Словарь Брокгауза и Ефрона

    листок "Вестника благотворительности" (см.), выходил в 1870 г. в С.-Петербурге по два раза в месяц (вышло всего два); издателем-редактором был д-р А. Тицнер.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. самоде́ятельность;
    2. самоде́ятельности;
    3. самоде́ятельности;
    4. самоде́ятельностей;
    5. самоде́ятельности;
    6. самоде́ятельностям;
    7. самоде́ятельность;
    8. самоде́ятельности;
    9. самоде́ятельностью;
    10. самоде́ятельностями;
    11. самоде́ятельности;
    12. самоде́ятельностях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    САМОДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, -и, жен.

    1. Проявление личного почина в каком-н. общественном деле.

    2. Непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность. Студенческая с. Вечер самодеятельности. Художественная с. на селе. Солист пришёл на оперную сцену из самодеятельности.

    3. Самовольные действия (неод.). Неуместная с.

    | прил. самодеятельный, -ая, -ое. С. коллектив. С. кружок.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Проявление личного почина, творческого начала в каком-л. деле, активная самостоятельная деятельность.

    — Ежели общество лишено самодеятельности, то оно становится неспособным к устройству своих дел. Салтыков-Щедрин, Либерал.

    В массе возникает воля к самодеятельности, к жизни активной. М. Горький, О войне и революции.

    2.

    Художественное (музыкальное, театральное, хореографическое) творчество лиц, не занимающихся искусством профессионально.

    Детская самодеятельность. Кружки самодеятельности. Концерт самодеятельности.

    Мне пришлось много ездить по клубам, смотреть выступления самодеятельности. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    САМОДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, самодеятельности, мн. нет, жен.

    1. Проявление инициативы, свободного личного почина в каком-нибудь деле, в какой-нибудь области общественной жизни. «Они (советы) были проявлением самодеятельности народа, поднимавшегося на борьбу против царизма.» История ВКП(б). Самодеятельность учащихся. Самодеятельность колхозных масс. Художественная самодеятельность.

    2. Вокально-музыкальное выступление, театральное представление и т.п., устраиваемые собственными силами, без участия артистов-профессионалов (неол.). Вечер самодеятельности.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Деятельность, основанная на собственном почине, на личной инициативе; самостоятельная деятельность.

    2.

    Художественное творчество широких народных масс; самодеятельное искусство.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) initiative, spontaneous action
    2) (художественная) amateur performance(s) вечер самодеятельности художественная самодеятельностьсамодеятельн|ость - ж.
    1. initiative;

    2. (художественное, театральное и т. п. творчество) amateur work/activity;
    художественная ~ amateur artistic work;
    вечер ~ости amateur concert;
    кружок художественной ~ости amateur group;
    выступление художественной ~ости amateur performance;
    ~ый
    3. amateur attr.;
    ~ое искусство amateur art;
    ~ый спектакль amateur performance (of a play);

    4. эк. independently employed.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    самодеятельность ж 1. (общественная и т. п.) Eigeninitiative ( - v q ] f c; Selbstbetätigung f 2. (художественная) Laienkunst f участник художественной самодеятельности Laienkünstler m 1d коллектив художественной самодеятельности Laienkunstgruppe f c вечер художественной самодеятельности Laienkunstabend m 1a, Laienkunstveranstaltung f c

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)(общественная и т.п.) Eigeninitiative f; Selbstbetätigung f

    2)(художественная) Laienkunst f

    участник художественной самодеятельности — Laienkünstler m

    коллектив художественной самодеятельности — Laienkunstgruppe f

    вечер художественной самодеятельности — Laienkunstabend m, Laienkunstveranstaltung f

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    esprit m d'initiative, initiative f personnelle

    художественная самодеятельность — activité f artistique d'amateurs

    вечер самодеятельности — soirée f d'amateurs

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)espíritu de iniciativa, iniciativa personal

    неуме́стная самоде́ятельность — actitud impropia

    2)(художественная) actividad artística de aficionados

    кружо́к самоде́ятельности — crículo de aficionados al arte

    ве́чер самоде́ятельности — velada artística de aficionados

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)(spirito di) iniziativa; volontariato

    2)(художественная) attivita artistica dilettantistica

    участник самодеятельности — artista dilettante m

    концерт самодеятельности — concerto di artisti dilettanti

    3)разг. il "fai da te"; предосуд. improvvisazione / leggerezza / faciloneria(dovute all'indisciplina)

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Философская энциклопедия

    САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — понятие, употребляющееся в различных философских дискурсах, в которых стремятся 1) раскрыть внутреннюю мотивацию человеческих поступков и действий, 2) связать познавательную и нравственную деятельность человека с его свободой. Первая традиция интерпретации самодеятельности представлена уже Платоном, который считал, что учиться означает овладевать своим собственным познанием (Федон 75 е). Самодеятельность здесь отождествляется с самопознанием. Аристотель в “Никомаховой этике”, выясняя причины этических поступков человека, проводит различие между произвольными и непроизвольными действиями человека. К непроизвольным поступкам и действиям он относит те, которые осуществляются под воздействием каких-либо условий — страха, внешней цели, “подневольно или по неведению” (Аристотель. Соч., т. 4. M., 1985, 111 la 20—25). Произвольные поступки — те, которые осуществляются по внутренним мотивам, когда человек “действует по своей воле”, источником оказывается сам деятель в отличие от того, при котором источник поступка и действия “находится во-вне” (там же, 1110 а). Самодеятельность в этой традиции определяется через спонтанность и самоопределяемость поступков человека, которые вытекают из его собственных устремлений и осознания целей. Самодеятельность выражает тем самым способность мыслящего и действующего человека к определению своих поступков внутри себя, из осознанных им мотивов и целей, из возможности его господства над своими поступками и действиями. Одной из важных характеристик самодеятельности является акт свободного, преднамеренного выбора, который имеет дело прежде всего с определением средств для реализации целей. И в случае определения самодеятельности как поступка, коренящегося во внутренней мотивации и воле, и в случае определения самодеятельности как свободного выбора, самодеятельность, отождествляемая со спонтанейностью, противопоставляется рецептивности, т. е. простой восприимчивости к внешним воздействиям.

    Эта линия в интерпретации самодеятельности нашла развитие в различных вариантах классификации нравственных поступков, их детерминации и самодетерминации, представленных в истории этики и педагогике. Так, Ж. Ж. Руссо в романе-трактате “Эмиль, или О воспитании” (1762) связывал с самодеятельностью определенный этап зрелости ученика. Ф. А. Зеленогорский в 1900, отмечая, что “широкое развитие самодеятельности в школьных знаниях... будет благоприятствовать и нравственному развитию учащихся”, проводил мысль о том, что активность и саморазвитие необходимо считать основным свойством человеческой природы, что рассудок “имеет стремление к самодеятельности” и педагогика должна выработать средства развития самодеятельности человека (см. Зеленогорский Ф. А. Самодеятельность как принцип в воспитании,— В кн.: О методах исследования и доказательства. М., 1998, с. 289, 293). Однако эта традиция в целом не преодолевает альтернативы рецептивности и самодеятельности, упускает из виду то, что в актах самодеятельности личность не только проявляется, но впервые, собственно, и формируется, и созидается.

    Эта проблема оказалась в центре второй традиции, связывающей самодеятельность со свободным деянием личности, определяющей в нем себя. Эта линия берет начало с Д. Локка, который, противопоставив рецептивность активности, связал с ощущениями пассивность, а с мышлением — активность. Среди действий, в которых ум проявляет свои способности в отношении своих простых идей, суть гл. о.... три: 1) “соединение нескольких простых идей в одну сложную”, 2) “сведение вместе двух идей... и их сопоставление друг с другом”, 3) “обособление идей от всех других идей” (ЛоккД. Соч., т. 1. М., 1985. с. 212). Эту активность ума Локк называет рефлексией: она формирует сложные идеи (модусы, субстанции и отношения) произвольно и “ может собственной силой соединять свои идеи и получать новые, сложные” (там же, с. 213). Иными словами, Локк сохраняет оппозицию рецептивности и самодеятельности, отождествляя самодеятельность с рефлексией, и проводит мысль о том, что наиболее трудно понимаемые идеи вытекают из двух источников: “пассивности ощущений и активности рефлексии”. Лейбниц в “Теодицее” показывает, что свобода состоит в понимании случайности и в самопроизвольности, согласно которой “мы сами определяем себя кдействию” (Лейбниц Г. В. Соч., т. 4. М., 1989, с. 325). Самопроизвольность трактуется им как основание свободы: “Верно то, что мы не бываем непосредственно хозяевами своей воли, хотя мы и являемся причиной ее, потому что мы не избираем своих желаний, как избираем наши действия посредством мощи наших желаний. Тем не менее мы обладаем и некоторой властью над нашей волей” (там же, с. 333). Тетенс говорил о власти души над собой, отождествляя тем самым самодеятельность с рефлексией. Кант в “Критике чистого разума” проводил различие между рецептовностью чувственности и самодеятельностью рассудка, результатом которой являются категории: “Рассудок — способность самостоятельно производить представления, т. е. самодеятельность знания” (Кант И. Критика чистого разума. М-, 1998, с. 102). Понятия рассудка основываются на самодеятельности мышления, которая обнаруживается в синтезирующей деятельности соединения различных представлений друг с другом и понимания их многообразия в едином знании (Там же, с. 118). В этом синтезе благодаря продуктивной способности воображения мышление спонтанно и свободно создает свой собственный порядок. Тем самым мышление понимается им как логическая функция самодеятельности, как “самодеятельное объединение многообразного” (там же, с. 352), а условием свободного акта самодеятельности рассудка является трансцендентальное единство апперцепции, утверждение “Я мыслю”, которое, будучи первым актом самодеятельности мышления, Кант называет интеллигенцией (умопостижением).

    Фихте еще более усиливает идеи спонтанной, свободной активности мышления, отстаивая принцип абсолютной автономии воли, самоопределения и постигающего, и нравственного Я. Самодеятельность оказывается для него не только принципом свободного порождения и самополагания из Я не-Я, т. е. всякой объективности, но и абсолютной ценностью в учении о нравственности, поскольку его основной принцип — воля, которая трактуется как абсолютно свободная, автономная и самозаконная. В конечном итоге обнаруживается, что и акт полагания Я, совпадающий с рефлексией, и акт противополагания (не-Я) различаются лишь количественно, взаимосоотносятся и тождественны друг другу. Самодеятельность теоретического мышления, коренящаяся в практическом разуме, в его свободе, оказывается самодеятельностью ради самодеятельности. Трансценденталистская трактовка самодеятельности нашла приложение в его педагогической концепции.

    В противовес абсолютизации самодеятельности, характерной для Фихте, в системах Шеллинга и Гегеля акцент делается не только на свободной самодеятельности субъекта, но и на субстанциальном характере той объективности, которая им созидается и осмысляется. Так, по Гегелю, свободная воля — единство теоретического и практического духа, она себя мыслит и совпадает с Абсолютной идеей” которая, воплощаясь в объективном духе, достигает в своем саморазвертывании вершины — Абсолютного духа. Самодеятельность у Гегеля отнюдь не совпадает с самопознанием, но включает такие характеристики, как самополагание, объективация, снятие объективации, рефлексия, понимание. Причем самодеятельность рассматривается им как работа объективирующегося мышления, как усилия осознающей себя воли, как всеобщий труд человеческого духа.

    В философии кон. 19 в. принцип самодеятельности мышления являлся исходным в неокантианстве, особенно Марбургской школе, где делался акцент на генетико-конструктивиом характере мышления, в неофихтеанстве Р. Эйкена. В философии 20 в. наряду с концепциями, отстаивавшими рецептивность человеческого опыта, отождествлявшими бытие с данностью (неопозитивизм, неореализм, теория отражения), существовали концепции, делавшие акцент на социальной конструируемости и объекта, и содержания знания, превращавшие принцип деятельности и самодеятельности в пара

    дигму философствования. Среди такого рода концепций — неогегельянство (в частности, философия Б. Кроче), актуализм Д. Джентиле, различные варианты социологии знания (прежде всего программа Д. Блура), феноменологическая социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, антропология науки К. Кнорр-Цетины, Б. Латура и др. Противостояние эмпиризма с его отождествлением бытия с чувственно данным и радикального идеализма, отстаивающего принцип деятельности и самодеятельности в трактовке проблем и познания, и нравственного поступка, не преодолено и В настоящее время, хотя в кон. 20 Bi доминируют концепции, исходный пункт которых составляет принцип самодеятельности. Этот принцип находит воплощение и в психологии, и в социальной психологии, и в педагогике. Так, А. Маслоу, представитель т. н. гуманистической психологии, строя иерархию потребностей, среди духовных потребностей особо выделяет потребность в самовыражении через творчество. С. Л. Рубинштейн в статье “Принцип творческой самодеятельности” (1922), стремясь осмыслить философские основы современной психологии, подчеркивал: “Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется: он в них созидается и определяется. Поэтому Тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Одним и тем же актом творческой самодеятельности создавая и его (мир. — А. О.), и себя, личность создается и определяется, лишь включаясь в ее объемлющее целое” (Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности.— “Вопросы Психологии”, 1986, № 4, с. 106). В современной философии образования, в частности в критико-эмансипаторском направлении (К. Мелленхауэр, В. Клафки, В. Лемперт), самодеятельность предстает как один из важнейших принцйпой критики современного образования и построения нового, внеинституциалъного образования. В педагогической антропологии (Г. Рот, О. Больнов и др.) принцип самодеятельности выражается в различных моментах — самореализации личности, ее автономии, направленности деятельности на субъекта образования и т. д. Самодеятельность, будучи объяснительным принципом и парадигмой ряда областей гуманитарного знания, имеющих дело с творчеством, характеризует не только объектно ориентированную деятельность; но и деятельность субъекгно ориентированную, включает акты самореализации и самоизменения, самокорректировки и самотрансформации, саморегуляции и самопреображения.

    Лит.: Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974; Огурцов А. П. От принципа к парадигме деятельности.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 10. М., 1976. Проблема деятельности в современной психологии, ч. 1—2. М., 1977, Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978; Бергер П., Дукман Г. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Батчщев Г. С. Введение в диалектику Творчества. СПб., 1997.

    А. П. Огурцов

  25. Источник: Философская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    САМОДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ -и; ж.

    1. Деятельность непрофессиональных творческих коллективов (театральных, хореографических, музыкальных и т. п.). Детская, школьная с. Художественная с. Кружок самодеятельности. Участвовать в самодеятельности. Прийти на театральную сцену из самодеятельности (из такого коллектива). Показывать с. (представления или отдельные номера такого коллектива).

    2. Разг. Самовольные действия, не согласованные с руководством или специалистами. Неуместная с. Допустить с. в чём-л. Делайте, как предусмотрено инструкцией, и без самодеятельности!

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Музыкальная энциклопедия

    музыкальная в СССР - творчество лиц, не занимающихся искусством профессионально. Муз. С. включает индивидуальное и коллективное исполнение инстр. и вок. музыки силами любителей, а также создание ими муз. произв. Как правило, участники С. состоят членами самодеят. коллективов, студий, кружков, к-рые организуются при разл. предприятиях, учреждениях, воинских частях, уч. заведениях, колхозах, совхозах и др. В 19 в. по инициативе представителей передовой интеллигенции и при поддержке благотворительных об-в в России стали возникать обществ. культ.-просвет. организации, к-рые помогли становлению муз. С. гл. обр. горожан (нек-рой поддержкой общественности пользовались крестьянские хоры). В кон. 19 - нач. 20 вв. наиболее интенсивной была деятельность Русского хорового общества (Москва, 1878-1915) и Народных консерваторий (начиная с 1906 открывались в Москве, Петербурге, Саратове, Казани и др. городах). С кон. 70-х гг. возникает рабочая муз. С. (в 1876 в Козловских железнодорожных мастерских Тамбовской губ. - хор под рук. А. Д. Кастальского; в 90-х гг. на Золотоканительной фабрике в Москве, где одним из директоров был К. С. Станиславский, - хор рабочих, затем - духовой оркестр; в 1906 - хор Пречистенских курсов в Москве). В первые годы 20 в. создавались мн. рабочие и крестьянские клубы, хор. и театр. кружки, любит. оркестры нар. инструментов. (В февр. 1911 в Москве в Малом зале Благородного собрания состоялся концерт хора крестьян Рязанской, Тульской и Воронежской губ. под рук. М. Е. Пятницкого, ныне - Русский народный хор им. Пятницкого.) Из массовых проявлений муз. С. важное место заняли Певческие праздники в Прибалтике (первый - в 1869 в Эстонии).

    Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в развитии С., к-рая приобретает невиданный размах. С первых лет Сов. власти муз. С. в СССР направляется гос. и партийными органами, финансируется гос-вом и профсоюзами, ей оказывают помощь разл. обществ. учреждения (союзы композиторов, хор. об-ва, об-во "Знание" и др.). В нояб. 1917 в Наркомпросе был создан отдел политпросветработы (с 1920 - Главный политико-просвет. комитет РСФСР), бессменным руководителем к-рого до 1930 была Н. К. Крупская. В обязанности его Муз. отдела входило создание репертуара для массовых хоровых выступлений, руководство военными оркестрами и организация разл. праздников. В этот период существ. роль в массовой муз.-просвет. работе сыграл Муз. отдел моск. Пролеткульта (1918), в его деятельности принимали участие К. С. Алексеев, Н. Я. Брюсова, А. Д. Кастальский, Б. Б. Красин, Г. П. Любимов и др. Значит. вклад в работу Тамбовского пролеткульта внёс Д. С. Васильев-Буглай. Мн. концерты, организованные Пролеткультом, давались силами участников художеств. С. В стране возникали многочисл. рабочие хоры и оркестры, открывались рабочие и солдатские клубы нар. С. (в Петрограде, Харькове, Киеве, Одессе и др.). Одним из первых массовых проявлений муз. С. явилось выступление объединённых хоров и оркестров Пролеткульта на открытии мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" 7 нояб. 1918 на Красной площади в присутствии В. И. Ленина. В Петрограде с 1919 объединенные выступления муз. коллективов были связаны с революционными датами и открытием Съездов Советов. Для пополнения репертуара муз. С. широко использовались нар. мелодии, в т.ч. и революционные, с новыми текстами. В годы Гражданской войны 1918-20 главное внимание обращалось на развитие красноармейской С. На фронтах, при политотделах воинских частей и соединений работали муз. кружки (Чапаевская 25-я дивизия, Первая Конная армия и др.). В кон. 1918 в Москве участниками клуба при Тяжёлом артиллерийском дивизионе был пост. (в полной сценич. обстановке) первый акт оперы "Фауст" Гуно. Красноармейцы Запасного стрелкового батальона на Ходынке организовали 2 самодеят. симф. оркестра. С осени 1920 политотделы воинских частей начали активно создавать красноармейские хоры; с 1921 открывались клубы Красной Армии. В 20-е гг. создаются новые формы художеств. С. - "Живые газеты" (инсценировки газетных статей с включением муз. номеров), с 1923 - по примеру моск. Ин-та журналистики - "Синие блузы" (униформа, в к-рой выступали участники), в сёлах - "Красные рубахи". В 1928 в СССР работало ок. 7000 подобных коллективов. Большое значение для развития муз. С. имели письмо ЦК РКП(б) "О пролеткультах" (1920), доклад В. И. Ленина "Новая экономическая политика и задачи политпросветов" (1921), отчёт о работе Главполитпросвета на 10-м съезде РКП(б) (март 1921). На 13-м съезде РКП(б) в мае 1924 была пост. задача - превратить рабочие клубы в центры коммунистич. воспитания широких масс. Всесоюзное совещание культработников, проведённое в апр. 1926, стимулировало усиленное развитие рабочей муз. С. в разных городах Сов. Союза (Баку, Киев, Одесса, Свердловск, Харьков и др.) и во многом повлияло на повышение её художеств. уровня (в Великом Устюге А. Я. Колотилова организовала в 1926 хор. ансамбль работниц фабрик и кустарных мастерских, получивший в 1938 назв. Северный нар. хор и ставший с 1941 проф. коллективом). Стимулом к совершенствованию форм муз. С. стала подготовка к 10-летию Окт. революции. В 1927 в Ленинграде прошла первая олимпиада самодеят. иск-ва - объединённое выступление рабочих хоров и оркестров (нар. инструментов и духовых) с общим числом участников ок. 6000 чел. (организатор - дирижёр И. В. Немцев). (С этого времени олимпиады (позже - фестивали) становятся традиционными праздниками муз. С. в городах Сов. Союза.) В том же году в межсоюзном соревновании художеств. кружков приняло участие св. 20 оркестров нар. инструментов. В Москве силами самодеят. кружков были пост. оперы "Прорыв" Потоцкого (Центр. клуб работников нар. питания) и "Алеко" Рахманинова (Клуб железнодорожников). В Ленинграде в 1928 на заводе "Красный треугольник" была пост. опера "Руслан и Людмила" Глинки. К нач. 1928 насчитывалось 10 500 муз. кружков в городах и 30 000 в сельской местности, в них участвовало ок. 1 млн. чел. Главным достижением этого периода стал не только широкий охват участников С., но и приобщение их к высоким художеств. формам муз. иск-ва. В 1929 было основано Всероссийское рабочее муз. об-во "Музыка - массам", к-рое уже к концу года включало 52 отделения и 15 000 членов.

    В 1928 и 1929 состоялись Всесоюзные совещания по массовой художеств. работе среди деревенской молодёжи и по художеств. работе профсоюзов, основное внимание к-рых было направлено на укрепление сельской муз. С. С этой целью проводились конкурсы исполнителей на нар. инструментах. Особенно представительным был 2-й (губернский) конкурс гармонистов и баянистов в Москве (1-8 янв. 1928; 1-й состоялся в Ленинграде в 1927, пред. жюри был А. К. Глазунов). Общее число участников этого конкурса достигло 4000 чел. Чл. жюри были M. M. Ипполитов-Иванов (пред.), А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. А. Давиденко и др. В заключит. концерте (в Большом т-ре) приняли участие Б. В. Гельцер, А. В. Нежданова, H.A. Обухова, к-рым аккомпанировали гармонисты. В 1932 на Украине прошёл конкурс участников муз. кружков. На первой Всесоюзной олимпиаде самодеят. иск-в народов СССР (Москва, июнь 1930) было представлено творчество укр., арм., узб., казах., тат., башк. и др. народов. С 1931, по почину ленинградцев, начались школьно-пионерские олимпиады. В 1936 Всесоюзный комитет по делам иск-в организовал Всесоюзную хоровую олимпиаду проф. и самодеят. коллективов, участниками к-рой были представители 19 национальностей.

    В 1930 для оказания творч. помощи коллективам художеств. С. на базе Дома иск-ва им. В. Д. Поленова в Москве был организован методич. центр - Центр. дом самодеят. иск-ва им. Н. К. Крупской (ЦЕДИСК; в 1936 преобразован во Всесоюзный дом нар. творчества им. Н. К. Крупской). В 1934 при нём открылись курсы заочного обучения для руководителей и участников художеств. С. (в 1959 реорганизованы в Заочный нар. ун-т иск-в). К кон. 30-х гг. городские и областные дома нар. творчества были созданы почти во всех союзных республиках. С 1935 всестороннюю помощь муз. С. оказывают респ. союзы композиторов; при их участии в союзных и авт. республиках организовывались нац. хоры, ансамбли песни и пляски, оркестры. Для систематич. показа достижений самодеят. иск-ва страны в 1935-38 в Москве был создан Т-р нар. творчества (рук. комп. Л. К. Книппер). С 1936 муз. С. демонстрируется также на Декадах национального искусства. С открытием постоянной Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1 авг. 1939) выступления лучших солистов и коллективов С. нац. республик осуществляются на её конц. площадках. В год открытия здесь своё иск-во продемонстрировали коллективы муз. С. Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, РСФСР, Узбекистана, Украины, Таджикистана, Туркмении. В 1940 прошёл смотр муз. С. железнодорожников, положивший начало олимпиадам участников С., объединённых по профессиям. К 1940 в стране насчитывалось 71 500 кружков муз. С., в к-рых участвовало св. 1012 тыс. чел.

    В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 мн. крупные самодеят. коллективы распались, их участники ушли на фронт. Оставшиеся создавали небольшие бригады, выступали на митингах в цехах заводов и фабрик, на призывных пунктах, в частях Сов. Армии, в госпиталях. Из участников армейской С. организовывались передвижные конц. агитационно-художеств. бригады, выступавшие перед бойцами. С продвижением фронта на Запад в освобождённых районах очень быстро восстанавливались или создавались новые коллективы муз. С. Большой агитационной силой по оказанию помощи фронту стали коллективы художеств. С. в тылу (в Башкирии, Горьковской, Калининской, Московской, Рязанской, Свердловской, Ярославской областях РСФСР и в др. сов. республиках). В течение 1944 участниками художеств. С. было дано ок. 30 тыс. концертов и спектаклей в 900 клубах, состоялось 82 тыс. выступлений на предприятиях; сборы с платных концертов отчисляли в фонд обороны и в фонд помощи семьям фронтовиков. Годы войны стали новым этапом развития сов. массовой песни, её пропаганде во многом способствовали самодеят. коллективы. Продолжали проводиться областные и краевые смотры и олимпиады. С 27 дек. 1942 по 5 янв. 1943 в Москве состоялась декада показа лучших бригад и кружков муз. С. В апр.-июне 1943 в тяжёлых условиях блокады прошёл смотр ленингр. городских муз. коллективов. (За 3 воен. года в Ленинграде самодеят. коллективами было дано ок. 15 000 концертов.) В 1943-45 стало возможным провести смотры муз. С. в РСФСР, на Украине, в Киргизии и Эстонии. В 1945 в Москве были проведены смотр самодеят. хоров и вокалистов (в нём приняло участие 40 лучших коллективов и 29 солистов) и смотр художеств. С. воен. академий, ин-тов, уч-щ, школ и частей гарнизона Москвы.

    Особое внимание в период войны было обращено на пополнение С. молодыми силами, на развитие муз. С. в средних и высших уч. заведениях, в пионерских лагерях, среди воспитанников детских домов. В кон. 1942 при Моск. гор. доме пионеров был организован Ансамбль песни и пляски моск. школьников (рук. В. С. Локтев). Регулярными стали показы муз. С. трудовых резервов (с 1943).

    По окончании войны, уже 3 окт. 1945, был проведён Всесоюзный смотр хор. С. рабочих и служащих, показавший значит. увеличение количества самодеят. хоров. К 1946 только в РСФСР работало 69 900 кружков (в их числе - 23 100 хоровых и 5600 музыкальных), что в 11/2 раза больше, чем в довоенное время. В этот период в Ленинграде возникли и выросли в крупные коллективы: хор Ленингр. ун-та, хор Ленингр. Дворца культуры им. С. М. Кирова, музыкальный коллектив Выборгского Дворца культуры и многие др. В годы 1-й послевоен. пятилетки профсоюзные и комсомольские организации, Дома нар. творчества при активной поддержке партийных органов начали работу по восстановлению ранее существовавших и созданию новых коллективов муз. С., по выявлению талантов среди широких нар. масс. Методич. центрами самодеят. иск-ва становятся Дома художеств. С. профсоюзов (создавались с 1950-х гг.). Уже в 1950 в муз. С. страны насчитывалось 112 симф. оркестров, 12 266 оркестров нар. инструментов и 6354 духовых, 4139 инстр. ансамблей, 805 кружков баянистов и аккордеонистов, 18 411 нар. хоров, 270 205 смешанных хоров, 6200 вок. ансамблей, 1667 ансамблей песни и пляски, 18 319 агитбригад и эстр. групп. В 50-е гг. получают развитие любительские муз.-театр. студии, в т.ч. в Ленинграде - студия муз. комедии при Дворце культуры им. 1-й пятилетки и студия оперы и балета при Дворце культуры им. СМ. Кирова (постановки здесь опер "Царская невеста", "Травиата", "Сорочинская ярмарка", "Тихий Дон" свидетельствуют о зрелости художеств. С. и высоком исполнит. мастерстве участников).

    Рост массовой С. обусловил всё возрастающее число праздников песни и танца. Они проводились в ряде областей РСФСР, в Белоруссии и на Украине, в республиках Прибалтики, с 1952 стали традиционными в Киргизии и Казахстане. Возобновились показы муз. С. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (с 1958 - Выставка достижений народного хозяйства СССР); своё иск-во участники С. демонстрируют также на подобных выставках в др. республиках.

    На Всесоюзном смотре муз. С. в 1956 в Москве высокое мастерство показали мужской хор Таллинского дома культуры (рук. Ю. Я. Варисте) и хор Моск. ун-та (рук. С. В. Попов). Принципиальное значение имел Первый слёт нар. певцов - авторов совр. песни (Воронеж, 1950), он положил начало слётам-семинарам и в др. городах. Это помогло выявить из участников муз. С. ряд талантливых композиторов (А. Р. Лебедева, А. М. Оленичева и др.). Художеств. росту муз. С. способствовали решение Комитета по делам иск-в при Совете Министров СССР (1950) о прикреплении проф. работников иск-в к самодеят. коллективам (в более широком плане закрепившее традиции CK СССР), а также создание Всероссийского хорового об-ва (1959) и подобных об-в на Украине, в Белоруссии, Армении, Грузии и др. респ.

    В 60-е гг. характерной особенностью развития муз. С. явилось разнообразие видов и жанров самодеят. иск-ва, значительный рост исполнит. мастерства. Имеющим многолетние традиции и высокие художеств. достижения самодеят. муз. т-рам, оркестрам, хорам, ансамблям песни и пляски и др. с 1959 стали присваивать звание народного коллектива (на 1975 их было более 4,5 тыс.). Наглядным примером повышения художеств. уровня муз. С. стало возросшее количество оперных постановок, осуществлённых силами её участников во Владивостоке, Ворошиловграде, Киеве, Кутаиси, Клайпеде, Ленинграде, Москве, Николаеве, Новочеркасске, Таганроге, Ташкенте, Уфе, Череповце и др., а также в сельской местности (с. Залесянка Саратовской обл., с. Балясное на Полтавщине и др.). Начиная с 1963 появляются народные филармонии, организующие концерты муз. С. Одной из форм подготовки руководителей муз. С. стали нар. консерватории (впервые в Ленинграде, 1961; отделения - дирижёрско-хоровое, рус. нар. инструментов, вок., фп., орк.), где преподавание ведётся на общественных началах. В Моск. муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных, в Саратовской консерватории и др. были организованы спец. кафедры для подготовки руководителей нар. хоров. Хормейстеров для нар. С. готовят ин-ты культуры, муз. и культ.-просвет. уч-ща. В развитии детской С. значит. роль играет Ин-т художеств. воспитания АПН СССР. Процесс развития муз. С. нашёл отражение в спец. журналах: "Музыка масс" ("Музыка массам", Харьков, 1928-30), "Искусство массам" (Москва, 1931, в 1932-1933 - "Самодеятельное искусство"), "Музыкальная самодеятельность" (Москва, 1933-36), "Культурно-просветительная работа" (Москва, 1940-), "Клуб" (Москва, 1951 -; с 1964 - под назв. "Клуб и художественная самодеятельность"), а также в муз. и обществ.-политич. периодич. изданиях.

    В 70-е гг. число музыкальных кружков и участников муз. С. увеличилось, распространение получили вок.-инстр. ансамбли, эстр. и духовые оркестры. С 1971 по решению ВЦСПС и Коллегии Мин-ва культуры СССР при ЦК профсоюза работников культуры создана Центр. комиссия по культурно-шефской работе на селе, к-рую возглавил нар. арт. СССР М. А. Ульянов. Одно из главных направлений её деятельности - привлечение мастеров проф. иск-ва к оказанию помощи художеств. С., а т.ч. музыкальной. Широко проводится муз.-воспитательная работа с детьми, организуются детские хор. и муз. коллективы, большое значение придаётся детским песенным праздникам, смотрам и фестивалям хор. музыки. Ежегодно коллективы художеств. С. страны дают св. 1 млн. концертов и спектаклей, к-рые собирают аудиторию до 280 млн. зрителей. Участников хор. и муз. С. привлекают произв. героико-патриотич., гражданского звучания, а также нар. песни и частушки, лирич. песни. Размах многонационального самодеят. иск-ва народов СССР продемонстрировал в 1977 (начался повсеместно в 1975) Первый всесоюзный фестиваль самодеят. художеств. творчества трудящихся, посв. 60-летию Окт. революции 1917. В нём участвовало более 15 млн. человек. Фестиваль обогатил репертуар С. новыми, значит. темами, отразил крупнейшие события, произошедшие в стране, способствовал приобщению к самодеят. иск-ву широких масс трудящихся, более полному выявлению народных талантов. Было принято решение о проведении каждые 5 лет всесоюзного фестиваля С.

    Художеств. С., в т.ч. музыкальная, на протяжении всей истории Сов. гос-ва постоянно пополняла кадры проф. искусства. В самодеят. кружках начинали свой путь дирижёр К. К. Иванов, певцы - И. К. Архипова, М. Л. Биешу, M. H. Звездина, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Е. С. Мирошниченко, А. П. Огнивцев, И. И. Петров, Т. А. Сорокина, В. И. Фирсова и др., творч. проф. коллективы - Русский нар. хор им. Пятницкого, Северный, Омский, Волжский, Воронежский и др. хоры, Ансамбль песни и пляски Сов. Армии, Русский народный оркестр им. Н. П. Осипова и др. Т-ры оперы и балета Казах. ССР, Кирг. ССР, Туркм. ССР, Тадж. ССР и мн. др. нередко пополняются исполнителями из муз. С.

    Муз. С. СССР завоевала широкое признание за рубежом. Лучшие коллективы и солисты муз. С. принимают участие в междунар. фестивалях и конкурсах. Среди победителей на конкурсах междунар. фестивалей - Хор Челябинского тракторного завода (рук. С. Н. Озеров и В. Г. Соколов, 1947, Прага), Хор Моск. автозавода (рук. А. В. Рыбнов и В. Г. Соколов, 1949, Будапешт), Хор молодых рабочих Ленинграда (рук. И. И. Полтавцев, 1951, Берлин), Хор моск. студентов (рук. В. Г. Соколов, 1953, Бухарест), Хор ленингр. ун-та (рук. Г. М. Сандлер, 1957, Москва), Хор одесских студентов (рук. К. К. Пигров, 1957, Москва), Хор студентов Уральского ун-та (рук. В. В. Серебровский, 1959, Вена), Хор моск. Дворца культуры им. Горбунова (рук. Ю. М. Уланов, 1961, Дебрецен, Венгрия). На междунар. конкурсах полифонич. и нар. музыки в Италии (Ареццо) 1-е место заняли - Мужской хор Литов. ССР "Варпас" ("Колокол"; рук. А. Крогертас, 1969), Таллинский, камерный хор (рук. А. Ратассепп, 1971), Рижский хор "Ave Sol" (рук. И. Кокарс, 1974); на междунар. конкурсах хоров в Болгарии - Моск. хор молодёжи и студентов при Хор. об-ве (рук. Б. Г. Тевлин, 1975, Варна), в Чехословакии - Академич. хор Моск. ун-та (рук. С. В. Попов, 1975, Пардубице), им. Б. Бартока в Венгрии - Молодёжный хор Дома культуры No 3 города Еревана (рук. С. С. Тер-Казарян, 1976, Дебрецен), в Нидерландах - Женский хор учителей "Дзинтар" Латв. ССР (рук. А. Р. Деркевица и И. О. Цепитис, 1977, Гаага). Участие самодеят. коллективов и солистов наряду с профессиональными в междунар. конкурсах свидетельствует о значит. качественном росте художеств. С. и стимулирует её дальнейшее развитие.

    Литература: Диез, Музыкальная олимпиада, "Жизнь искусства", 1927, No 26, с. 11; Первая олимпиада искусств народов СССР, "За пролетарскую музыку", 1930, No 4, с. 3-4, 15; Корев С., Лицом к музыкальной самодеятельности, "Художественное образование", 1931, No 4, 6; Довженко В., Конкурс музыкальных кружков Харькова, "За пролетарскую музыку", 1932, No 4-5, с. 12-15; Композиторы в колхозах, "СМ", 1936, No 3; Книппер Л., Театр народного творчества, там же, No 5; Васильев-Буглай Д., Театр народного творчества, там же, No 7; Кузнецов К., Всесоюзная хоровая олимпиада, там же, No 8; Александров М., Искусство рабочей молодежи, там же, 1948, No 8; Массалитинов К., Творцы советской народной песни, там же, 1950, No 8; Tихомиров Р., О музыкальной самодеятельности, там же, 1951, No 9; Десятилетие пионерского ансамбля, там же, 1952, No 7; Воробьев Г., Опера на колхозной сцене, там же, 1952, No 4; Опера в постановке самодеятельного коллектива, там же, 1953, No 8; Ценное начинание, там же, 1953, No 5; Калугина Н., Праздник художественной самодеятельности, там же, 1956, No 5; Абрамский A., Пути музыкальной самодеятельности, там же, 1959, No 5; Королёва Е., Детская народная филармония, "МЖ", 1963, No 19; Рюмин П., Массовая художественная самодеятельность, "Коммунист", 1964, No 18; "Колхозная филармония", "МЖ", 1964, No 21; Яунзем Ирма, Есть чем гордиться, есть к чему стремиться, "Культурно-просветительная работа", 1965, No 5; Мазурицкий М. П., Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны, "Уч. зап. Моск. института культуры", 1966, вып. 13, с. 169-91; Рутовская О., Оперу исполняют школьники, "МЖ", 1969 No 19; Кукшанов В., Из истории советской художественной самодеятельности 20-х годов, "Научные труды Свердловского пединститута", 1972, сб. 166, с. 93-109; Алексеева Л., От рабочих кружков к народным коллективам, М., 1973; "МЖ", 1977, No 20, с. 20-21; Землянникова Л. A., Творчество миллионов, "Правда", 1977, 2 окт.; Стриганов В. М., Итоги и перспективы, "Культурно-просветительная работа", 1977, No 6. M. P. Леонова.

  29. Источник: Музыкальная энциклопедия



  30. История слов

    См. чушь

  31. Источник:



  32. История слов

    САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Многие русские слова по внешности являются полными мо рфологическими подобиями соответствующих слов западноевропейских языков — французского, немецкого, английского, реже итальянского. Но видеть во всех этих словах и даже в большей их части «кальки», точные снимки, морфологические копии чужих слов было бы исторической ошибкой. Во многих таких совпадениях сказывается общность культурной традиции, в других, тоже очень многочисленных совпадениях — общность социальных условий, способствующая однородности словотворчества. Иные соответствия отражают параллелизм семантического развития языков европейской системы. Даже в тех случаях, когда есть основания генетически сближать русское слово с западноевропейским, часто бывает очень сильна национально-русская, самостоятельная основа нового словесного образования. Толчок со стороны чужого языка в отдельных случаях лишь ускоряет течение независимо возникшего русского лексического процесса. И даже не будь этого семантического толчка, — слово все равно возникло бы, хотя, быть может, несколько позднее и в иной связи. Сложное взаимодействие, соотношение и слияние двух течений — своего, самобытного и идущего со стороны чужого языка — можно наблюдать в истории сложных имен существитеьных и прилагательных, содержащих в первой части местоименную основу сам=(о). Ср. греч. αυτο = немецк. selbst =, старославянское само= и народное русское слово само— (напр., в словах: самодур, самокрутка, самопал, самотек и т. п.).

    Слово самодеятельность не зарегистрировано ни одним словарем русского языка до середины XIX в. Акад. Я. К. Грот в рецензии на «Русско-французский словарь» Н. Макарова (1867) отмечает самодеятельность среди таких пропущенных слов, которые «еще новы, но и те уже приобрели или по крайней мере более и более приобретают право гражданства» (Грот, Филол. разыск., 1876, т. 1, с. 228; Труды Я. К. Грота, 1899, т. 2, с. 185). Действительно, слово самодеятельность прочно входит в литературный оборот не ранее середины XIX в. Оно обозначало: проявление инициативы, свободного личного почина в чем-нибудь, в какой-нибудь области общественной жизни.

    Любопытно употребление этого слова в языке В. Г. Белинск ого, к которому восходят многие понятия и термины передовой русской общественности. В статье «Мысли и заметки о русской литературе» (1846) В. Г. Белинский писал: «Наконец есть люди (таких очень мало), которые действительно обладают способностью творческой самодеятельности своих способностей. Они на все смотрят как-то особенно, оригинально, во всем видят именно то, чего без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели». У Н. Г. Помяловского в повести «Мещанское счастье» (1861): «...он привык к самодеятельности, к уменью отрешаться от ложных взглядов».

    Ср. в романе «Брат и сестра» (в отрывке «Андрей Федорыч Ч ебанов»): «Но он получил свободу именно только в двадцать с годом, когда лишился отца и матери. До тех пор его личность самостоятельно, самодеятельно не проявлялась ничем». У В. В. Стасова в статье «Выставка в Академии художеств» (1870): «С прошлого года носились разные слухи, которые заставляли думать, что в среде художников как будто начинается какое-то движение, что-то вроде самодеятельности».

    В 1870 г. А. С. Суворин в статье «По поводу ”Отцов и детей“ (Из моих воспом инаний)» писал: «Это было в конце лета 1861 года... В обществе заметно было брожение; явились пионеры, призывавшие к самодеятельности, к движению вперед мирным путем; с другой стороны начали являться прокламации...».

    Любопытно, что в высоком слоге древнерусской письменности и в высоком штиле XVIII в. употреблялись слова: самодействие, самодейственный, самоделатель, самодетель, самодетельный (способный действовать сам собою без помощи других) (сл. 1867—1868, 4, с. 185). Таким образом, национальная почва для образования слова самодеятельность была вполне подготовлена уже древнерусской литературно-языковой традицией.

    Влияние немецкого Selbstätigkeit (ср. Künstlerische Selbstätigkeit и т. п.) в некоторых культурно-идеологических сферах русской жизни, связанных преимущественно с духовным развитием дворянства, могло быть лишь внешним толчком к появлению соответствующего русского слова.

    Ср. в письме И. В. Киреевского к В. А. Жуковскому (от 14 марта 1830 г.): «Пр овел вечер с Разпалом, который мне крепко не понравился своею, как бы сказал Гегель, самонадутостью и пустотою» (Русск. старина, 1903, август, с. 453).

    В. И. Даль во 2-ом издании своего словаря ставит самодеятельность в один ряд с старыми славянорусскими словами. «Самодействие, самодеятельность, действие от себя, из себя. Самодейная, самодейственная машина. Самодеятель м. и самодетель или самоделатель, действующий своею силою и властью. Самодеятельные силы» (1882, 4, с. 135).

    В наше советское время слово самодеятельность стало особенно активным. Расширился круг его фразеологических связей. В нем раскрылся новый оттенок значения: проявление и развитие артистических и шире: вообще художественных способностей членов любого коллектива, вокально-музыкальные выступления, или театральные представления, организуемые без участия артистов-профессионалов, собственными силами того или иного учреждения («Вечер самодеятельности») (см. сл. Ушакова, 4, с. 33).

    Статья ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (7 пронумерованных листков разного формата и 1 вставка), машинопись (4 стр.) с авторской правкой.

    Здесь печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда необходимых попр авок и уточнений. — Е. X.

  33. Источник: