НАЛО́ЖНИЦА, -ы, жен. (устар.). То же, что любовница (во 2 знач.).
-ы,
ж. книжн. устар. Любовница.
Какие слезы и моленья Ее спасут от посрамленья? Что ждет ее? Ужели ей Остаток горьких юных дней Провесть наложницей презренной? Пушкин, Бахчисарайский фонтан.
[Разин] заглянул мимоходом в шатер плененной на струге Менеды, молодой наложницы хана. Злобин, Степан Разин.
НАЛО́ЖНИЦА, наложницы, жен. (книжн. устар.). Любовница, содержанка. «Ужели ей остаток горьких юных дней провесть наложницей презренной?» Пушкин.
ж. устар.
1.
Любовница.
2.
Содержанка.
жен.;
уст. concubineж. уст. concubine.
наложница ж Konkubine f c
ж
Konkubine f
ж. уст.
concubine f
ж. книжн. уст.
concubina f, querida f
ж. уст.
odalisca
НАЛО́ЖНИЦА -ы; ж. Ист. Пленница или крепостная, вынужденная стать любовницей. Брать наложниц. Баринова н. // На Востоке: обитательница гарема, не пользующаяся правами жены. Любимая н. султана. // Устар. Любовница, содержанка.
(2Цар.16:22 ) - в свящ. Писании это слово встречается не редко. Некоторые из самых благочестивых патриархов, как например Авраам и Иаков, имели наложниц: Агарь, Хеттуру и др. Подобные же примеры встречаются и во времена подзаконные, Судей и Царей, как например Манассия, Халев, Гедеон, Саул, Давид, Соломон и др. (1Пар.7:14, 1Пар.2:46,48, Суд.8:31, 2Цар.3:7, 2Цар.5:13, 3Цар.11:3 ). "По определению раввинов, пишет высокопр. митр. Филарет, наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, чьи дети должны пользоваться дарами, но не наследством". И о наложничестве у Евреев пишет: "Евреи не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в сем обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова. Патриархи же, сколько можно приметить, частью следовали обычно, принятому прежде их, частью уступили нетерпеливости иметь потомство, уже благословенное Богом, каковая нетерпеливость наипаче открывалась в их женах" (Записки на кн. Бытие митр. Филарета. Часть II, стр. 150, 289-290). Таким образом наложничество представляется как слабость, допущенная древними патриархами частью по обычаю, принятому прежде их, частью по нетерпеливости иметь скорее потомство (Быт.16:1,2, Быт.30:3 ). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания для нее. Напротив, свящ. Писание во многих местах дает видеть то ограничение этой слабости, то вредные последствия оной для семейного спокойствия, общественного благосостояния и чистоты нравов, то наконец прямые запрещения как поведения несогласного с первоначальным учреждением брака и волею Божиею. Таким образом Евангелие дает указание на свящ. установление брака, его первоначальное высокое значение (Быт.2:24, Мат.19:5, 1Кор.7:2 ), и по духу его наложничество в настоящее время считается тяжким грехом, равняющимся блуду и прелюбодеянию.
нал’ожница — в Ветхом Завете упоминается довольно часто. Наложниц имели Авраам, Иаков, Халев, Гедеон, Саул, Давид, Соломон... Наложницы не равнялись женам и их дети не были наследниками, но закон защищал и их права (Исх.21:7 -11; Втор.21:10 -14). В Быт.36:12 сын наложницы считался сыном жены Исава Ады.
• Παλλακή,
см. Matrimonium, Брак, 2.