«Иммобилизация»

Иммобилизация в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Иммобилизация»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    термин, употребляемый в медицине для выражения придания неподвижности какой-либо части тела, особенно конечностям его. И. достигается положением неподвижных повязок (гипсовых, клейстерных), шин, проволочных аппаратов и всего чаще применяется при переломах костей и воспалении суставов, когда нужно избегать всякого раздражения пораженного органа.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от лат. immobilis — неподвижный)

    (медицинское), создание неподвижности поврежденной или больной части тела, обычно конечности или позвоночника. При переломах костей И. предупреждает повреждение сосудов, нервов и др. тканей подвижными отломками костей и создаёт условия для их костного сращения.

    При открытых переломах костей и инфицированных ранах мягких тканей И. — один из методов предупреждения инфекции и борьбы с ней. При повреждениях конечностей (переломы, вывихи, заболевания суставов и др.) И. имеет большое значение для уменьшения болей, предупреждения шока. И. применяется при лечении ряда заболеваний органов движения, особенно воспалительного характера, туберкулёза суставов и др., после операций, для удержания частей тела в необходимом положении. Хорошую И. обеспечивает обязательная фиксация двух ближайших к месту повреждения суставов, например при ранении голени — коленного и голеностопного.

    Различают И. временную, или транспортную, и постоянную, лечебную. Для транспортной И. при оказании первой помощи применяют специальные Шины; при отсутствии их делают шины из прутьев, досок, пучков соломы. Лечебная И. осуществляется гипсовой повязкой (См. Гипсовая повязка),Вытяжением специальными компрессионно-дистракционными аппаратами, Корсетами ортопедическими и ортопедическими аппаратами (См. Ортопедические аппараты). При операциях по поводу переломов костей соединения и обездвижения отломков достигают также при помощи специальных гвоздей, винтов, пластинок и др. из нержавеющей стали, титана и других сплавов.

    Лит.: Каплан А. В., Закрытые повреждения костей и суставов, М., 1956; Хромов Б. М., Первая помощь при травмах и транспортировка пострадавших, [Л.], 1969.

    А. В. Каплан.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. иммобилиза́ция;
    2. иммобилиза́ции;
    3. иммобилиза́ции;
    4. иммобилиза́ций;
    5. иммобилиза́ции;
    6. иммобилиза́циям;
    7. иммобилиза́цию;
    8. иммобилиза́ции;
    9. иммобилиза́цией;
    10. иммобилиза́циею;
    11. иммобилиза́циями;
    12. иммобилиза́ции;
    13. иммобилиза́циях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , ж. мед.

    Действие по знач. глаг. иммобилизовать.

    — Ваша нога нуждается в полной иммобилизации, — сказал он [хирург]. — Что? — спросил Рябинин. — В покое, — пояснил врач. Березко, Ночь полководца.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ИММОБИЛИЗА́ЦИЯ, иммобилизации, мн. нет, жен. (от лат. immobilis - неподвижный).

    1. В хирургии - придание неподвижного положения какой-нибудь части тела. Иммобилизация ноги при помощи гипсовой повязки.

    2. Превращение (оборотного капитала) в основной капитал (экон.). Иммобилизация капитала.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Создание условий для обеспечения неподвижности какой-либо части тела при повреждениях и заболеваниях (в медицине).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ИММОБИЛИЗАЦИЯ (от лат. immobilis - неподвижный) - лечебный метод создания неподвижности части тела, конечности при переломах костей, заболеваниях суставов, обширных ранах и т. п. Достигается наложением повязок и шин, а также вытяжением.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    immobilizationimmobilization

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Англо-русский словарь технических терминов

    immobilization

  17. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. мед., эк.

    immobilisation f

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. мед., эк.

    inmovilización f

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    immobilizzazione

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Медицинская энциклопедия

    IИммобилиза́ция (лат. immobilis неподвижный)

    создание неподвижности (покоя) какой-либо части тела при некоторых повреждениях (ушибах, ранах, вывихах и др.) и заболеваниях. Различают транспортную и лечебную И. Транспортная И. осуществляется, как правило, на амбулаторном этапе лечения с помощью специальных средств, стандартных (выпускаемых промышленностью) и импровизированных (из подручных материалов). Лечебная И. требует применения специальных, иногда довольно сложных устройств (например, компрессионно-дистракционных аппаратов). Ее производят как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.

    Под транспортной И. понимают временное обездвижение пораженного участка тела на период транспортировки пострадавшего (обычно до лечебного учреждения). Наиболее частые показания для транспортной И. — переломы костей, обширные повреждения мягких тканей, глубокие ожоги, повреждения крупных кровеносных сосудов и нервных стволов, некоторые острые воспалительные процессы (например, глубокая флегмона бедра). При переломах костей транспортная И. предупреждает вторичное смещение костных фрагментов и перфорацию ими кожи. Обеспечивая неподвижность костных отломков и уменьшая травматизацию мягких тканей в области перелома, она позволяет избежать усиления боли и предотвратить развитие травматического шока. Кроме того, транспортная И. служит для профилактики повреждения кровеносных сосудов и, следовательно, кровотечения, травмы нервных стволов, жировой эмболии, а также развития и распространения инфекции в ране. При обширных повреждениях мягких тканей и глубоких ожогах, а также при острых воспалительных процессах на конечностях транспортная И. уменьшает боль, предупреждает развитие травматического шока и распространение инфекции. При повреждениях крупных кровеносных сосудов она уменьшает опасность тромбоэмболии и повторного кровотечения.

    Техника И. определяется особенностями патологического процесса, условиями, в которых она осуществляется. На месте происшествия при отсутствии стандартных (табельных) шин используют импровизированные шины (палки, доски и др.). Иммобилизировать поврежденную руку можно, привязав ее к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой. Стандартные шины применяют в соответствии с их предназначением и конструкцией (см. Шинирование).

    При повреждениях позвоночника пострадавшего укладывают на жесткую поверхность (щит), что препятствует подвижности в области перелома и травматизации спинного мозга. При переломах таза пострадавшего укладывают на жесткую поверхность, разводят ему бедра, под коленные суставы подкладывают валик. Это способствует максимальному расслаблению мышц таза, предупреждает вторичное смещение костных фрагментов и травматизацию органов малого таза.

    При выполнении транспортной И. соблюдают два основных принципа: принцип наружной фиксации сегмента конечности с обязательным выключением движений в двух-трех суставах, прилегающих к области повреждения, и принцип вытяжения поврежденного сегмента конечности.

    При применении средств транспортной И. руководствуются следующими правилами: иммобилизацию производят в возможно более ранние сроки; предварительно пострадавшим вводят обезболивающие средства; транспортные шины накладывают поверх одежды и обуви или на обнаженную поверхность, защитив в последнем случае костные выступы (лодыжки, гребни подвздошных костей, мыщелки плеча и др.) ватной прокладкой; перед фиксацией шиной конечностей при открытых переломах и ранах накладывают асептические повязки; кровоостанавливающий жгут, если он необходим, должен быть наложен таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая И. (кровоостанавливающий жгут нельзя закрывать шиной или повязкой); транспортные шины закрепляют на конечностях мягкими бинтами на всем протяжении.

    Ошибки при выполнении транспортной И. ведут к тяжелым осложнениям. Необоснованно короткие транспортные шины неэффективны. Частой ошибкой является фиксация менее двух суставов, прилегающих к поврежденному сегменту конечности, или наложение жестких стандартных шин без предварительного обертывания их ватой и марлей. Недостаточная фиксация шин мягким бинтом на всем протяжении конечности приводит к образованию перетяжек, сдавлению и нарушению кровоснабжения.

    Лечебную И. чаще всего применяют для лечения переломов с целью создания неподвижности костных отломков до их сращения и образования костной мозоли. Принципы и правила осуществления лечебной И. такие же, как при транспортной иммобилизации.

    Средства лечебной И. многообразны. В амбулаторной практике И. нередко осуществляют с помощью гипсовых и мягкотканных повязок (например, при переломах без смещения или с незначительным смещением отломков). Одним из распространенных видов лечебной И. являются гипсовые повязки, кроватки, корсеты и лонгеты (см Гипсовая техника). Гипсовая повязка хорошо моделируется, относительно легко переносится больными. Несмотря на многочисленные попытки замены гипсовой повязки различными шинами из пластмассы, она по-прежнему остается наиболее простым и надежным способом И. Недостаток гипсовой повязки заключается в том, что она способствует развитию тугоподвижности суставов и гипотрофии мышц пораженной конечности. В значительной мере это можно компенсировать при раннем назначении лечебной гимнастики и физиотерапии.

    Другим видом лечебной И. является Вытяжение, которое устраняет смещение костных фрагментов и фиксирует их в достигнутом положении на срок, необходимый для сращения перелома. Недостаток этого способа обездвижения — длительный срок пребывания больного в постели.

    Разновидность лечебной И. — фиксация костных фрагментов различными металлическими или пластмассовыми конструкциями (спицами, винтами, штифтами, пластинами и др.), введенными внутрикостно или накостно (см. Остеосинтез). Недостатком этого вида лечебной И. является необходимость повторной операции для удаления конструкции, а также возможность нагноения после операции.

    К методам лечебной И. относится и быстро развивающийся метод компрессионно-дистракционного остеосинтеза. Сущность его заключается в том, что с помощью специальных аппаратов и спиц создается взаимное давление или растяжение костных фрагментов, а также их фиксация до сращения перелома (см. Дистракционно-компрессионные аппараты). Широкое применение в качестве лечебной И. имеют шины из различных пластических материалов (поливика, полиэтилена, вспененного полиэтилена и др.).

    Библиогр.: Русаков А.Б.Транспортная иммобилизация, М., 1975; Ткаченко С.С. и Шаповалова М. Оказание доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата, с. 53, Л., 1984; Шестакова Н.А. и Малкис А.И. Гипсовая техника, с. 63, Т., 1981.

    IIИммобилиза́ция

    создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

    Постоянную иммобилизацию, часто ее называют лечебной, осуществляет врач (реже фельдшер). Наиболее распространенным способом такой И. является наложение гипсовой повязки. Существует множество и других методов И., например с помощью специальных ортопедических аппаратов, пневматических шин, в которые накачивают воздух, аппаратов для соединения костей, вытяжения по оси поврежденной конечности за скобу с проведенной через кость спицей (так называемое скелетное вытяжение).

    Транспортная И. является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной. Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах И. поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная И. занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

    На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для И. подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис.).

    Основным способом И. поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

    Очень важно провести транспортную И. как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

    При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

    При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего (Жгут кровоостанавливающий), его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для «лучшей» фиксации шины, т.к. этоможет вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

    При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

    Особенность иммобилизации отдельных частей тела — см. Бедро, Голеностопный сустав, Голень, Грудь, Кисть, Ключица, Коленный сустав, Плечевой сустав, Плечо, Позвоночник, Предплечье, Таз, Тазобедренный сустав.

    Иммобилизация при помощи подручных средств: а, б — при переломе позвоночника; в, г — иммобилизация бедра; д — предплечья; е — ключицы; ж — голени

    Иммобилизация при помощи подручных средств: а, б — при переломе позвоночника; в, г — иммобилизация бедра; д — предплечья; е — ключицы; ж — голени.

    IIIИммобилиза́ция (immobilisatio; лат. immobilis неподвижный; Им- + mobilis подвижный)

    создание полной неподвижности или уменьшенной подвижности одной или нескольких частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

    Иммобилиза́ция тра́нспортная — И., создаваемая на время транспортировки больного.

  25. Источник: Медицинская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    ИММОБИЛИЗА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. immobilis - неподвижный] Мед. Создание неподвижности (покоя) какой-л. части тела при переломах, вывихах с помощью отвердевающих повязок, шин (3 зн.).

    * * *

    иммобилиза́ция

    (от лат. immobilis — неподвижный), лечебный метод создания неподвижности части тела, конечности при переломах костей, заболеваниях суставов, обширных ранах и т. п. Достигается наложением повязок и шин, а также вытяжением.

    * * *

    ИММОБИЛИЗАЦИЯ

    ИММОБИЛИЗА́ЦИЯ (от лат. immobilis — неподвижный), лечебный метод создания неподвижности части тела, конечности при переломах костей, заболеваниях суставов, обширных ранах и т. п. Достигается наложением повязок и шин, а также вытяжением.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Энциклопедический словарь нанотехнологий

    Термин
    иммобилизация

  29. Источник: Энциклопедический словарь нанотехнологий



  30. Русско-английский политехнический словарь

    immobilization

  31. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  32. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    immobilizzazione f

  33. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  34. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (от лат. immobilis - неподвижный), леч. метод создания неподвижности части тела, конечности при переломах костей, заболеваниях суставов, обширных ранах и т. п. Достигается наложением повязок и шин, а также вытяжением.

  35. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  36. Словарь черезвычайных ситуаций

    создание неподвижности поврежденной или больной части тела, обычно конечности или позвоночника. При переломах костей И. предупреждает повреждение сосудов, нервов и др. тканей подвижными отломками костей и создает условия для их косного сращения. При открытых переломах костей и инфицированных ранах мягких тканей И. - один из методов предупреждения инфекции и борьбы с ней. При повреждениях конечностей (переломы, вывихи, заболевания суставов и др.) И. имеет большое значение для уменьшения болей, предупреждения шока. И. применяется после операции для удержания частей тела в необходимом положении. Хорошую И. обеспечивает обязательная фиксация двух ближайших к месту повреждения суставов, например, при ранении голени - коленного и голеностопного. Различают И. временную или транспортную, и постоянную, лечебную. Для транспортной И. при оказании первой помощи применяют специальные шины (лестничные, пневматические, вакуумные и т.п.); при отсутствии их делают шины из прутьев, досок, пучков соломы. Лечебная И. осуществляется гипсовой повязкой, вытяжением специальными компрессионно-дистракционными аппаратами, корсетами ортопедическими и ортопедическими аппаратами. При операциях по поводу переломов костей соединения и обездвижения отломков достигают также при помощи специальных гвоздей, винтов, пластинок и др. из нержавеющей стали, титана и других сплавов.

  37. Источник: Словарь черезвычайных ситуаций



  38. Большой Энциклопедический словарь

  39. Источник: