Большая Советская энциклопедия

    (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную)

    субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (См. Потребности) (мотивации).

    Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма Э. — т. н. эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на два полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают способность вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые Аффекты — особый вид Э., отличающихся большой силой, бурным протеканием, выраженными вегетативными симптомами (например, страх, ярость). Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций (например, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. Т. о., посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Уровень необходимой для этих действий энергетической мобилизации (активации) организма обеспечивается специальными физиологическими процессами, возникающими при определенном эмоциональном состоянии. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, Э. способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие ситуативных Э. человека объясняется сложностью отношений между предметами, потребностями субъекта и деятельностью по их удовлетворению. Высший продукт развития Э. человека — Чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Личности свойственна иерархическая система чувств; содержание доминирующих чувств определяет направленность личности. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. (например, чувством любви обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его врагам, огорчение из-за его неудач, ревность). События, влияющие на жизнеощущения человека, могут вызывать более длительные изменения общего эмоционального фона — т. н. настроения (См. Настроение) (причиной настроения могут быть и патологические процессы в организме). Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах также и др. психических заболеваний.

    Э. возникают на основе физиологических процессов, происходящих в мозге и организме в целом, как результат интегрированных корково-подкорковых комплексов возбуждений, формирующихся на основе наследственного и приобретенного опыта. В реализации Э. участвуют структуры мозга различных уровней, включая новую кору, лимбическую систему (См. Лимбическая система) (гиппокамп, миндалина, Гипоталамус). Т. о., лимбические структуры во взаимодействии с ретикулярной формацией (См. Ретикулярная формация) ствола мозга составляют центральный нервный субстрат Э. Субъективное ощущение возникает как следствие возбуждения этой системы. Любые повреждения мозга, изменяющие интеграцию возбуждения, приводят к нарушению эмоциональной реактивности и прежде всего способности человека и животных адекватно оценивать результаты совершенной деятельности. Э., как одно из средств передачи информации о состоянии индивида, имеют характерное внешнее выражение: двигательные и звуковые реакции, мимика, изменение дыхания, деятельности желудка, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, сердца, просвета кровеносных сосудов и т. д. (см. Выразительные движения). Одни реакции, например движение, дыхание, могут произвольно контролироваться человеком, а другие (кровяное давление, сердцебиение) в обычных условиях произвольно не контролируются. В т. н. конфликтных ситуациях Э. животных и человека могут перейти в эмоциональные стрессы, при которых эмоциональные возбуждения из центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы (особенно на непроизвольные). Это может привести к изменению функций различных внутренних органов и развитию неврозов, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, экземы и т. д. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологических) особенностей (см. Типы нервной системы), решающее значение в формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций (См. Мотивации), характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

    Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И. П., Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 3, кн. 2, М. — Л., 1951; Анохин П. К., Психическая форма отражения действительности, в кн.: Ленинская теория сражения и современность, София, 1969; Симонов П. В., Теория отражения и психофизиология эмоций, М., 1970; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Дерябин В. С., Чувства, влечения, эмоции, Л., 1974; Joung P. Т., Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 1973; Emotions, ed. L. Levi, N. Y., 1975.

    А. Н. Леонтьев, К. В. Судаков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    1.

    Реакции субъективного характера на воздействия внутренних и внешних раздражителей.

    2.

    Душевные переживания; чувства.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЭМОЦИИ (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ЭМОЦИИ (французское emotion - волнение, от латинского emoveo - потрясаю, волную), смотри Чувства.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Психологический словарь

    Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт

  9. Источник: Психологический словарь



  10. Сексологическая энциклопедия

    (фр - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные Э.) или неудовлетворением (отрицательные Э.) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые Э., возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

  11. Источник: Сексологическая энциклопедия



  12. Медицинская энциклопедия

    (франц. émotion, от лат. emovere возбуждать, волновать)

    По своему характеру Э. бывают положительными или отрицательными. Положительные Э. (радость, восторг), вызывая резкие вегетативные сдвиги (подъем кровяного давления, учащение сердечных сокращений и др.), не дают длительных следовых реакций. При отрицательных Э. (страх, горе) вегетативные сдвиги имеют более длительный характер, что может способствовать развитию патологического состояния. Кратковременная и ярко выраженная по соматовегетативным проявлениям положительная или отрицательная Э. обозначается как аффект.

    Объективно о том или ином эмоциональном состоянии можно судить по поведению человека, реакции мимических мышц, а также по вегетативным сдвигам в организме (сосудистые реакции, функциональные изменения сердечной деятельности, дыхания, перистальтики кишечника и др.).

    К структурам ц.н.с., возбуждение которых вызывает те или иные положительные («центры удовольствия») или отрицательные («центры неудовольствия») Э., относят ретикулярную формацию и ряд образований лимбической системы (см. Головной мозг). Поражение этих структур (опухоль, травма, инфекция) вызывает у человека резкие нарушения в эмоциональной сфере.

    Патология эмоций наблюдается как позитивное и негативное проявление при ряде психических заболеваний; они могут возникать при психопатиях, циклотимии, шизофрении, эпилептической болезни, органических заболеваниях головного мозга. В психиатрии к этой группе состояний принято относить экстаз, гипертимию, эйфорию, гипотимию, дисфорию, апатию, эмоциональную тупость и эмоциональную слабость.

    Экстаз — переживание восторга, необычной радости, вдохновения, счастья.

    Гипертимия — состояние приподнятого настроения с оптимизмом, чувством безграничной радости и веселости, ускоренным темпом мыслительных процессов, повышенной активностью. Для гипертимии характерны изменчивость внимания и отвлекаемость, отсутствие утомляемости и истощаемости. Отмечается переоценка своей собственной личности. Лица в состоянии гипертимии выглядят помолодевшими, для них характерны блеск глаз, повышенный аппетит, повышенное сексуальное влечение.

    Эйфория — повышенное настроение с чувством довольства, беспечности, безмятежности, не сопровождающееся ускорением ассоциативных процессов и повышением продуктивности; для эйфории характерны бездеятельность, пассивность.

    Гипотимия — состояние, характеризующееся снижением настроения, нередко сопровождающееся чувством тоски с ощущением тяжести в груди, резким замедлением процессов мышления, замедленностью движений, снижением активности. Окружающее представляется в мрачном свете, ничто не вызывает чувства радости, жизнь воспринимается как цепь ошибок, возникают идеи самообвинения. Лица, находящиеся в состоянии гипотимии, выглядят постаревшими, отмечаются потухший взгляд, серый цвет кожи, поседение и выпадение волос, ломкость костей, снижение либидо, у женщин возможны нарушения менструального цикла.

    Дисфория — расстройство настроения с напряженным злобно-тоскливым аффектом, раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессией.

    Апатия — состояние с отсутствием эмоций, безучастностью к происходящему вокруг, отсутствием интереса к своей личности, своей судьбе. Характерны аспонтанность, односложные ответы на вопросы. Апатию сопровождают резкое падение психической активности, безволие, обеднение сознания.

    Эмоциональная тупость характеризуется значительным снижением яркости и живости эмоциональных реакций вплоть до безразличия, при этом снижение эмоциональных проявлений касается как высших социальных эмоций, так и эмоций, связанных с инстинктами.

    Эмоциональная слабость определяется крайней изменчивостью настроения с сентиментальностью, капризностью, слезливостью, и в ряде случаев появляются реакции, неадекватные событиям. Сопровождается возникновением широкого круга астенических расстройств.

    См. также Эмоциональный стресс.

  13. Источник: Медицинская энциклопедия



  14. Биологический энциклопедический словарь

    ЭМОЦИИ

    (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Э. представляют собой активные состояния специализир. мозговых структур, побуждающие животных и человека «минимизировать» (ослабить, предотвратить) или «максимизировать» (усилить, повторить) эти состояния. Характер Э. определяется актуальной потребностью (П) и прогнозированием вероятности (возможности) её удовлетворения. Низкая вероятность удовлетворения П делаег Э. отрицательной (страх, ярость); возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом придаёт Э. положит, окраску (удовольствие, радость). Путём раздражения мозга электрич. током сначала у животных, а затем и у человека были выявлены системы мозговых структур, ответственных за реализацию отрицат. и положит. Э. Эти системы имеют свои представительства в головном мозге, гл. обр. в передних отделах новой коры, в лимбической системе, в центр, сером веществе и в гипоталамусе. Э. принадлежит решающая роль в процессе обучения, в подкреплении вновь формирующихся условных рефлексов. Они изменяют пороги восприятия, активируют память, служат дополнит, средством коммуникации (мимика, интонация голоса и т. п.). Стремление к повторному переживанию положит. Э. побуждает живые существа активно искать неудовлетворённые П и новые способы их удовлетворения. Если отрицат. Э. преим. служат самосохранению особи, потомства или группы, то положит. Э. содействуют их саморазвитию в процессе освоения новых сфер действительности. В психологии Э. называют переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе, одну из форм отражательно-оценочной деятельности мозга. Э., возникающие в связи с удовлетворением высших социальных П человека, принято называть чувствами: интеллектуальными, нравственными, эстетическими. Сильные, стремительно возникающие Э., носят назв. аффектов, длительно сохраняющиеся эмоц. состояния— настроений. Социальная ценность Э. человека определяется той П, на базе к-рой возникает данное эмоц. состояние. Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для человека П хронически затруднено, порождают стойкое отрицат. напряжение — эмоциональный стресс.

    .

    эмо́ции

    реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Эмоции человека, возникающие на основе высших социальных потребностей, обычно называют чувствами. Эмоциональное состояние человека вызывает изменения функций ЦНС (нарушение сна), сердечно-сосудистой системы (повышение кровяного давления, сердцебиение), пищеварительной системы (нарушение аппетита, понос), эндокринной системы (усиленный выброс гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых желёз). Эмоции сопровождаются изменениями в двигательной сфере в виде как произвольных, так и непроизвольных движений. Отличительными чертами эмоций являются их полярность (горе – радость и др.), степень выраженности (тревога – страх – ужас).

    Проявление эмоций зависит от темперамента конкретной личности. В своём развитии эмоции проходят 4 периода: возникновение – нарастание – кульминация – угасание. Формы протекания эмоций: эмоциональная реакция – непосредственное переживание (сильное или слабое); стресс – продолжительное напряжение; аффект – резко выраженное душевное волнение; настроение – общее длительное эмоциональное состояние. К фундаментальным (основным) эмоциям относятся радость, любопытство, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх.

    .

  15. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  16. Философская энциклопедия

    ЭМОЦИИ

    (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредств. переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из гл. механизмов внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что определ. объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают способность вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты, бурные кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич. процессы и «навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций (напр.. бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологич. условиях. Т. о., посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (напр., избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остаётся для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепления, Э. способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя.

    Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт развития Э. человека — чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах также и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, решающее значение в формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

    Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М.,1953; Павлов И. П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства, влечения, Э., Л.,1974; Анохин П. К., Филос. аспекты теории функциональной системы, Избр. труды, М.,1978, с. 311—66; Судаков К. В., Системные механизмы эмоцион. стресса, М.,1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М.,1981; Joung Р. Т., Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi,?. Y., 1975.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Энциклопедический словарь

    ЭМО́ЦИИ мн. род. -ций, дат. -циям. (ед. эмо́ция, -и; ж.). [франц. émotion] Субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде радости, страха, удовольствия или неудовольствия. Бедность эмоций. Сила эмоций. // Чувство, душевное переживание человека. Положительные, отрицательные э. Э. страха. Э. удовольствия. // Разг. Внешнее (обычно несдержанное) проявление чувств. Слишком много эмоций. Ненужные э. Давайте обойдёмся без эмоций.

    * * *

    эмо́ции

    (франц. émotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

    * * *

    ЭМОЦИИ

    ЭМО́ЦИИ (франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами(см. ЧУВСТВА) (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положит. Э.) или неудовлетворением (отрицат. Э.) разл. потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые Э., возникающие на основе высш. социальных потребностей человека, обычно наз. чувствами (интеллектуальными, эстетич., нравственными).

  21. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  22. Энциклопедия социологии

    (от лат. emoveo - волную, возбуждаю) - англ. emotion; нем. Emotion. Особый класс псих, процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, к-рые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности. Э. являются одним из главных механизмов внутренней регуляции псих, деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Особенности Э.: экспрессивность, динамичность, интенсивность, полярность.

  23. Источник: Энциклопедия социологии



  24. Социологический словарь

    (EMOTIONS) В XIX в. исследования эмоций сосредоточивались на их физических и психологических характеристиках. Авторитетную всестороннюю классификацию эмоций разработал Ч. Дарвин (Darwin, 1872). У. Джеймс (James, 1884) предложил «периферическую теорию эмоций», согласно которой восприятие возбуждающих стимулов вызывает определенные изменения в периферийных органах, таких, как кишечник и произвольные мышцы. С его точки зрения, эмоция есть восприятие этих физических изменений. Согласно теории Джеймса, мы бежим не потому, что напуганы, скорее мы напуганы потому, что бежим. Теория Джеймса была подвергнута критике У.Кенноном, который утверждал, что телесные изменения, якобы приводящие к возникновению эмоций, носят слишком общий характер для того, чтобы можно было провести различие между конкретными эмоциями. Впоследствии исследователи стали интересоваться индивидуальной когнитивной интерпретацией эмоциональных состояний. Эти когнитивные и мотивационные компоненты были описаны К.Р.Шерером как функции эмоции (Scherer, 1984). В психологической науке все еще наблюдается расхождение во мнениях между теми, кто полагает, что существуют особые природные физиологические изменения нервной, лицевой и двигательной деятельности, восприятие которых порождает субъективный эмоциональный опыт, и теми, кто считает, что в отсутствие специфических физиологических состояний решающим является когнитивное восприятие эмоций. Нет также единства во мнениях относительно классификации отдельных эмоций, а также относительно отличия эмоций от других аффективных состояний, таких, как ощущения (feelings) или чувства (sentiments). Эти психологические теории не интересуются ни культурными различиями в эмоциях, ни их историческим развитием или коллективной природой. Антропологи, например, проводят различие между культурами стыда и культурами вины. Стыд предполагает публичные, внешние средства контроля; вина же индивидуализирована и имеет частный характер. Такие социологи, как Н. Элиас, стремились к пониманию эмоций в их историческом контексте, утверждая, что эмоции изменяются в результате цивилизационного процесса. Например, больше не считается цивилизованным выражать на публике бурные эмоции ярости или страсти; исключением может быть современный спорт, где такие эмоции считаются допустимыми или уместными. Современные общества требуют высокого уровня контроля над эмоциями. Таким образом, согласно социологическим теориям, эмоции не являются простым восприятием возбуждения, поскольку они формируются культурой и социальными ситуациями. Например, в своем влиятельном исследовании эмоционального труда А.Р. Хошчайлд (Hochschild, 1983) показала, что от женщин, занятых в индустрии услуг, таких, как стюардессы, работодатели требуют производства эмоций, стремясь к тому, чтобы клиенты были довольны обслуживанием. Она рассматривает это искусственное производство аффектов в качестве аспекта отчуждения, возникающего на работе. Утверждается также, что эти изменения в социальном контексте эмоций тесно связаны с изменяющейся природой семейной жизни, ухаживания и интимности. Согласно Э. Гидденсу (Giddens, 1992), отчасти под влиянием романтизма и движения женщин произошла трансформация интимности. За демократизацией публичной сферы последовала демократизация сферы частной, вследствие чего доверию, уважению, взаимности и любви стало придаваться большее значение. Стабильность аффективных уз как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, зависит в настоящее время от взаимного удовлетворения интимности. Таким образом, семейная жизнь уже не зависит только от отношений собственности, узаконенного принуждения (legal enforcement) или полового воспроизводства. Без постоянного удовлетворения интимности семейные отношения по всей вероятности будут недолговечными. Согласно этой концепции, неприятие современным обществом бурных эмоций, связанных с ожесточенными столкновениями, сочетается с обращенным к мужчинам требованием соответствовать женским ожиданиям чуткого, интимного и нежного партнерства. Хотя некоторые феминисты могут утверждать, что над современным домохозяйством все еще господствуют ценности патриархальной семьи, сохранение домашнего насилия может рассматриваться как свидетельство неспособности мужчин приспособиться к этим изменениям в эмоциональных отношениях между мужчинами и женщинами. См. также: Аффективный индивидуализм; Брак; Нуклеарная семья; Патриархат; Феминистская социальная теория. Лит.: Kemper(1990); Barbalet(1998)

  25. Источник: Социологический словарь



  26. Толковый словарь по социологии

    (от лат. emoveo - волную, возбуждаю) - англ. emotion; нем. Emotion. Особый класс псих, процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, к-рые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности. Э. являются одним из главных механизмов внутренней регуляции псих, деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Особенности Э.: экспрессивность, динамичность, интенсивность, полярность.

  27. Источник: Толковый словарь по социологии



  28. Социология: Энциклопедия

    - непосредственное психическое отражение отношений к явлениям окружающей действительности и собственным состояниям, представляющее целостное единство его вегетативных и когнитивных компонентов. Акцент на способе проявления Э. подчеркивает ее физиологическую природу; в Э. задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Когнитивный компонент Э. более изучен и зачастую идентифицируется с самим феноменом Э. С другой стороны, в Э. непосредственно проявляется истинная природа и внутренняя структура субъекта, что и отличает их от мыслительных процессов как процессов опосредованных пространственно-временными и символически-операторными компонентами.

    В рамках становления социологической дисциплины проблематика Э. исключалась из ее предметности как психологическая (сравните статус аффективного действия у М. Вебера - ). Однако трансформации дисциплинарной науки и "новое заколдовывание мира" определяют возрождение интереса к Э. в рамках социологического дискурса. Понимание Э. как конкретных переживаний, затрагивающих и уровень телесности, и уровень культуры, ведет к признанию их роли в детерминации деятельности социальных акторов. "Социология Э." (J.M. Barbalet) вносит свои коррективы в рассмотрение отдельных аспектов социальной структуры и социального действия. Тем самым, понятие "Э." используется для анализа не только микросоциологических, но и макросоциологических проблем.

    О.В. Шапошникова

  29. Источник: Социология: Энциклопедия



  30. Большой Энциклопедический словарь

    ЭМОЦИИ
    ЭМОЦИИ (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  31. Источник: