематография

    - чёрно-белая кинематография

    - широкоэкранная кинематография

  35. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  36. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., физ.

    кінематогра́фія

    стереоскопи́ческая кинематогра́фия — стереоскопі́чна кінематогра́фія

  37. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  38. Русско-украинский политехнический словарь

    техн., физ.

    кінематогра́фія

    стереоскопи́ческая кинематогра́фия — стереоскопі́чна кінематогра́фія

  39. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  40. Лермонтовская энциклопедия

    КИНЕМАТОГР́́АФИЯ и Лермонтов. Обращение к творчеству Л. характерно для рус. кинематографа с самого начала его существования. В 1909 пионер моск. кинопроизводства А. А. Ханжонков «сценировал» «Песню про... купца Калашникова» (реж. В. Гончаров, в роли Калашникова — П. Чардынин, Алены Дмитриевны — А. Гончарова). Одночастный фильм состоял из четырех эпизодов, скрепленных пояснит. надписями. Съемка производилась в павильоне, в театр. декорациях, с одной точки. Оператор В. Сиверсен и худ. В. Фестер пытались воспроизвести рис. В. М. Васнецова и К. Е. Маковского. К немой ленте М. М. Ипполитов-Иванов написал музыку, ноты и граммофонная запись к-рой рассылались вместе с копиями фильма. Успех картины был велик; после демонстрации в моск. кинотеатрах она была показана на масленичных нар. гуляньях в Манеже, вмещавшем 10 тыс. человек. С именем П. Чардынина как режиссера связаны фильмы: «Боярин Орша» (1909), «Маскарад» (1910) и «Вадим» (1910). Постепенно совершенствовались методы постановок. «Песню...» еще можно было сравнить с «движущейся фотографией». В след. фильмах, особенно в «Вадиме», Чардынин переходит от театрализованных приемов игры на сценич. площадке к съемкам на натуре и стремится к сюжетноцелостному построению картины.В 1913 в студии Ханжонкова экранизируется «Бэла». Фильм поставил А. Громов, он же играл Печорина. Несмотря на мелодраматич. разработку сюжета, фильм выгодно отличался от лубочных киноиллюстраций начального периода кинематографии. Вследствие роста технич. и худож. возможностей кино снятые ленты быстро устаревали и казались примитивными. Нек-рые фильмы по произв. Л. в короткие сроки переснимались по 2—3 раза, постепенно увеличиваясь в метраже и обретая более высокий худож. уровень. Дважды снимался «Демон» (1910 — фирма «Тиман и Рейнгардт»; 1917 — фирма «Кинетофон Эдисона»), однако оба фильма были лишь серией илл. к опере «Демон». Немую ленту сопровождала граммофонная запись музыки А. Г. Рубинштейна. В 1914 появился второй вариант «Маскарада» (фирма «Т-во Дранков и К°»; реж. А. Долинов, в гл. ролях В. Кривцов и В. Гофман). Третий «Маскарад» (реж. В. Висковский, оператор Л. Форестье; в ролях Е. Боронихин, М. Третьякова, Н. Рыбников) был завершен в 1919, но на экраны не вышел (перед национализацией кинопроизводства владелец фирмы «Экран» А. Талдыкин уничтожил негатив). В 1913—14 в связи с юбилеем Л. выходят короткометражные фильмы «Беглец» и «Измаил-Бей» (производство «Тиман и Рейнгардт», реж. А. Волков, оператор Н. Ефремов, в гл. роли А. Шахатуни); на сюжет поэмы «Аул Бастунджи» ставится фильм «Поруганная честь Акбулата» (фирма «Дранков и Талдыкин», реж., предположительно, Н. Петров). В 1916 Скобелевский комитет выпускает фильм «Тамань» (реж. и оператор В. Старевич, в гл. ролях Н. Броницкий, Е. Чайка). В 1917 появляется фильм «На паперти божьего храма» по мотивам стих. «Нищий» (фирма «Орел» К. Филиппа, реж. А. Чаргонин). Всего в 1909—18 на лермонт. темы поставлено св. 15 фильмов. Значение их исчерпывается гл. обр. популяризацией лермонт. сюжетов.В сов. годы лермонт. тема в кино развивается в трех направлениях: экранизация произв., биографич. фильмы и научно-популярные фильмы о Л. и лермонт. местах. В 1926—27 на студии «Госкинпром Грузии» реж. В. Барский по своему сценарию поставил картины «Княжна Мери», «Бэла» и «Максим Максимыч» (операторы А. Поликевич и Ф. Гегеле; в ролях: Н. Прозоровский — Печорин, Т. Балквадзе — Мери, Т. Мачавариани — Бэла, Г. Давиташвили — Грушницкий, В. Оболенский — Максим Максимыч, Б. Белецкая — Вера). Барский не сумел дать убедительную социальную трактовку романа Л. Критика писала о превращении «Героя нашего времени» в великосветскую мелодраму из кавк. жизни с роковой любовью, блестящими офицерами и дуэлью и в то же время выделяла актерское мастерство Прозоровского и Белецкой.В эпоху звукового кино к «Герою...» дважды обращалась студия им. М. Горького; роман был экранизирован не полностью. В 1955 вышел цветной фильм «Княжна Мери» (реж. и сценарист И. Анненский, оператор М. Кириллов, в ролях: А. Вербицкий — Печорин, К. Шмаринова — Мери, Л. Губанов — Грушницкий, М. Астангов — Вернер). Если в повести Л. рассказана история «души» Печорина, то в кино психол. анализ остался за пределами экрана. Фильм передает фабулу, воспроизводит внешние приметы места и времени, но персонажи его лишены психологич. и историч. сложности. Печорин превратился в вариант Грушницкого, трагедия поколения обернулась заурядной историей «на водах».В 1967 вышел фильм «Герой нашего времени» (реж. и сценарист С. Ростоцкий, оператор В. Шуйский, в ролях: В. Ивашов — Печорин, С. Бероева — Бэла, А. Чернов — Максим Максимыч, С. Светличная — Девушка, Н. Бурляев — Слепой). Зритель увидел три новеллы (по повестям «Бэла», «Тамань» и «Максим Максимыч»), связанные единством героя, но откровенная иллюстративность экранизации помешала убедительно воссоздать его характер. Печорин представлен здесь своенравным и эгоистичным светским фатом.Изображение внутр. мира героев отступает на второй план и нередко подменяется картинами экзотич. природы, сценами джигитовки, танцев. Нравственно-филос. содержание романа оставалось нераскрытым.Значит. событием в истории сов. кино стал «Маскарад» С. Герасимова (1941; операторы: В. Гарданов, М. Магид, Л. Сокольский; консультанты: Б. Эйхенбаум и В. Глинка. В ролях: Н. Мордвинов — Арбенин, Т. Макарова — Нина, С. Герасимов — Неизвестный, С. Магарилл — баронесса Штраль, М. Садовский — Звездич). Успех фильма обусловлен прежде всего глубиной режиссерского замысла и точным выбором исполнителя гл. роли. Строится фильм на контрасте романтически незаурядного Арбенина и тусклого или враждебного бытового окружения. Особенно остро этот контраст ощущается в сценах с Неизвестным, к-рого Герасимов играл в подчеркнуто сниженной, прозаич. манере. Конфликт Арбенина с миром пошлости и бездуховности обрел в фильме четко выраженный гражд. смысл. Кинематографич. насыщенность каждого кадра придала фильму необходимую динамичность и естественность, а острые монтажные переходы позволили столкнуть контрастные куски: вихревой ритм бала сменяется тишиной пустого дома Арбенина с холодной парадностью бесконечной анфилады комнат. Традиционные для стилистики Герасимова длинные панорамы создают иллюзию непрерывности действия. В финальной сцене Арбенин, прячась от преследующих его глаз Неизвестного, в смятении бежит по комнатам, захлопывая за собой створки дверей, на каждой из к-рых повязан траурный бант. Натурные съемки велись в тех местах Ленинграда, к-рые «сохранили эпоху» (С. Герасимов): на Дворцовой набережной, возле «Медного всадника», у Адмиралтейства. «Маскарад» Герасимова дал новое прочтение лермонт. текста.Первый биографический фильм о Л. «Кавказский пленник» (др. назв. «Гибель Лермонтова») поставлен в 1930 на Ленфильме (реж. А. Ивановский, сценарий П. Щеголева и В. Мануйлова, оператор Н. Аптекман; в ролях: Б. Тамарин — Л., Г. Кравченко — Жанна Омер де Гелль, Л. Добровольский — Бенкендорф, П. Подвальный — Мартынов, К. Каренин — А. Столыпин). Фильм рассказывает о последнем годе жизни Л. Биографич. эпизоды поданы в связи с социально-историч. событиями лермонт. времени. В сценарий вошла и авантюрно-любовная линия Л. — Жанна, прообразом к-рой явилась франц. писательница А. Омер де Гелль. Для фильма характерны острые монтажные переходы и стремит. смена эпизодов. Действие переносится из рус. воен. лагеря на Кавказе в светлую гостиную, а отсюда в одесский порт, из редакции «ОЗ» — в кабинет Бенкендорфа. Крупно выделенные детали получили значение неких символов: отлакированный ботфорт Бенкендорфа топчет листок со стихами Л. Тамарин стремился создать образ мятежного поэта, противостоящего двору и «свету». Фильм не свободен от нек-рых схематич. построений, распространенных в 20-е гг. Однако несмотря на однозначные характеристики героев, многое в этой кинокартине казалось новым: остросюжетная форма, толкование образа самого Л., его связей с ссыльными декабристами, преследование светской чернью. Фильм пользовался успехом и неоднократно возобновлялся в последующие годы. Во время Великой Отечеств. войны лента погибла.В 1943 киностудия «Союздетфильм» выпустила картину «Лермонтов» (реж. А. Гендельштейн, сценарий К. Паустовского, операторы М. Магидсон и А. Шеленков; в ролях: А. Консовский — Л., А. Файт — Столыпин, П. Массальский — Мартынов, С. Мартинсон — де Барант, Н. Комиссаров — Бенкендорф, А. Севостьянов — Николай I, Н. Шатерникова — княжна). Действие начинается с предсмертных дней Пушкина и заканчивается гибелью Л. Авторы стремились показать Л. как преемника Пушкина, в то же время фильм нес в себе мысль о предопределенности гибели поэта — одинокого и затравленного; Л. изображался не борцом, а жертвой. Консовский играл живо и искренне, хотя с чрезмерной настойчивостью подчеркивал романтич. черты в облике поэта. Фильм отмечен высоким профессионализмом в области режиссуры, операторского иск-ва, лирич. ощущением кавк. природы, введенной в худож. ткань в качестве равноправного участника. Нек-рые эпизоды нашли интересное кинематографич. решение, напр. сцена придворного бала с круговоротом масок, посреди к-рых — одинокая фигура Л. без маски.Еще раз образ Л. возник на экране в 1951 в фильме «Белинский» (сценарий Ю. Германа, Е. Серебровской, Г. Козинцева, реж. Г. Козинцев). В исполнении Н. Афанасьева эпизодич. роль Л. стала творч. удачей, хотя актер не смог полностью преодолеть дидактичность и декларативность, характерные для фильма в целом.В 1940 был снят первый научно-популярный фильм о Л. «Гибель поэта» по сценарию А. Листовского. В фильме использован иконографич. материал и натуральные съемки кавк. природы. В фильм вошло синхронное интервью Е. А. Шан-Гирей, внучатой племянницы Л. Со слов своей матери Э. А. Клингенберг, она рассказала о гибели и похоронах Л. Лермонт. стихи читал за кадром М. Царев.В 1959 на «Ленфильме» поставлена картина «Загадка Н. Ф. И.» (сценарий И. Андроникова и С. Владимирского, реж. М. Шапиро, оператор В. Фастович), представляющая экранизацию трех устных рассказов Андроникова: «Н. Ф. И.», «Подпись под рисунком» и «Земляк Лермонтова», снятых в откровенно условных, плоскостных декорациях (худ. В. Улитко). Все персонажи озвучены рассказчиком. Использованы натурные съемки Кавказа на местах «лермонтовских» разысканий Андроникова.В 1964 к 150-летию со дня рождения Л. сделаны три короткометражные картины. На Груз. студии научно-популярных и документальных фильмов — «Л. в Грузии» (сценарий Андроникова, реж. Ш. Чагунава, операторы Н. Нагорный и Б. Крепс). Драматургия фильма о пребывании Л. в Тифлисе, Кахетии, Мцхете, его путешествии по Военно-Грузинской дороге подчинена закадровому эмоциональному и документированному рассказу Андроникова. Пейзажи лермонт. мест сопоставлены со стихами и рисунками Л. На студии «Леннаучфильм» — два фильма по сценариям Н. Дунаевой и Г. Шабельской: «Глазами поэта» (реж. Г. Бруссе, оператор Л. Колганов), по рисункам Л., и «Последняя дорога» (реж. Б. Шрейбер, оператор Э. Ратнер), построенный как цепь воспоминаний опального поэта, отправляющегося в последнее изгнание в апр. 1841 на Кавказ.В 1975 Центр. телевидением снят телеспектакль «Страницы журнала Печорина» (пост. А. Эфроса, оператор В. Полухин, в ролях: О. Даль — Печорин, А. Миронов — Грушницкий, Л. Броневой — Вернер, И. Печерникова — Мери, О. Яковлева — Вера).Лит.: Вишневский В., Произв. М. Ю. Л. в кино, «Кино», 1939, 17 окт.; Леонидов О., Фильм о Л., «Огонек», 1943, № 30, с. 14; Лебедев Н. А., Очерк истории кино СССР, т. 1, М., 1947, с. 19—23, 215, 229; Вишневский В., Худож. фильмы дореволюц. России. (Фильмографич. описание), М., 1945; Форестье Л., «Великий немой». (Воспоминания кинооператора), М., 1945, с. 29—30, 97—98; Погожева Л., Худож. фильмы, в кн.: Ежегодник кино. 1955, М., 1956, с. 24—26; Очерки истории сов. кино, т. 2, М., 1959, с. 485—91; т. 3, М., 1961, с. 379—81; Игорев М., Загадка Н. Ф. И., «Сов. экран», 1959, № 5, с. 6—7; Соболев Р., Люди и фильмы рус. дореволюц. кино, М., 1961, с. 19, 63—64, 119; Сов. худож. фильмы. Аннотированный каталог, т. 1—4, М., 1961—68 (т. 1, с. 142, 181—82, 207—08, 375—76; т. 2, с. 270—71, 317—18, 454—55, 575; т. 3, с. 277); Фрейлих С., Драматургия экрана, М., 1961, с. 56—57; Гинзбург С., Кинематография дореволюц. России, М., 1963, с. 91—92, 121—23, 125, 141—42; Гловацкий Б., Л. и кино, «Сов. экран», 1964, № 19, с. 14; его же, Л. на сов. экране, «Сов. кино», 1964, 24 окт.; Погостина В., Глазами поэта, «Лит. Россия», 1964, 21 авг.; А б Е., Глазами поэта, «Ленингр. правда», 1964, 4 сент.; [Ханжонков А. А.], Первый фильм по Л., «Сов. экран», 1965, № 3, с. 16—17; Бенашвили Н., Л. в Грузии, «Сов. фильм», 1965, № 9, с. 11; [Ростоцкий С.], Герой нашего времени, «Сов. фильм», 1965, № 10, с. 18—20; Кравченко Г., Загадка двух кинокадров, «Сов. экран», 1965, № 4, с. 19; ее же, Мозаика прошлого, М., 1971, с. 90—98; Андроников И., Занявшись Кавказом..., «Правда», 1967, 19 марта; Блейман М., О «Герое нашего времени», «Иск-во кино», 1967, № 5, с. 46—52; Дубровина И., И это Печорин?, в кн.: Экран. 1966—1967, М., 1967, с. 202—03; История сов. кино, т. 1, М., 1969, с. 443—44, 618—19; т. 2, М., 1973, с. 265; Рудницкий К., Игра портретами, «Сов. экран», 1975, № 20; Латынина А., «Не тот» Печорин?, «ЛГ», 1975, 1 окт.; Вартанов А. С., Проблемы телевизионного фильма, М., 1978, с. 24—25; Марченко Т., Телевизионный театр..., М., 1978, с. 113—14; Сабашникова Е., А. Эфрос. Поэтика фантазии, в кн.: Режиссер на телевидении, М., 1978; Библиография. Сост. О. В. Миллер (по указат., с. 516).

  41. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  42. Юридическая энциклопедия

    кинематография - область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии;

    Источник: Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ (редакция от 27.12.2009) "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации"

  43. Источник: Юридическая энциклопедия



  44. Орфографический словарь-справочник

  45. Источник:



  46. Тезаурус русской деловой лексики

  47. Источник:



  48. Большой Энциклопедический словарь

  49. Источник: