(praedeterminatio) — один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе (см. Религия, Свобода воли, Христианство, Этика). Существа нравственно свободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрения монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то, значит, упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели. Это заключение не представляет особенной трудности для такой религии, которая — как (позднейший) ислам — видит в Божестве исключительно или по крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол, требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идее Божества выдвигается на первое место сторона внутренней разумности, или смысла (Логос), и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказывается здесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у апостола Павла (Римл., IX, 11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти выражения допускают другое толкование, которого и держались все христианские писатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется у блаженного Августина как реакция против пелагианства (см. Пелагий), дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августин сопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смягчительными оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшего в монастырях Южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между ревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточного аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение нравственной свободы, неосторожно признавали за ней первый шаг в деле спасения. Видя в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большей резкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерные пункты его учения, между прочим и абсолютное П. Для разрешения этих споров (см. Семипелагианство) было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. П. относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли и пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и на богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в. немецким монахом Готшальком (см.), и в XVI в. швейцарским реформатором Кальвином (см.), который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П. (ко злу). К тому же тяготели и янсенисты (см.), примыкавшие к Августину через Фому Аквинского (см.), тогда как их противники, иезуиты, подвергались упреку в семипелагианстве.
Вл. С.
религиозное представление об исходящей от воли божества детерминированности этического поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности. Особое значение приобретает в монотеистических религиях, поскольку с точки зрения последовательного Монотеизма всё существующее определяется в конечном счёте волей бога. При этом концепция П. вступает в противоречие с учением о свободе воли (См. Свобода воли) и ответственности человека за его вину, без которого оказывается невозможной религиозная этика. Это обусловило возникновение споров о П. в Иудаизме, Исламе, христианстве (См. Христианство).Сообщая о существовании в Иудее трёх направлений, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует ессеев как сторонников доктрины о П., саддукеев — как сторонников учения о свободной воле, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. В исламской теологии 8—9 вв. шла острая полемика между джабаритами, учившими об абсолютном П., и кадаритами, отстаивавшими свободу воли. В христианстве концепция П. была сформулирована Августином в борьбе с Пелагианством: благодать не может быть заслужена и обусловлена лишь свободным произволом божества. Повышенный интерес к проблеме П. характерен для религиозного индивидуализма Реформации (См. Реформация)— для М. Лютера и особенно для Ж. Кальвина, развившего учение об абсолютном П. — Кальвинизм.
С. С. Аверинцев.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. предопределить.
2. Судьба, рок (устар.). Верить в своё п.
3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и всё происходящее в мире.
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. предопределить—предопределять.
Фундаментальные открытия по природе своей не поддаются директивному предопределению. А. Румянцев, Проблемы современной науки об обществе.
2.
То, что, по религиозным, суеверным представлениям, предопределено, предназначено кому-л. волей бога, судьбой; предназначение.
— Все это вздор! — сказал кто-то. — Где эти верные люди, видевшие список, на котором означен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? Лермонтов, Фаталист.
[Санин] завел было речь о том, что такое фатум или предопределение судьбы, но разговор вскорости принял направление менее серьезное. Тургенев, Вешние воды.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ, предопределения, мн. нет, ср. (книжн.).
1. Действие по гл. предопределить-предопределять.
2. То, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок (церк., устар.).
ср.
1.
процесс действия по гл. предопределять, предопределить
2.
состояние по гл. предопределяться 1., предопределиться
3.
устар.То, что предопределено, предназначено кому-либо; судьба, рок.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога предопределенность поведения человека и отсюда - его "спасения" или "осуждения" в вечности. Смотри также Фатализм.
ср. predestination, predeterminationpredestination;
предопределение с Vorausbestimmung f c; Vorbestimmung f c, Prädestination f c (предназначение)
с
Vorausbestimmung f; Vorbestimmung f, Prädestination f(предназначение)
с.
prédestination f, prédétermination f
с.
predestinación f, predeterminación f
с.
predestinazione f, predeterminazione f
— представление, распространяемое представителями религиозных монотеистических учений, согласно которому деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога. Центральное место это представление занимает в религиозной философии истории. В частности, в христианской философии Августина оно выступает в форме провиденциализма как предопределенности пути и конечной цели истории — к эсхатологическому «Царству Божию». Такое представление стало основой всей средневековой церковной христианской истории и продолжало оказывать свое влияние и в дальнейшем. Острые дискуссии вокруг идеи П. возникли в христианстве, как и в др. религиях, в связи с решением проблемы о свободе воли и ответственности человека. Если деятельность и судьба человека полностью предопределены божественной волей, он не несет никакой ответственности за свои поступки. В таком случае он не может быть обвинен в грехах, и, следовательно, защитники идеи об абсолютной предопределенности подрывают моральные устои общества. С др. стороны, сторонники свободы воли слишком многое предоставляют произволу личности и тем самым покушаются на прерогативы религии и на те же моральные устои. Особо острая полемика между защитниками противоположных взглядов на П. возникла в период религиозной Реформации. Такие вожди Реформации, как М. Лютер и особенно Ж. Кальвин, выступили против засилья римско-католической церкви, ее торговли индульгенциями и др. злоупотреблений духовенства. Они заявляли, что спасение человека может быть достигнуто только верой, которая даруется ему Богом, и поэтому защищали идею об абсолютном П. В этой связи они не только не проводили никакого различия между духовенством и мирянами, но считали, что служение Богу может быть достигнуто не столько соблюдением церковных обрядов и ритуалов, сколько мирскими делами и заботами (справедливостью, экономным ведением хозяйства, накоплением добра, бережливостью и т.п.). Возникшая на этих принципах протестантская мораль способствовала, как известно, формированию первоначального накопления капитала.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Предопредели́ть - предопределя́ть. П. исхода дела. Открытия не поддаются директивному предопределению.
2. По религиозно-мистическим представлениям: то, что предопределено, предназначено кому-л. волей бога, судьбой; предназначение, судьба. Верить в п. Это какое-то п.! Есть ли п.? По предопределению судьбы.
* * *
предопределе́ниев религиозных воззрениях исходящая от воли Бога детерминированность поведения человека и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности.
* * *
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ, в религиозных воззрениях исходящая от воли бога детерминированность поведения человека и отсюда его спасения или осуждения в вечности.
предопредел’ение (Ис.25:1; Дан.11:36; Деян.4:28; Деян.17:26,31; Рим.8:29 -30; Еф.1:5 ) — предведение и предначертание Божие. Этот слабый человеческий термин отражает постоянное стремление людей проникнуть в промысел Божий, что невозможно и недопустимо (Втор.29:29, срн. Деян.1:7 ). К тому же, правильному отношению к «предопределению» сильно мешает устоявшееся мнение (и особенно среди «верующих»!), будто человек обладает «свободной волей» (и это так нравится людям!). Но на нашу волю накладывают непреодолимые рамки наши знания и понятия, наши убеждения и желания, наши способности и характер, страх и, видимо, еще многое другое (человек не может «поволить» того, чего он не знает, или что не входит в круг его понятий, или того, в чем он не убежден, или того, чего он смертельно боится и чего ему, как говорят «не дано от природы», то есть Богом, и т.д.). Для дальнейшего размышления полезно (еще раз) прочесть также следующие места: Втор.23:1 -3; Рим.14:5; Пс.64:5; Пс.138:16; Прит.19:21; Ис.16:13; Ис.37:26; Иер.30:21; Соф.1:7; Мал.1:2 -4; Мат.11:27; Мат.13:11; Мат.15:13; Мат.20:23; Мар.13:20; Иоан.3:18; Иоан.6:39,44,65; Иоан.15:16,19; Деян.3:18; Деян.13:48; 1Пет.1:20; 2Пет.2:12; Рим.9:23 -24; Рим.11:7; 2Кор.4:3 -4; 2Фес.2:13; 2Тим.1:9; Евр.9:15; Отк.17:8; Отк.22:11 и после этого задать себе вопрос: возможно ли хоть одно малейшее событие во вселенной, которое оказалось бы не известным или неожиданным для Творца и Вседержителя? (см. тж воля Божия )
см. судьба
- англ. predestination; нем. Pradestination. В религиозных учениях - предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей Бога; объект борьбы различных религиозных течений, пытающихся преодолеть противоречие между представлениями об абсолютном П. и свободой воли человека, его моральной ответственностью за поступки. см. СУДЬБА, ФАТАЛИЗМ.
-англ. predestination; нем. Pradestination. В религиозных учениях - предустановленность жизни и поведения человека, его спасения и осуждения в вечности волей Бога; объект борьбы различных религиозных течений, пытающихся преодолеть противоречие между представлениями об абсолютном П. и свободой воли человека, его моральной ответственностью за поступки. См. СУДЬБА, ФАТАЛИЗМ.