Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Сивилла.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — предвещательница; намек на древних Сибилл — советниц богов, которых насчитывали около десяти

    Ср. Ленорман... предсказала молодому артиллерийскому поручику (Наполеону) по чертам ладони, что он выиграет не одно сражение... и удивит мир. Эта Сивилла во всех случаях давала советы и императрице Жозефине.

    М.И. Пыляев. Старое житье. Азартные игры. 2.

    Ср. Записка была готова в одну минуту, подписана самим кабинет-министром и вручена чудесной Сивилле (цыганке, предсказывавшей ему).

    И.И. Лажечников. Ледяной дом. 1, 2.

    Ср. Sibylla — предсказательница.

    Ср. Libri sibyllini (oracula sibyllina), сгоревшие и затем вновь составлявшиеся книги.

    Ср. σιβυλλαίνω — предсказываю как Сивилла.

  3. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.; = Сивилла

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. Sibylla

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Реальный словарь классических древностей


    • Sibylla,

    Σίβυλλα. Это имя носили боговдохновенные женщины — пророчицы, принадлежавшие разным временам и народам. Известия древних об их числе, имени, родине неопределены и отличаются друг от друга. Платону известна только одна С., Аристотель, Аристофан упоминают их несколько; во времена Варрoна различали 10 С. По Евстатию, первая С., от которой другие получили название, была дочь Дардана и Незо. По Плутарху, первая С. была Либисса, дочь Зевса и Ламии, дочери Посейдона; она пророчествовала на скале вблизи Дельф. Вторая, и самая важная, была Эритрейская С., Герофила, местом рождения которой называют разные города; она сама себя называет Герофилой и Артемидой, сестрой и дочерью или супругой Аполлона, и, говорят, жила перед Троянской войной. Она отождествляется с Сардской, Троянской, Самосской, Дельфийской и Кимейской С. и называется также Демо, Деифобой, Демофилой, Амалфеей. Рассказывают, что она, скитаясь, как и все С., пришла из Троады в Кларос, вблизи Колофона, потом в Самос, Делос, Дельфы, а впоследствии снова возвратилась в рощу Аполлона Сминфея в Троаде. Из Кимы и Эрифр она, по рассказам, направилась в Кумы в Италию, где пророчествовала Энею перед тем, как последний сошел в преисподнюю (Verg. Aen. 6, 10 слл. Ov. met. 14, 104 слл.). Она славилась своей престарелостью (Ov. met. 14, 130 слл. Ov. fast. 4, 875), вследствие чего в Риме в праздник Анны Перенны принято было при поздравлениях желать друг другу сивиллиных лет. Ov. fast. 3, 534. От нее будто бы происходит собрание пророчеств в греческих стихах, которое Тарквиний Гордый когда-то купил у неизвестной старухи за громадные деньги. Греческие С. находились в тесной связи с богом-прорицателем Аполлоном и жили преимущественно в таком месте, где находились прорицалища этого бога; но как только круг деятельности этих оракулов расширился, С. исчезли. Они предсказывали или без внешнего возбуждения, только по вдохновению от бога, или после того как, напившись воды из источника, приходили в исступление. В числе римских С. были, кроме Кумской, еще Карментида (см. Evander, Эвандр), Querquetulanae virae (virgines) и Мефитида, далее Албунея в Тибуртинской роще (Тибуртинская С.). Древние упоминают также о еврейской дохристианской С. по имени Сабба или Самбета, которая отождествлялась с вавилонской (халдейской), и также с египетской. Еще теперь существуют 12 книг сивиллиных предсказаний на греческом языке (χρησμοὶ Σιβυλλιακοί) очень разнообразного содержания, которые относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений; эти предсказания большей частью состоят из облеченного в форму пророчества рассказа исторических событий, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах, наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.

  9. Источник: Реальный словарь классических древностей